» » » » Александр Широкорад - Грузия. Закавказский тупик?


Авторские права

Александр Широкорад - Грузия. Закавказский тупик?

Здесь можно купить и скачать "Александр Широкорад - Грузия. Закавказский тупик?" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Широкорад - Грузия. Закавказский тупик?
Рейтинг:
Название:
Грузия. Закавказский тупик?
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-9533-4678-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Грузия. Закавказский тупик?"

Описание и краткое содержание "Грузия. Закавказский тупик?" читать бесплатно онлайн.



У сегодняшней Грузии отношения с Россией крайне натянуты. Бывшие грузинские автономии, Абхазия и Южная Осетия, после кровопролитных войн отделились, другая автономия — Аджария — практически независима от Тбилиси. На окраинах власть центра беспомощная, экономика переживает тяжелейший кризис. Постепенно Грузия превращается в протекторат Турции и США. В стране создается образ врага — России, которая якобы угнетала и расчленяла грузинские земли.

Сегодня грузинские политики, политологи и историки пытаются перечеркнуть несколько веков истории своей страны, желают вернуть Грузию в эпоху почитаемого ныне царя Ираклия II, у которого, тем не менее, хватило мудрости принять покровительство России, объединившую и восстановившую раздробленную и разоренную Грузию.

Об истории Грузии, о непростых российско-грузинских отношениях, недавнем военном конфликте и многом другом рассказывает новая книга серии «Друзья и враги России».






Однако Юрий недолго погостил в Константинополе и в 1190 г. прибыл в Эрзерум. Там он вступил в союз с грузинскими князьями Кларджети, