» » » » Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине


Авторские права

Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине

Здесь можно скачать бесплатно "Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство Советский писатель Ленинградское отделение, год 1973. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине
Рейтинг:
Название:
Повесть о Федоте Шубине
Издательство:
Советский писатель Ленинградское отделение
Год:
1973
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Повесть о Федоте Шубине"

Описание и краткое содержание "Повесть о Федоте Шубине" читать бесплатно онлайн.








— Что ж, это можно, пиши. Приходи и пиши.

— Ох и портретик будет! Всем господам на зависть! Тех я наизусть, по памяти, малюю и то в восхищение приходят. А Евгению с натуры. Уж постараюсь, Федот Иванович.

Рано, в утренние часы, когда шубинская вся детвора почивала в крашеных кроватках, Аргунов приходил писать портрет с Евгении. Она охотно позировала, любовалась на себя в зеркале, поглядывала на портрет и дивилась, как постепенно, с каждым утром все ярче и сходственнее получался с нее портрет, и не только лицом схожа, казалось Евгении, но даже каждая складочка на кофте, каждая пуговка-застежка, каждая причесанная волосинка выглядит естественно, живо. Удивительно, до чего внимателен, до чего остер глазом этот друг-приятель Федота Ивановича!..

— Иван Петрович, а куда же вы деваете это рисование с меня? — осмелившись, спрашивала Евгения.

— Не знаю, голубушка. Думаю, что состаришься ты, а на этом холсте будешь постоянно свежая, молодая, красивая.

— Да хоть не подписывайте, кто я такая.

— А знаешь что, Евгения, как знать, может, и косточки и твои и мои истлеют, а на портрет люди будут долго смотреть.

Иногда Шубин отвлекался от работы, подходил к Аргунову, заглядывал на портрет и хвалил:

— Молодец, Иван Петрович, ей-богу молодец! Наша Евгения не уступит твоей Клеопатре, что писал когда-то для Шереметевых…

Приходила в мастерскую и Вера Филипповна. Любовалась также на прислугу-красавицу и, восхищаясь, говорила:

— Наша Еня по красоте твоей графине Шереметевой не уступит. Про себя мне и говорить не приходится. Бог красотой меня не наделил. Хорошо, что наши с Федотом портреты вы, Иван Петрович, не подписали, чьи они, с кого писаны. Люди не догадаются, кого вы изобразили.

— Догадаются, — смеясь, отвечал Аргунов, — если ваш портрет, Вера Филипповна, поставить рядом с портретом покойного Александра Филипповича Кокоринова, всякий понимающий физиогномию скажет, что вы есть его сестра, а значит и супруга ваятеля Шубина! А Федота кто не узнает? Кого же, как не его, из ваятелей я стал бы писать?.. Да и облик холмогорский, и полушубец овчинный, и все прочее… Нет, нет, вас всегда и во веки веков распознавать могут…

— Да и беды в том я не вижу, — добавлял от себя Шубин, становясь к высокому, погрудному верстаку, на котором стояли засохшие, вылепленные из серой глины модели будущих работ по заказу «конторы ее величества».

Глава тридцать пятая

Потемкин получил в подарок от царицы дворец. Здание это, построенное архитектором Старовым, отличалось от Зимнего, Царскосельского и других дворцов строгой и ясной простотой. Новый, спокойный классический стиль в архитектуре шел на смену пышному барокко. В центре главного зала дворца было предусмотрено колонное обрамление для статуи царицы. Заказ на статую поступил Шубину. И Шубин взялся. Он долго размышлял над композицией. Ему хотелось изобразить царицу как-то по-новому, нежели то делали другие художники. Пришлось обратиться к работам Левицкого, изобразившего Екатерину законодательницей, просмотреть работы художников-иностранцев: Торелли, Каравакка, Лампи и других. Шубин убедился, что это все не то, чего он должен добиться.

В ту пору в народе слухи о распутстве стареющей императрицы сменились едкими суждениями о ее безграничной расточительности.

Шубину из достоверных источников рассказал тот же Иван Аргунов:

— Царица совсем с ума сходит — чем старее, тем расточительнее. Заказала сделать во Франции художественный сервиз для графа Орлова из чистого серебра. В том сервизе будет две тысячи пятьсот предметов, а цена ему неимоверная. Обязалась уплачивать за него в рассрочку тринадцать лет. Положим, она не проживет столько, и придется ее курносому наследнику доплачивать.

— России придется доплачивать, Иван Петрович, России! Бросают деньги, как щепки, не на дело, не на ум, а на чванство, на спесь. Что только творится! — Шубин развел руками и вдруг ударил себя ладонью по лбу: — Эврика! Иван Петрович, эврика!.. Я изображу ее так: из рога изобилия — деньги, ордена — все сыплется ей под ноги. Скипетр должен быть опущен безвольно книзу, как кнут над заезженной лошадью, а герб, корону, весы правосудия, свод законов — спрячу под ноги позади ее величества, там этим царственным атрибутам честь и место. По сути говоря, все, все это брошено под ноги и растоптано.

