Руслан Хасбулатов - Великая Российская трагедия. В 2-х т.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Великая Российская трагедия. В 2-х т."
Описание и краткое содержание "Великая Российская трагедия. В 2-х т." читать бесплатно онлайн.
Центральное место в книге последнего председателя Верховного Совета Российской Федерации и непосредственного участника драматических событий 21 сентября - 4 октября 1993 года занимает анализ деятельности Парламента, кремлевских правителей, сил Сопротивления и сил подавления конституционалистов.
Показаны истинные противоречия между высшими законодательной и исполнительной властями по вопросам экономической реформы и выбору пути развития государства, раскрываются причины (внешние и внутренние), которые привели кремлевское руководство к расстрелу танками здания Съезда народных депутатов и Верховного Совета.…
На всем протяжении своего существования место парламента в системе гражданского общества, в стуктуре высших государственных институтов неоднократно менялось. В период ломки и ликвидации феодальных порядков и становления нового строя, основанного на частном праве, парламент занимал центральное место в системе управления государством. В дальнейшем в связи с усложнением управления государством и возрастанием количества законодательных актов парламент был вынужден часть своих полномочий делегировать правительственным учреждениям, с одной стороны, а с другой — перестроить свою деятельность, сосредоточив основной объем работы в структурных подразделениях (в комитетах и комиссиях). За что, кстати, неоднократно подвергался критике со стороны как ученых, так и некоторых политических деятелей, заявляющих об упадке парламентаризма.
Надо отметить и следующую особенность: относительная самостоятельность парламентаризма по отношению к правительствам не является стабильной — она то возрастает, то понижается, что во многом обусловливается конкретным соотношением политических сил в стране в тот или иной период, иногда появлением сильного и одаренного, часто харизматического, лидера, склонного к популистским лозунгам и демагогии.
Европейские парламенты (и парламентаризм), пережив кризис 20-х — 30-х годов, существенно перестроив свою работу, сумели приспособиться к новым условиям. И, если в настоящее время однозначно утверждать идею о якобы приоритетной роли парламента в системе высших государственных органов можно лишь с некоторыми оговорками, то и утверждать обратное — незначительность роли парламента и отмирание системы парламентаризма — было бы по меньшей мере несерьезно, смехотворно.
У нас проблема гораздо сложнее — Россия не имеет опыта парламентаризма. Хотя можно сослаться на разного рода “парламенты”: боярские и земские думы, вече, государственные советы, Сенат и учредительные собрания, вплоть до ВЦИКа, Съезды депутатов, наконец, после 1936 года — на Верховные Советы, и снова, с 1990 года, на возрожденный Съезд народных депутатов — удивительное создание...
Поэтому возникает необходимость специально осветить место парламента в политической системе общества, во всем политическом процессе и, основываясь на этом понимании, — его положение как одного из высших органов государственной власти. При этом, безусловно, необходимо учитывать два корректирующих момента, а именно: во-первых, двухступенчатую организацию Российского Парламента, во-вторых, его положение в условиях общего кризиса власти в государстве.
Парламент и оппозиция
Демократия заинтересована в сильном парламенте, важнейшем гаранте против тоталитарных поползновений исполнительной власти — с одной стороны, и анархий — с другой. Но при этом необходимы законодательно закрепленные права оппозиции. Во всех законах о средствах массовой информации, о свободе совести просматриваются статьи об оппозиции. Но все по крохам. Демократический плюрализм исходит из того, что узаконить действия оппозиции надо. В цивилизованных странах оппозиция сегодня — завтра власть. Узаконенное положение об оппозиции приведет к гражданскому миру, а миротворческая деятельность парламента исходит из законных прав и обязанностей оппозиции.
Общеизвестно, что современный парламентаризм развивался в европейских странах в период их перехода от военной, варварской, непосредственной демократии к представительству самостоятельного частного интереса различных формирующихся социальных слоев и групп, имеющих обособленную собственность: рыцарских орденов, купеческих гильдий, ремесленных цехов, различных корпораций. С этой точки зрения парламент есть форма институционализации процесса демократии, то есть придание последней культурной или, как сейчас принято говорить, цивилизованной формы. Поэтому и сегодня вполне обоснованно звучат слова известного русского политического деятеля и ученого-юриста Ю.Н. Чичерина: “Парламентское правление служит признаком политической зрелости народа”.
