Жозе Эрману Сарайва - История Португалии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Португалии"
Описание и краткое содержание "История Португалии" читать бесплатно онлайн.
Книга известного португальского историка и талантливого популяризатора исторических знаний Ж. Сарайва относится к числу наиболее читаемых в Португалии и Бразилии. Изданная впервые в 1979 г., она с тех пор неоднократно переиздавалась и обновлялась, была переведена на многие иностранные языки. Автору удалось в сжатой форме, но увлекательно изложить историю маленькой пиренейской страны, зачинательницы эпохи великих географических открытий и провозвестницы глобализации. Впервые на русском языке выходит в свет общая история Португалии, написанная португальским автором.
В 1852 г. был опубликован декрет, объявлявший конкурс на строительство железной дороги между Лиссабоном и Сантареном. Работы начали английские специалисты, и первый участок (Лиссабон — Каррегаду, 36 км) был открыт в 1856 г. Работы решительно продолжались. В 1864 г. была завершена магистраль Лиссабон — Порту; она заканчивалась в Вила-Нова-ди-Гая. Мост был открыт в 1877 г. В 1900 г. существовало уже 2371 км линий и было перевезено 12 млн. пассажиров, а также 2,7 млн. тонн грузов. Для этой дороги построили сотни металлических мостов (первых в стране), десятки туннелей, около пятисот станций. Некоторые из этих объектов считались выдающимися техническими достижениями: туннель под площадью Россиу в Лиссабоне, мост Марии Благочестивой в Порту, спроектированный Эйфелем, мост в Сетиле, который в течение какого-то времени был самым протяженным на Пиренейском полуострове.
В 1849 г. началось строительство сети дорог. В противоположность тому что происходило с железными дорогами, которые обычно создавались на кредиты (посредством системы гарантий процентной ставки и концессионного контракта на эксплуатацию), дорога должна была оплачиваться по мере ее строительства; этим объясняется то, что такие сооружения, как мосты и виадуки были гораздо более скромными. В конце столетия общая протяженность сети дорог достигала 10 000 км, а значит, строительство велось темпом 200 км в год, несмотря на некоторые перерывы в моменты финансовых затруднений.
В 1853 г. была отпечатана первая португальская почтовая марка. В 1855-м начал работать первый телеграф. Данные, касающиеся телеграфной и почтовой связи, дают представление о масштабе изменений в жизни Португалии во второй половине XIX в. В 1860 г. было продано марок на 155 конту, отправлено 34 895 денежных переводов на сумму 345 конту и послано 62 000 телеграмм. В 1890 г. продали марок на 897 конту, отправили 311 549-денежных переводов на 3746 конту, а число телеграмм увеличилось до 1 045 000.
Самым активным исполнителем этой огромной программы общественных работ был Фонтиш Перейра ди Мелу, инженер, получивший образование в Политехнической школе Лиссабона. Отсюда и название «фонтизм», которое дано политике создания дорог и средств связи. В свое время это была очень спорная политика, у которой и сегодня имеются противники. В действительности Фонтиш был техником, а не схоластом. Его команда состояла из инженеров, а не из идеологов. Он полагал, что прогресс быстрее достигается с помощью «инструментов создания богатства», нежели посредством идеологических споров. Поставленные цели по большей части были выполнены, и страна начала пробуждаться от своего векового паралича и приближаться по многим аспектам к европейским параметрам. Объем национального богатства вырос в абсолютных показателях. Либеральная философия, которая пропитывала государство, послужила тому, что этот рост породил ухудшение существовавших дисбалансов.
Коммерциализация сельского хозяйства и рост среднего класса
Либеральная теория о функциях государства не допускала его вмешательства в свободную игру экономической деятельности. Государство считало своей компетенцией строительство дорог, но усматривало в регулировании экономики оскорбление свободы. Экономический рост, ставший возможным благодаря созданию железнодорожных линий и проезжих дорог, был осуществлен благодаря спонтанной частной деятельности. А она, естественно, ориентировалась на самое легкое направление — коммерческую реализацию уже имевшегося богатства или того, которое можно легко получить, поскольку имелись такие факторы, как земля и рабочая сила.
Все то, что можно было извлечь из земли и исключить из собственного потребления, грузилось в вагоны и отвозилось на городской рынок или на причалы. Легкость коммерциализации начала быстро стимулировать рост производства.
Собственники старались увеличивать обрабатываемые площади и производительность уже используемых земель. Для достижения первой из этих целей были заняты пустовавшие земли, а также склоны гор, там, где крутизна рельефа позволяла их возделывать. В 1875 г. подсчитали, что «сорок лет назад обрабатываемая площадь составляла примерно треть нынешней»; в то время уже стали «редчайшими рощи, где еще недавно охотились на кабанов и ланей». Переход пустырей в собственность вырисовывался еще в XVIII в., но стал более интенсивным после 1850 г. До этой даты, пишет Алберту Сампаю, наибольшую часть горных склонов в провинции представляли собой пустоши или общие земли жителей какого-либо церковного прихода. Там пасли скот всех владельцев, вырубали деревья или заготавливали дрова все желающие. Затем эти земли были поделены. Каждый получил свою пашню, размеченную межами; вслед за этим хозяин ограждал ее сплошной изгородью и окончательно закреплял в частную собственность. Гражданский кодекс (1867) законодательно исключил из закона общинную собственность и освятил подробные нормы права на «разгораживание» (tapagem); это слово — неологизм, что само по себе показывает, как много это разгораживание содержало в себе нетрадиционного.
