Андрей Снесарев - Невероятная Индия: религии, касты, обычаи

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Невероятная Индия: религии, касты, обычаи"
Описание и краткое содержание "Невероятная Индия: религии, касты, обычаи" читать бесплатно онлайн.
Сколько в Индии насчитывается богов и какие боги самые главные? Какие касты — неприкасаемые? Что пили древние арии? Как взглядом можно испортить еду? Почему при кремации мужчин использовали сандаловое дерево, а женшин — навоз? Почему пожелание выглядеть старухой носит исключительно положительный смысл? Почему индийские последователи зороастризма парсы никогда не снимают головные уборы? Как наматывается чалма? Каким словом заменяется несчастливое число «один»? Сколько раз подряд следует чихать, чтобы не накликать беду? Что индийцу сулит подергивание правого глаза и дрожь в правой руке и насколько полезно, проснувшись, увидеть хвост черной коровы? Ответы на эти и многие другие вопросы можно прочитать в этой книге.
Андрей Евгеньевич Снесарев (1865–1937) — генерал-лейтенант царской армии, ученый-востоковед, ректор и профессор Московского института востоковедения.
63
Вероятно, от этого периода в современном парсизме сохранились обычаи, взятые когда-то от индуизма, как, например, опоясывание мальчика по достижении им семи лет и омытие его коровьей мочой, вообще омовение ею утром, после сна, при родах или принятие внутрь «с целью очищения», браки малолетних и т. д. Скорее всего, в это же время они оставили свой родной язык и усвоили язык гуджарати.
64
До этого времени жрецы не понимали авестийского и читали «Авесту» только в пехлевийском переводе, хотя и могли разбирать оригинальный авестийский алфавит. В настоящее время у парсов в Индии есть духовные семинарии, где будущие жрецы изучают авестийский, пехлеви и персидский. Ныне высший класс жрецов (дастуры) хорошо знает свою религию и отличается ученостью; средние жрецы (мобеды) и низшие (гербады) по-старому невежественны.
65
Саошьянт — в зороастризме Спаситель, который придет на землю для окончательной победы Добра над Злом. (Прим. ред.).
66
Тут будет иметь место даже целый цикл манер и приличий, которые должны быть усвоены и выполняемы членами касты в зависимости от пола, возраста, общественного положения и т. д.
67
В Южной Индии старшина деревни часто бывает столь низкой касты, что не смеет входить в хижины некоторых из своих подчиненных; когда же он собирает на совещание свой штаб, то помещает представителей его на почетное место, а сам садится в сторонку и подальше, на голую землю.
68
Священные книги индусов различают восемь форм законного брака.
69
Махарана Удайпура, первый из князей Раджпутаны, свое право на первенство основывал на том, «что в его крови нет ни капли посторонней крови».
70
Что каста может соединить богача и бедняка, профессора и земледельца, на это часто напирают индийские исследователи касты, подчеркивая ее достоинства как объединяющего начала.
71
E. Senart. Les castes dans Linde, les faits et le système. Paris, 1896. P. 23.
72
H. H. Risley. The People of India. Calcutta — London, 1915. P. 68.
73
Эндогамия — норма, предписывающая заключение брака в пределах определенной социальной или этнической группы.(Прим. ред.).
74
Это понятие очень условно: есть касты, члены которых не могут жениться вне пятнадцати семейств.
75
Экзогамия — запрет брачных отношений между внутри одного рода или общины. (Прим. ред.).
76
См.: М. Kovalevsky. Tableau des origines et de I'évolution de la famille et de la propriété. Stockholm, 1890. P. 119; русск. пер.: М. Ковалевский. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. М., 1939.
77
E. Senart. Les castes… P. 232.
78
«Махабхарата» и «Рамаяна» говорят о касте как о древнем учреждении, а зерна этих эпосов, особенно второго, ко времени Александра Македонского были, конечно, налицо. Для суждения о касте времен Александра Македонского см.: Страбон. География XV, 1, 39–41,46-49.
79
Авторство «Манава-дхармашастра» («Законы Ману») приписывается Ману — прародителю человеческого рода в текстах индуизма. (Прим. ред.).
80
Он смешивает понятия лишь в одном случае (Ману X, 31), так что, может быть, перед нами просто ошибка.
81
Ману IX, 329.
82
Ф. Ленорман (Руководство к древней истории Востока до персидских войн. Т. II, вып. 3. Индийцы. Киев, 1879. С. 317–318) упоминает о кушитских племенах, вошедших в Индию за дравидийской волной и принесших с собой высокую культуру Халдеи и Южной Аравии; эти кушиты, или нарики (теперь найяры), были первым народом, на который наткнулись арии и на который они произвели впечатление степных варваров. В «Махабхарате» упоминается удивление вторгшихся ариев перед роскошью жизни и промышленной деятельностью кушитов. Догадка Ленормана об этике народов, встреченных в Индии ариями, сомнительна и вообще требует подтверждений, но их более высокая культура по сравнению с ариями едва ли оспорима.