Строго говоря, развитие парламента невозможно вне рамок и условий парламентаризма как более широкого культурного явления, то есть системы правовых, моральных и политических норм, традиций, “правил игры” различного уровня, вырабатываемых либо в результате практики применения формальной стороны демократии, либо в результате заимствования. Сам парламент лишь институционально возглавляет эту систему, однако без него как оригинальным способом организованного государственного органа само развитие демократии, придание ей именно цивилизованного вида, по-видимому, невозможно.
Проблема демократизации государства, власти сводится, коротко говоря, к праву меньшинства высказывать свое мнение, в том числе в ходе парламентских прений или дебатов. В условиях Российской Федерации культивировать это право — значит защищать ростки нового. Часто оно рождается и поддерживается меньшинством и только потом завоевывает себе сторонников. Вот почему парламент думает над правами оппозиции, видя в этом демократическую основу работы, сущность парламентаризма. Нужно принимать специальный закон, “встраивающий” оппозицию в систему государственной власти.
Технология парламентской демократии, как правило, реализуется на плюрализме трех главных составляющих: “центра”, сил — левее “центра” и сил — правее “центра”. Это — аксиома.
Авторитет власти демократического парламента, выработанными законами определяющий жизнедеятельность общества, набирает силу в том случае, если учитывает чаяния большинства народа. Парламент теряет ее, когда правая или левая оппозиция “уводит” проблему в круг своих интересов.
Размышляя о власти, думаю о необходимости подчинения общества единой воле, о регулировании отношений между людьми, связанными жизнью в обществе.
Размышления о власти — это одновременно и думы об оппозиции. Тот факт, что в России не существует официальной оппозиции структурам власти объясняется тем, что на протяжении 70 лет советской власти оппозиция в стране могла существовать лишь в двух формах — это диссидентство и обсуждения “на кухне”.
Вопрос об оппозиции — вопрос будущего России. Оппозиция представляет собой в потенции большую созидательную силу, но может стать и силой разрушительной. Она нужна как яд в лекарствах, в медицине...
Оппозиция — проблема инакомыслия, свободы слова, плюрализма, демократии и цивилизации. Научная, митинговая, политическая полемика очищающе действует на общество. Нет полемики, и начинается застой. Оппозиция должна быть сильной слева, но не менее слабой и справа. Очищение центра необходимо обществу, не менее важно и для парламента. Крайности должны подкреплять позиции “центра”, на которых твердо стоит парламент.
Парламентская оппозиция и ее политическое продолжение в обществе в виде партий, движений, фондов, в виде оппозиционной прессы представляет собой демократическую альтернативу действующей власти, — так принято во многих двупартийных странах, и здесь можно видеть укрепление в стране демократии.
Политика действенна, пока сохраняется оппозиция.
Оппозиция всегда стремится к власти. И это естественно. Оппозиция приходит к власти, но оппозиция в цивилизованном обществе конструктивно работает с той властью, на смену которой стремится прийти. Для российского парламента это новый процесс. Важно определить, насколько он жизненен и велики ли его животворные начала. Цель атаки оппозиции ясна — это активно действующая власть. Смена власти, этот естественный в обществе процесс, происходит двумя путями. Узурпация (насильстенное взятие власти) или получение власти парламенстким голосованием из рук народа.
Поучителен опыт зарубежных стран, где история развития насчитывает не один десяток лет. В Великобритании теневой кабинет, имеющий сегодня 18 мест, официально существует с начала ХХ века. Члены правящей партии проводят консультации с членами теневого кабинета. В США президент встречается с лидерами меньшинства сената и палаты представителей. Нельзя недооценивать пользу такого контакта с оппозицией — это дает возможность лучше узнать, а иногда и понять позицию идейного противника. Но в этих странах оппозиция действует на основе “партийного” принципа, то есть лидеры страны относятся к одной партии, а оппозиция — к другой.
Без оппозиции принципиально невозможна демократия.
В России же почти все руководство оказалось в одночасье “беспартийным”, а в стране официально существует большое количество партий, многие из которых, объединяя незначительное количество людей, занимаются лишь политической саморекламой, пропагандой и лоббированием в борьбе за решение какой-то одной политической, производственно-хозяйственной или социальной проблемы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Великая Российская трагедия. В 2-х т."
Книги похожие на "Великая Российская трагедия. В 2-х т." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Руслан Хасбулатов - Великая Российская трагедия. В 2-х т."
Отзывы читателей о книге "Великая Российская трагедия. В 2-х т.", комментарии и мнения людей о произведении.