» » » Евгений Ильин - Пол и гендер


Авторские права

Евгений Ильин - Пол и гендер

Здесь можно купить и скачать "Евгений Ильин - Пол и гендер" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Ильин - Пол и гендер
Рейтинг:
Название:
Пол и гендер
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пол и гендер"

Описание и краткое содержание "Пол и гендер" читать бесплатно онлайн.



Данная книга представляет собой наиболее полное в отечественной психологии рассмотрение вопроса о физиологических, психологических и социальных различиях мужчины и женщины. Автором систематизированы отечественные и зарубежные исследования, в том числе и новейшие, по половым и гендерным особенностям людей. Показана необходимость совместного рассмотрения этих особенностей.

Помимо обсуждения теоретических и методологических вопросов в книге представлены методики выявления гендерных различий (психологического пола). Издание представляет несомненный интерес для психологов, медиков, педагогов и студентов вузовских факультетов соответствующих профилей.






Различия в иерархии интересов мужчин и женщин сохраняются и в зрелом возрасте. По данным Т. В. Андреевой (1998), у мужчин чаще проявляется интерес к творчеству, затем к познанию, к работе, у женщин – к познанию, затем к творчеству, к семье.

О чем разговаривают мужчины и женщины. В ряде работ западных психологов (Carlson et al., 1936; Landis C., 1927; Landis M., Burtt H, 1924; Moor H., 1922; Watson et al., 1948) интересы изучались по обрывкам разговоров, подслушанных в оживленных местах разных городов США и Англии. В мужских разговорах наиболее распространенными были такие темы, как деньги, коммерческие дела и спорт; женщины чаще говорили о других женщинах и об одежде. Отмечается (Tannen, 1990), что в разговорах мужчины чаще концентрируются на задачах, а женщины – на отношениях между людьми. В группах разговоры мужчин более информативны, женщинам же важнее поделиться с подругами новостями и переживаниями, получить помощь или оказать поддержку (Dindia, Allen, 1992; Eagly, 1987).

8.5. Половые особенности принятия решений

Важным моментом в процессе мотивации является принятие решения о том, какую цель предпочесть, если имеются альтернативы. Неоднократно в литературе отмечалось, что в условиях неопределенности мужчины более склонны к риску, чем женщины. Это нашло подтверждение и в недавнем исследовании А. В. Румянцевой (2008); автор выявила три типа принятия решений – рациональное, рискованное и ориентированное на мнение других людей. Оказалось, что первый и последний тип более характерны для лиц женского пола, а второй – для лиц мужского пола (табл. 8.6).

Таблица 8.6. Типы принятия решений у лиц мужского и женского пола (процент случаев)

8.6. Особенности направленности личности у мужчин и женщин

Половые различия в направленности восприятия внешнего мира имеются уже у младенцев. В одном из исследований (Connellan et al., 2000) рядом с младенцами находился активный экспрессивный человек и, кроме того, в этом же помещении был неживой предмет примерно с человеческий рост: девочки дольше смотрели на человека, мальчики – на предмет. Это показывает, что уже с самого раннего возраста лица женского пола более социально ориентированы.

Обследование студентов казанскими психологами («Психологические…», 1977) показало, что личностная направленность больше выражена у лиц мужского пола, а направленность на взаимодействие – у лиц женского пола, деловая же направленность выражена у тех и других одинаково. О направленности лиц мужского и женского пола можно судить и по тематике рисунков, выполненных теми и другими на свободную тему. Оказалось, что студентки имели больше рисунков по темам «Природа», «Быт», а студенты – по темам «Спорт», «Техника».

К. Хорни (1993) отмечает, что существуют различия в том, куда направлен творческий импульс мужчины и женщины. Женский способ существования реализуется преимущественно через его направленность вовнутрь, через внимание к глубоким переживаниям и инсайтам. Мужской способ существования характеризуется направленностью творческого импульса вовне, на поиск возможностей преобразования внешнего мира через взаимодействие с ним и утверждение себя в нем. Таким образом, самореализация женщины в отличие от мужчины происходит не через поступки, а через процесс самоосознания.

Е. П. Кораблина (1999) пишет, что смыслом существования женщины является самоотречение, растворение себя, посвящение себя кому-то через принятие объекта своей любви в свой душевный мир. Для мужчины же любовь в этом понимании является лишь частью жизни, поскольку другая часть посвящена им построению внешнего (по отношению к своей субъективности) мира и поиску в нем смысла своего существования.

Гуманистическая направленность личности. Принято считать, что лиц женского пола с гуманистической направленностью значительно больше, чем лиц мужского пола, в то же время с эгоистической направленностью личности больше лиц мужского пола, чем женского. Д. И. Фельдштейн связывает эти различия с социальными ролями, выработанными обществом для лиц мужского и женского пола.

