» » » Евгений Ильин - Пол и гендер


Авторские права

Евгений Ильин - Пол и гендер

Здесь можно купить и скачать "Евгений Ильин - Пол и гендер" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Ильин - Пол и гендер
Рейтинг:
Название:
Пол и гендер
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пол и гендер"

Описание и краткое содержание "Пол и гендер" читать бесплатно онлайн.



Данная книга представляет собой наиболее полное в отечественной психологии рассмотрение вопроса о физиологических, психологических и социальных различиях мужчины и женщины. Автором систематизированы отечественные и зарубежные исследования, в том числе и новейшие, по половым и гендерным особенностям людей. Показана необходимость совместного рассмотрения этих особенностей.

Помимо обсуждения теоретических и методологических вопросов в книге представлены методики выявления гендерных различий (психологического пола). Издание представляет несомненный интерес для психологов, медиков, педагогов и студентов вузовских факультетов соответствующих профилей.






Однако Ф. Зимбардо отмечает, что в Японии и на Тайване гораздо больше застенчивых мужчин, чем женщин. В Израиле, Мексике, Индии, наоборот, более застенчивы женщины, а в США эти различия отсутствуют.

Половые особенности эмпатийности. По некоторым данным, женщины более склонны к эмпатии, чем мужчины (Sidman J., 1969; Feingold, 1994; Cohen, Strayer, 1964; Лукьянова Е. В., 2006), что, в частности, проявилось во время просмотров слайдов или слушания рассказов (Hunt, 1990). Большую склонность девочек к сопереживанию по сравнению с мальчиками выявила и М. Л. Бутовская (1997). По данным Е. В. Лукьяновой, студенток с высоким уровнем эмпатии в четыре раза больше, чем студентов, а с низким уровнем эмпатии – в 2 раза меньше. Правда, некоторые авторы отмечают, что мальчики, наблюдаемые в естественной обстановке, часто оказываются не менее эмпатичными и сопереживающими, чем девочки (Fabes et al., 1990; Zahn-Waxler et al.,1992). Женщины более склонны плакать и говорить о своем огорчении в ответ на огорчения других (Eisenberg, Lennon, 1983). Меньшая эмпатийность мужчин проявилась в одном исследовании (Connors J., Heaven P., 1990) по отношению к больным СПИДом. Мужчины более склонны считать этих больных девиантными, некомпетентными, людьми, недостойными сострадания и поэтому заслуживающими социального дистанцирования.

...

Пятьдесят два процента представительниц прекрасного пола заявили, что теряют сочувствие к своему заболевшему супругу уже через пять минут после его первой жалобы, а 18 % – и того раньше. Зато 70 % мужчин утверждают, что сочувствуют простуженным подругам и женам. Около 60 % даже готовы взять хлопоты по дому на себя, а 64 % – приготовить ужин. Больше того, 37 % мужчин готовы взять по такому случаю на работе отгул. Взаимностью им ответят лишь 19 % женщин.

Источник: Wday.ru. 26.12. 2008

И. В. Грошев (1997) выявил некоторые половые различия в эмоциональных качествах, связанных с эмпатией у студентов-медиков (табл. 7.2).

Таблица 7.2.

Выраженность эмоциональных особенностей у студентов-медиков разного пола (баллы)

Как видно из таблицы, у студенток-медиков все эмпатичные характеристики выражены больше, чем у студентов-медиков.

По данным Е. П. Ильина и А. Н. Липиной (2007), у взрослых людей, за исключением людей пенсионного возраста, эмпатия несколько выше у женщин, чем у мужчин (табл. 7.3).

Таблица 7.3. Выраженность эмпатии у мужчин и женщин (баллы)

Нэнси Айзенберг и ее коллеги, изучавшие эмпатию у детей 10–12 лет (Eisenberg N., 1989; Eisenberg, Shell, Pasternack et oth., 1987), полагают, что большая эмпатичность девочек этого возраста проявляется потому, что они морально созревают раньше, чем мальчики. Большая же эмпатийность женщин по сравнению с мужчинами объясняется (Tavris, 1992) гендерными ролями (заботливость первых и властность, независимость, соперничество вторых), а также соответствующим этим ролям воспитанием детей (Block, 1973). У девочек поощряется выражение ими своих эмоций, а у мальчиков формируется установка на подавление их выражения. Игра девочек с куклами развивает эмпатическую экспрессию, а «мужские» игрушки ее не развивают. Д. Блок предполагает, что у мужчин вследствие этого имеется менее богатый опыт в сфере эмпатийной отзывчивости, и в результате они просто не знают, как реагировать на эмоциональный дискомфорт другого человека.

К. Н. Суханова (2001) получила данные, согласно которым мужчины больше нуждаются в эмоциональном участии (100 % и 60 %), женщины же чаще сохраняют эмоциональную безучастность в отношениях (60 % против 40 %). Эти на первый взгляд парадоксальные данные не выглядят таковыми, если учесть, что мнение о большей природной эмпатийности (как частного проявления большей эмоциональности) женщин рядом исследователей подвергается сомнению. Многое в обнаружении эмпатийных различий между мужчинами и женщинами зависит от используемых при их выявлении критериев . Айзенберг и Леннон (Eysenberg, Lennon, 1983) определили: чем менее очевидно, что тест измеряет уровень эмпатии, тем меньшие половые различия выявлялись. Так, существенные различия наблюдались с использованием шкал, где обследуемый должен был сообщить, насколько эмпатичным он стремится быть, небольшие различия – при использовании шкалы, где надо было сообщить о своих чувствах после переживания эмоционально насыщенной ситуации, а при использовании физиологических показателей или мимических реакций различий вообще не было найдено.

