Хельге Палудан - История Дании

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Дании"
Описание и краткое содержание "История Дании" читать бесплатно онлайн.
История Дании, охватывающая огромный период времени со времен викингов и до начала ХХI в., написана ведущими датскими историками. На русском языке публикуется впервые. Одно это делает выход книги в свет настоящим событием в отечественной историографии. Россию и Данию связывают века взаимоотношений и многие людские судьбы, стоит вспомнить имена Витуса Беринга, императрицы Марии Федоровны и многие другие. И нельзя забывать, что царь Петр именно в союзе с Данией прорубал «окно в Европу». В то же время история Дании, когда-то великой европейской дepжавы, в современной России известна мало. Книга, выходящая в свет в серии «Национальная история», устраняет этот пробел. В ней рассмотрены основные этапы становления датской государственности и гражданского общества, проблемы социально-экономического развития, различные аспекты внешней политики. Книга адресована всем, кто изучает и преподает европейскую историю.
Внешние контуры тогдашнего королевства в целом идентичны нынешним. Построенные в основном после сильнейшего наводнения 1872 г. дамбы и прочие защитные сооружения позволили укрепить и упорядочить береговую линию. Зато в остальном ландшафт страны в описываемый период претерпел значительные изменения. В 1861 г. 34,5% территории Дании были покрыты зыбучими песками, дюнами, болотами и топями, а также протяженными равнинными вересковыми пустошами и холмами. Более половины земель Ютландии представляли собой целину. При составлении земельного кадастра в 1907 г. неокультуренные земли составляли уже всего лишь 18,4% территории всей страны, 8,9% островных территорий и 23,4% территории Ютландии. Окультуриванию, по преимуществу облесению, подверглось более 4 тыс. кв. км вересковых пустошей. Территория, покрытая лесом, таким образом, выросла вдвое. Одновременно значительно увеличились площади, занятые лугами и пастбищами. Осуществление крупных мелиоративных проектов, таких, как осушение болотистой местности на берегу залива Ламмефьорд в районе Одсхерреда, также способствовало расширению площадей, вводимых в сельскохозяйственный оборот.
Культурный же ландшафт, напротив, уже примерно в середине XIX столетия стал принимать более современный вид: на пригодных для ведения сельского хозяйства территориях повсеместно стали появляться располагавшиеся поодаль друг от друга усадьбы хуторян с прилегающими земельными участками. Правда, в течение данного периода постоянно росло количество небольших хозяйств и домов хусманов, чьи владельцы не имели земельных участков, а начиная с 80-х годов XIX в., характерной приметой сельского пейзажа в дополнение к церковным колокольням стали высокие дымовые трубы вновь созданных кооперативных маслобоен, которых в конце концов набралось более тысячи.
Как старые провинциальные города, так и новые поселки городского типа все больше стали разнообразить датский пейзаж; тем не менее к концу описываемого периода они составляли всего лишь несколько процентов общей территории страны. В середине века, до начала бурного роста пристанционных поселков, их доля была значительно меньше. Только пять самых больших провинциальных городов насчитывали свыше 5 тыс. жителей каждый, и даже в единственном, действительно крупном городе страны — Копенгагене в границах старых крепостных стен проживало по-прежнему чуть менее 130 тыс. человек. Большинство из 72 городов насчитывали менее 2 тыс. жителей, и, если бы не типичные для городских построек черепичные крыши, их было бы трудно отличить от больших деревень.
В процессе политической и экономической либерализации и урбанизации привычный для старого общества облик столицы и провинциальных городов кардинально изменился. В то же время в сельских районах появился целый ряд пристанционных поселков и поселков городского типа. Некоторые из них, такие, как Силькеборг, Эсбьерг и Хернинг, успешно развивались и со временем обрели городской статус.
К городской проблематике мы еще вернемся, а сейчас в заключение этого краткого географического обзора скажем несколько слов о дорожной сети страны. Еще в 1836 г. существовало 540 км общенациональных дорог с твердым покрытием на островах и всего лишь 40 км — в Ютландии. В последующие десятилетия появились новые магистральные дороги, а также вполне удовлетворительного качества внутрирегиональные шоссе. Тем не менее до начала следующего столетия, когда стал стремительно развиваться автомобильный транспорт, основную часть дорожной сети страны представляли дороги местного значения с низким качеством покрытия, проселки, колеи и тропы. В то же время за счет серьезных инвестиций началось строительство других, более удобных путей сообщения. Движение по железнодорожной линии от Копенгагена до Роскилле открыли в 1847 г., а в 1856 г. она была продолжена до Корсёра, но наиболее бурный рост железнодорожной сети наблюдался с начала 60-х годов. Примерно к 1880 г. были сданы в эксплуатацию основные магистрали, находившиеся в ведении государственной компании «Датские железные дороги», а в 1913 г. протяженность государственных и частных железнодорожных линий в Дании составила почти 4 тыс. километров.
В общем и целом города и транспортные артерии, включая крупные государственные и муниципальные портовые сооружения, к концу описываемого периода занимали менее 5% территории страны, в то время как 70% приходилось на долю земель сельскохозяйственного назначения. Площадь, занятая лесами, более чем удвоилась и составила примерно 8% территории. На первый взгляд Дания все еще оставалась ярко выраженной сельскохозяйственной страной, хотя половина ее населения к тому времени фактически проживала в городах.