Однако, как пишет К. Муздыбаев (2000), предположение о большей эгоистичности мужчин не подтверждается. В разном возрасте соотношения между лицами мужского и женского пола по эгоизму разные: до 19 лет юноши более склонны к эгоизму, чем девушки, от 20 до 40 лет различий нет, а после 40 более эгоистичными становятся женщины.

Общественная направленность. Как показано в ряде исследований, общественная активность у школьников разного пола существенно отличается.

По данным Е. А. Сидорова (1984), во всех классах (младших, средних и старших) физкультурно-общественную работу чаще выполняют мальчики, чем девочки, причем с возрастом это различие увеличивается.

Существенно, однако, то, что девочки добросовестнее относятся к выполняемым поручениям. В младших классах добросовестных было 70 % мальчиков и 95 % девочек, в средних классах – соответственно 70 и 90 %, в старших классах – 62 и 87 %. Очевидно, поэтому наиболее сложные и ответственные поручения, по данным одного социологического исследования, выполняли 45 % девочек и только 17 % мальчиков («Общественная…», 1978). Причину относительной социальной пассивности мальчиков в школе видят в слабости их контактов со сверстниками и взрослыми вследствие отсутствия специализации воспитательной работы с учетом пола, а также феминизации труда в школе в связи с преобладанием в учительском коллективе женщин (Кондратьева С. В., 1977).

По данным Д. Макклелланда, женщины состоят в большем количестве общественных организаций, чем мужчины.

Различия в мечтах (желаниях). Левинсон (Levinson, 1990) отмечает, что как для мужчин, так и для женщин мечта имеет центральное значение. Но если для мужчин мечты о будущем носят однородный характер и связаны с работой, то женским мечтам часто присуща раздробленность: карьера и замужество. Лишь домохозяйки имели однородную мечту: все свое свободное время они хотели посвятить обязанностям жены и матери, как это когда-то делали их собственные матери.

Глава 9. Способности мужчин и женщин

Если бегло взглянуть на перечень имен в биографических справочниках, то легко можно заметить, что лишь немногие женщины попали в разряд выдающихся деятелей. В исследовании Г. Эллиса (Ellis, 1904) в группу из 1030 одаренных людей Британии вошли только 55 женщин. К. Кастл (Castle, 1913) выделил 868 выдающихся женщин из 42 стран, живших с VII до XX в.: из них только 38 % получили известность благодаря интеллектуальным занятиям (в литературе). В справочнике американских ученых лишь 50 женщин включены в общее число 2607 ученых, заслуживших известность между 1903 и 1943 гг. (Visher S., 1947).

Тот факт, что выдающимися чаще становятся лица мужского пола, а не женского, К. Хорни (1993) объясняет тем, что мужчина, имея ограниченную причастность к сотворению новой жизни (под ограниченностью автор понимает неспособность мужчин вынашивать и рожать детей), сублимирует свою энергию, создавая что-то новое в различных сферах общественной жизни (государстве, религии, искусстве, науке). Предположение оригинальное, но недоказуемое, поскольку до сих пор мужчины рожать не научились.

Надо заметить, что говорить о большей талантливости мужчин или женщин «вообще» некорректно. Вспомним, например, творческие профессии: сколько талантливых артистов, педагогов, поэтов, писателей среди женщин и сколько бесталанных мужчин в тех же профессиях. Поэтому следует дифференцированно подходить к оценке способностей мужчин и женщин, учитывая, какие способности больше развиты у одних, и какие – у других.

9.1. Внимание и пол

По данным И. А. Сергеевой (2001), у девочек старшего дошкольного возраста произвольное внимание развито лучше, чем у мальчиков. Однако этот вывод выглядит слишком общим; не учитывается ни то, что внимание характеризуется различными свойствами, ни то, что имеются различные показатели, по которым судят об эффективности управления вниманием: время выполнения задания, требующего проявления внимания (быстрота), и количество допускаемых ошибок (точность). В связи с этим одни испытуемые ориентируются при выполнении заданий больше на быстроту, а другие – на точность. При учете этих моментов выявляемые закономерности, касающиеся половых различий по вниманию, выглядят гораздо сложнее.

В работе М. С. Егоровой и Н. Ф. Шляхта (1987) показано, что при выполнении заданий на определение объема внимания скорость работы оказалась у девочек 14–15 лет меньше, чем у мальчиков того же возраста. Показатели точности работы у тех и других не различались. Все показатели, отражающие продуктивную сторону устойчивости внимания, у девочек превышают аналогичные показатели у мальчиков. Различия по распределению внимания аналогичны различиям по устойчивости внимания: характеристики быстроты работы выше у девочек. Показатели точности выполнения задания примерно одинаковы у мальчиков и девочек.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пол и гендер"

Книги похожие на "Пол и гендер" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Ильин

Евгений Ильин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Ильин - Пол и гендер"

Отзывы читателей о книге "Пол и гендер", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.