83
Ману говорит, что пока вайшья не отказывается от скотоводства, другие не должны им заниматься (Ману IX, 328). Он же упоминает, что, хотя некоторые считают земледелие прекрасным делом, оно порицается добродетельными людьми (плуг, разрезая землю, разрезает живые существа) (Ману X, 84).
84
Автор предупреждает брахманов высокого толка не селиться в той стране, где правители — шудры (Ману IV, 61).
85
Ману XI, 34.
86
Ману IX, 179.
87
Ману X, 32–39.
88
Ману X, 47–49.
89
Апапатра — лицо столь нечистое, что прикосновение его к сосуду делало последний нечистым; сосуд должен был быть разбит, дабы им никогда не воспользовался арий.
90
Ману X, 51–56. Чамары, домы, махары, дхеды, парии и т. п. и поныне живут согласно этим правилам. Это отражается и в народных поговорках, например; «Махар приносит своему богу рваные одеяла, а куклами у его ребенка служат кости».
91
Ману VII, 42.
92
Ману X, 64.
93
Идеей чистоты крови проникнуты все сборники дхармы, и чем они старее, тем она выступает ярче. Например, как у древних евреев, жена умершего может «восстановить семя мужа, воспользовавшись его братом» (Гаутама XVIII, 4; Апастамба II, 2–3, 10, 27; Ману IX, 59–60); или такая фраза: «Мужья… следите за женами и бойтесь семени иностранца, старательно следите за рождением ваших детей, чтобы семя чужестранца не попало в вашу семью» (Гаутама XVIII, 9) и т. д.
94
Ману VIII, 88.
95
Наказания разные: понижение статуса до уровня шудр, потеря брахманства и наказание адом, потеря искупления, неприглашение на поминки и т. д. Одна из шлок (двустиший, которыми написаны основные произведения древнеиндийской литературы) гласит: «Для целующего шудрянку, для оскверненного [ее] дыханием, а также для породившего от нее потомство не предписывается искупления» (Ману III, 19).
96
Сравни еврейское законодательство (Левит XX, 10 или Второзаконие XXII, 20–22), наказующее мужа или жену, совершивших блуд, смертью, а мужчину и обрученную девицу побиением камнями.
97
Ману VIII, 364, 366.
98
Ману VIII, 374, 376–377.
99
Шерринг, один из наиболее тщательных исследователей касты, насчитывал 1886 одних лишь «брахманских племен» (М. A. Sherring. Hindu Tribes and Castes: Together with an Account of the Mahomedan Tribes of the North-West Frontier and of the Aboriginal Tribes of the Central Provinces. Vol. II. Calcutta, 1879. P.XXII–XLVI).
100
После того как раджпуты в X–XV столетиях сдали свои политические позиции мусульманам, многие из них разбрелись по разным углам Индии в качестве авантюристов, начальников отрядов, специалистов военного дела и т. д. Отсюда стремление объявить себя раджпутом часто имело под собой значительное историческое основание.
101
В пуранах и «Махабхарате» изложена легенда о том, как шестое воплощение Вишну — Парашурама («Рама с топором») избил кшатриев и восстановил привилегированное положение брахманов.
102
Более мелкие подразделения касты, в пределах которых строго воспрещаются брачные сношения.
103
Чаще всего разумеется употребление мяса, вина, дозволение вдовам второго брака и т. п.
104
Слова М. Элфинстона (М. Elphinstone. The History of India. The Hindu and Mahomedan Periods. L., 1857. P. 63).
105
G. Le Bon. Les Civilisations de I’lnde. P., 1887. P. 637.
106
Баядерка (порт, «танцовщица») — европейское название храмовых танцовщиц и певиц в Индии; то же, что и девадаси. (Прим. ред.).
107
Майна (Acridotheres tristis) — один из видов скворцов, наиболее популярных в народе.
108
В Северной Индии патвари назначаются извне, получают специальную подготовку, а на юге страны должность карнама до последних дней оставалась наследственной. На севере патвари часто работают на несколько деревень, но их, во всяком случае, больше, чем учителей, так как один учитель иногда приходится на 15 деревень и более.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Невероятная Индия: религии, касты, обычаи"
Книги похожие на "Невероятная Индия: религии, касты, обычаи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Снесарев - Невероятная Индия: религии, касты, обычаи"
Отзывы читателей о книге "Невероятная Индия: религии, касты, обычаи", комментарии и мнения людей о произведении.