Другими последствиями давления торговли на сельское хозяйство стали сокращение части зарплаты, выдававшейся натурой, замена длительной аренды земли контрактами на более короткий срок и трехгодичная ротация фуражом и вследствие этого — увеличение поголовья скота. Механизация землепашества была ограничена отдельными случаями капиталистических хозяйств или усилиями пионеров этого дела, воодушевленных существовавшей в то время интенсивной пропагандой в печати и на выставках. В целом же использовавшейся энергией оставалась мускульная сила работников и тягловая сила волов. Техническим нововведением, получившим распространение, стала замена тысячелетней деревянной сохи металлическим плугом, позволявшим глубже рыхлить почву и тем самым увеличивать производство продукции. Но даже это нововведение не было повсеместным; еще сегодня в местах хранения сельскохозяйственных орудий в провинциях Бейры и Траз-уж-Монтиш можно встретить сохи доримского типа, которые использовались в начале XX века. И в наши дни используются воловьи упряжки примитивного типа, точно такие же, какие можно видеть на средневековых рисунках.
Огромный рост производства сельскохозяйственной продукции и основанной на ней торговли благоприятствовал собственникам земли и глубоко изменил жизнь мелких и средних хозяев. Первые отделились от крестьянской массы и образовали «класс среднего достатка»; вторые, бывшие скромные земледельцы, начали жить как «господа», сменив место жительства на загородные дома или на город.
Показатели роста благосостояния широкого слоя среднего класса весьма многочисленны. Лиссабон, который в течение первой половины века прозябал в границах, очерченных еще Помбалом, совершил скачок со 160 000 жителей в 1864 г. до 3 911 000 в 1890-м. Городская топография четко демонстрирует этот скачок; половина Лиссабона отстроена в XIX в.: кварталы Гомиш-Фрейри, Анжуш, Эштефания, проспекты Парка, а также Эштрела, Кампу ди Оурики, Лапа, Алкан-тара, Белен обновились за счет новых зданий. Большинство из них предназначалось для аренды; они не были индивидуальным жильем. Дома в несколько этажей поражали буржуазной роскошью: отделкой камнем, изразцами, множеством литья, штукатуркой под мрамор, имели широкие коридоры и много комнат. Количество строений 1800-х годов велико также в Порту; именно в этом растущем городе в ту пору возникли «острова» — концентрация нищих жилых домов в окрестностях. Эта огромная масса строений по всей стране (но гораздо менее плотная в провинции Алентежу) указывает на то, что гражданское строительство было в XIX столетии, как и в XX в., предпочтительной формой частных инвестиций; португальцы продолжают считать, что, «имея вещь без корня, не соорудишь фундамента». По сравнению с частным общественное строительство было совсем невелико. Государственные службы — казармы, больницы, школы — действовали в бывших монастырях. Среди немногих крупных сооружений, возведенных в столице по инициативе государства, — Лиссабонская тюрьма; из наиболее представительных частных — «Колизей развлечений» (Coliseu dos Recreios) и арена для корриды «Кампу-Пекену».
В то время появились первые «пляжи для купаний» — центры отдыха вблизи старых рыбацких поселков. Строились гостиницы при термальных источниках; в слабонаселенной гористой местности провинции Тразуж-Монтиш построили два отеля, схожих с королевскими дворцами; выражение «дворец-отель» было очень распространено в ту эпоху. В Лиссабоне бульвар помбаловского происхождения (сад, окруженный металлической оградой, которая по вечерам завешивалась холстом при свете иллюминации, чтобы не подглядывали простолюдины), был превращен в проспект Свободы по инициативе главы муниципалитета, обогатившегося благодаря знаменитым пирожным с начинкой из кокосовой стружки — современной разновидности старых, привычных, которые пекли по монастырскому рецепту, но теперь уже из теста, приготовленного из иностранной муки. С появлением нового класса победу одерживают новые привычки. Зарубежный хлопок приходит на смену льняному холсту, керосиновый фонарь заменяет работающую на растительном масле лампу, импортный стеарин изгоняет местный воск. Лексика служит хорошим свидетельством новых вкусов и нового типа потребления. В португальский язык врывается поток иностранных слов, поскольку город, семья, путешествия, питание, одежда нуждаются в новых терминах для выражения таких понятий, как «проспект», «отель», «клуб», «ресторан», «туалет»; «мама», «папа», «бебе»; «вокзал», «рельс», «вагон», «пароход», «док»; «крем», «пюре», «омлет», «бифштекс», «пудинг»; «шик», «блуза», «ковер» — все это были слова, не существовавшие раньше и которые лишь намного позднее проникли в язык жителей деревень.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Португалии"
Книги похожие на "История Португалии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Жозе Эрману Сарайва - История Португалии"
Отзывы читателей о книге "История Португалии", комментарии и мнения людей о произведении.