Железные дороги (1875-1900)
Динамика народонаселения
В 1840 г. в границах собственно Дании проживало чуть менее 1,3 млн. человек. Семьдесят шесть лет спустя эта цифра увеличилась почти до 3 миллионов. Данные приводимой ниже таблицы (а также приложение 1) дают возможность благодаря промежуточным показателям составить четкое представление о динамике народонаселения и ходе процесса урбанизации — одного из наиболее существенных процессов развития общества в описываемый период.
Народонаселение Дании в 1840-1916 гг., человек, %
Столичный регион составляют Копенгаген и Фредериксберг. К другим отнесены некоторые поселки, имевшие право на торговлю и занятие ремеслами. В 1916 г., после того как статус городов обрели Силькеборг, Эсбьерг и Хернинг, в стране насчитывалось 74 таких города.
В состав населения сельских районов включены жители бурно растущих пристанционных поселков и пригородов, каковых было совсем немного до 1870 года. Однако в 1916 г. в 67 пригородах проживало 95 200 человек, а в 505 поселках городского типа — 257,8 тыс., что составляло целых 12% населения Дании, которые по справедливости следовало бы из графы «Сельские районы» перенести в графу «Торговые города».
В 1840 г. восемь из десяти датчан проживали в сельской местности, и еще в 1870 г., когда тенденция стала серьезно меняться, сельские жители составляли 75% всего населения, А в 1916 г. более половины датчан проживало в городах, если к последним отнести пристанционные поселки и пригороды. Тем не менее, несмотря на относительное уменьшение численности сельского населения, следует отметить, что в абсолютном выражении оно тоже увеличивалось и только на рубеже веков рост его прекратился.
Весьма примечательным является доминирующее положение столицы, в которой на протяжении всего описываемого периода проживало, с незначительными отклонениями, примерно столько жителей, сколько во всех провинциальных городах вместе взятых. В 1840 г. в самом крупном провинциальном городе страны — Оденсе проживало 9,2 тыс. человек, а среди других городов, численность населения которых превышала 5 тыс. человек, находились только Хельсингёр, Ольборг, Орхус и Раннерс. Насчитывалось двадцать городов с населением более 2 тыс. человек, в двадцати пяти проживало от 1 до 2 тыс. человек, а еще в двадцати двух — менее 1 тыс. человек. К 1916 г. население Оденсе увеличилось в 5 раз, а в Орхусе — в 9 раз и составило 65,9 тыс. человек, что позволило ему в 70-х годах XIX в. стать вторым по величине городом страны.
Большинство городов переживало период расцвета, но тенденция была вовсе не однозначной, и некоторые из них, такие как Эрёскёбинг, прекратили расти. В 1916 г. половина горожан страны проживала в столице, немногим менее 30% — в 16 городах, насчитывавших более 10 тыс. жителей, и чуть более 20% — в остальных 58 городах, население десяти из которых не превышало 2 тыс. человек.
За этими цифрами скрывается целый ряд весьма существенных изменений в структуре населения, происшедших в течение описываемого периода.
В первую очередь поражают сами темпы роста. Вплоть до 1800 г. показатель численности населения находился значительно ниже отметки 1 млн. человек. За первые сорок лет XIX столетия численность населения возросла до 1,3 млн., а в последующие семьдесят шесть лет увеличилась в 2,3 раза. И виной тому была вовсе не иммиграция, потому что, хотя в Данию и переселилось 50 — 75 тыс. шлезвигцев, шведов и поляков, 300 тыс. датчан за тот же период эмигрировали, в основном в США. Большую часть эмигрантов составляли малоимущие жители сельских районов, многие из которых сначала пытались устроить свою жизнь в городах.
Рост населения также нельзя объяснить повышением рождаемости: на протяжении практически всего XIX столетия в среднем ежегодно в расчете на год рождалось чуть более 30 детей на тысячу жителей, а начиная с конца 90-х годов этот показатель неуклонно снижался, ив 1916 г. на тысячу жителей пришлось лишь 16 новорожденных. Причину роста населения следует искать в снижении смертности. Если вплоть до середины 30-х годов XIX в., при значительных колебаниях в отдельные годы, в среднем в Дании умирало примерно 25 человек на тысячу жителей ежегодно, то в последующем вплоть до начала 90-х годов этот показатель стабилизировался и составил примерно 20 смертей на тысячу жителей, а затем постоянно снижался и достиг уровня 13 на тысячу жителей. Более подробный анализ позволяет сделать вывод о том, что в основном снижалась детская смертность, в первую очередь грудных младенцев. В 40-х годах XIX в. расчетная продолжительность жизни новорожденных мужского пола составляла 40,9 года, а женского пола — 43,5 года, тогда как перед самым началом первой мировой войны — 56,2 и 59,2 года соответственно. Двадцатилетние же, напротив, могли прибавить к среднему сроку жизни пять — шесть лет и дожить, таким образом, до 66 — 67 лет. А для шестидесятилетних прогнозируемая средняя продолжительность жизни составила 75 и 76 лет соответственно, что всего лишь на два года больше, нежели в 40-х годах XIX столетия.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Дании"
Книги похожие на "История Дании" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Хельге Палудан - История Дании"
Отзывы читателей о книге "История Дании", комментарии и мнения людей о произведении.