Т. П. Гаврилова (1977) показала, что формы эмпатичного поведения – сопереживание и сочувствие – по-разному проявляются у детей разного пола. Сопереживание взрослым и животным чаще наблюдалось у мальчиков, а сочувствие – у девочек. По отношению же к сверстникам все оказалось наоборот: сопереживание чаще демонстрировалось девочками, а сочувствие – мальчиками. В целом же и те и другие чаще сочувствовали, чем сопереживали.

Как показано В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман (2001), эмпатичная реакция девочек и мальчиков определяется видом эмоциогенного стимула. Когда девочки слышат детский плач (в магнитофонной записи), то у них резко активируются центры слуха, зрения, моторные и задние ассоциативные зоны мозга; у мальчиков реакция значительно менее выражена. Картина меняется, когда звучит глагол «плачут»: у мальчиков реакция указанных зон коры выражена отчетливо, а у девочек – слабо. Авторы объясняют более сильную реакцию девочек на плач по сравнению со словом тем, что плач для женщин является самым важным биологическим сигналом. Плач – это ведущая коммуникация матери и ребенка.

По данным Е. В. Лукьяновой (2006), у девушек уровень эмпатии выше в отношении к животным, детям, героям художественных произведений, родителям и незнакомым людям.

Изучение такого эмоционального свойства личности, как сентиментальность (Ильин Е. П., Липина А. Н., 2007), показало существенные различия между мужчинами и женщинами (рис. 7.6).

Рис. 7.6. Выраженность сентиментальности у мужчин и женщин разного возраста

Вина и совестливость. Фактор пола оказывает сильное влияние на переживание вины: у мужчин оно выражено слабее, и они гораздо реже говорят о переживании вины, чем женщины (Куликов Л. В., 1997; Савина В. С., 2001).

Это нашло подтверждение и в моем исследовании совестливости, проведенном с помощью разработанного опросника: у мужчин величина совестливости оказалась равна 4,7 балла, а у женщин – 7,2 балла.

Различия по тревожности (эмоциональной стабильности). Факт большей тревожности и нейротизма (влекущих к эмоциональной лабильности, нестабильности) лиц женского пола по сравнению с лицами мужского пола обнаружен во многих исследованиях (см., напр., работы Баданиной Л. П., 1996; Кузаковой В. Д., 1975; Винокурова А. И., 1996). Различия между лицами разного пола по тревожности и нейротизму выявлены в исследовании, проведенном мною совместно с дипломницей Н. А. Герасимовой на школьниках старших классов (рис. 7.7 и 7.8).

Рис. 7.7. Половые различия по личностной тревожности

Рис. 7.8. Половые различия по нейротизму

Однако, несмотря на свою большую тревожность в сравнении с мужчинами, женщины более способны к ее подавлению (К. Д. Шафранская, 1973). Чтобы отвлечь себя от мрачных мыслей, мужчины чаще, чем женщины, используют различные занятия.

Л. П. Баданина (1996), связывает большую тревожность девочек с тем, что они с большей осознанностью, чем мальчики, воспринимают роль школьника. Различны у мальчиков и девочек в разном возрасте и доминирующие причины тревожности (автор называет их видами тревожности). У девочек школьная тревожность доминирует в 7–9 лет, а в 10 лет уступает свое место самооценочной тревожности. У девочек младших классов на фоне меньшего количества невротических реакций, чем у мальчиков, наиболее часто отмечается неустойчивость настроения, капризность, плаксивость, грусть, тоска, застенчивость, боязливость, подверженность страхам, повышенная обидчивость. У мальчиков 7 лет доминирует межличностная тревожность, школьная тревожность преобладает в 8–9-летнем возрасте. При этом уже в 9 лет показатели самооценочной тревожности у мальчиков начинают выравниваться с показателями школьной тревожности. На фоне большего количества невротических реакций у мальчиков младших классов наблюдается агрессивность, драчливость, гиперактивность.

Нужно отметить, однако, что в приведенных выше исследованиях обследуемыми были либо младшие школьники, либо старшие школьники и взрослые. Между тем у школьников пубертатного возраста, по данным Н. В. Бирюковой с соавторами (1976), происходит инверсия: большую тревожность обнаруживают уже не девочки, а мальчики (рис. 7.9).

Рис. 7.9. Нейротизм у школьников разного пола: а – низкий нейротизм; б – высокий нейротизм

Возможно, меньшей тревожностью лиц мужского пола объясняется более сильное в сравнении с лицами женского пола стремление к новому.

Проблемная озабоченность (беспокойство). Большая тревожность и нейротизм лиц женского пола проявляется и в их большей проблемной озабоченности. С. Арчер (Archer, 1985) установила, что 42 % девушек обеспокоены невозможностью совмещения в будущем семьи и работы. Среди юношей лиц с такой обеспокоенностью не было. Семьдесят пять процентов юношей ответили, что их ничего не беспокоит, в то же время среди девушек таких оказалось только 16 %.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пол и гендер"

Книги похожие на "Пол и гендер" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Ильин

Евгений Ильин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Ильин - Пол и гендер"

Отзывы читателей о книге "Пол и гендер", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.