— А ну-ка, набросай карандашом, как ты это представляешь, — предложил Аргунов, подавая Федоту лист бумаги.

Тот быстро штрихами изобразил воображаемую статую Екатерины и был весьма доволен осенившей его идеей.

— Остроумно, — заметил Аргунов, рассмотрев набросок, и добавил, что опущенный скипетр в руках Екатерины напоминает ему какой-то полузабытый эскиз Фальконе.

— Возможно, — ответил Шубин. — Ну и пусть, не Гордеева напоминает — и то хорошо.

— Поймут замысел — не одобрят, не пройдет, — дружески начал было отговаривать его Аргунов. — Кто знает… напрасно может столько труда пропасть… А впрочем, делай, если композиция пройдет утверждение на комиссии.

Однако эскиз одобрили и утвердили.

Шубину впервые пришлось работать над такой большой статуей. Громадную глыбу итальянского мрамора на тройке дюжих битюгов привезли к нему в мастерскую. Скульптор полагал, что труд его будет оценен по заслугам и, поработав, он сумеет обеспечить семью. Он жестоко ошибся. Ни Потемкин, ни Екатерина не вознаградили его за прекрасно выполненную им статую, к труду художника они отнеслись как к труду подневольного раба.

Статуя была сделана в полном соответствии с первоначальным замыслом скульптора. Иван Петрович Аргунов радовался успеху своего друга и находил, что только благодаря исключительному мастерству скульптора удалось в статуе Екатерины ловко скрыть вольность замысла. Статую из мастерской Шубина отвезли во дворец…

Уже был один случай, когда расточительный Потемкин готов был кому угодно продать дворец — подарок царицы. Но торговать подарками, даже в нужде — последнее дело. Выручила государыня. Она купила дворец за четыреста шестьдесят тысяч рублей, и когда князь отличился присоединением к России Крыма, Екатерина вторично подарила ему дворец. Хозяин и вновь подаренный ему дворец стали называться Таврическими…

Однажды Потемкин устроил большой праздник по поводу взятия Суворовым неприступной крепости Измаил. Три тысячи гостей веселились в залах дворца, триста музыкантов исполняли музыку на стихи, написанные Державиным: «Гром победы раздавайся, веселися храбрый росс!»

Танцами распоряжались внуки Екатерины Александр и Константин. Во время праздника во дворце горело сто сорок тысяч лампад и двадцать тысяч восковых свечей. На праздничные наряды, на украшение дворца и зимнего сада, на изысканное угощение трех тысяч избранных было брошено столько денег, что и десятой части хватило бы содержать всю жизнь всех увечных воинов, накопившихся за годы войн при Екатерине и ставших нищими.

Это был самый пышный бал из всех, какие только были в то время.

Шубин, оставив жену дома с детьми, приехал на вечер и, встретясь здесь с Аргуновым, вышел с ним из шумных салонов в зимний сад. Весна только началась, а в искусственном саду на зеленом дерновом скате цвели душистые жасмины, розы и померанцы. Меж кустами цветов были незаметно расставлены распространяющие аромат курильницы. Шубин с Аргуновым прошли в павильон, находившийся посреди сада. Там, на фоне сверкающей золотом драпировки, в изобилии светло-голубого освещения виднелась шубинская статуя. Десятки знатных персон стояли в отдалении, с умилением разглядывая образ царицы. Еще накануне торжества Екатерина интересовалась мнением других скульпторов и художников об этой работе Федота Шубина. Статую хвалили все, за исключением Гордеева, который сказал:

— Матушка-государыня слишком выглядит по-земному, а надо бы видеть ее как богиню, стоящую в золотой кумирне.

Больше он ничего не приметил.

Шубин с Аргуновым, впервые увидев статую в необычайно пышной обстановке, остановились поодаль ото всех как вкопанные и долго молчали. Наконец, заметив перед мраморной фигурой царицы жертвенник и надпись на нем: «Матери отечества и моей благодетельнице», Аргунов не без иронии спросил своего друга:

— Федот Иванович, что означают сии слова?

— Спроси Потемкина, — хмуро ответил Шубин, — это его слова. Если бы в моей силе и власти было, я обозначил бы так: «Мачехе отечества нашего». Пойдем отсюда…

В этот час, двенадцатый час ночи, «мачеха отечества» за столом, сервированным золотой посудой, сидела в кругу своих приближенных и лениво жевала гусиные лапки и петушиные гребешки, приготовленные изобретательным французским поваром в сметане с уксусом. Подавал блюда царице сам Потемкин. В том же зале Шубин и Аргунов за одним из многочисленных столов ужинали стоя. (В присутствии государыни не каждому полагалось сидеть.) В два часа ночи царица покинула Таврический. Ее провожала многочисленная, расцвеченная золотом и бриллиантами свита русских сановников и иностранных послов. С высоты антресолей наблюдали за этой сценой и оба художника. Хор певчих, провожая царицу, под звуки музыки пел на итальянском языке:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Повесть о Федоте Шубине"

Книги похожие на "Повесть о Федоте Шубине" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Коничев

Константин Коничев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине"

Отзывы читателей о книге "Повесть о Федоте Шубине", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.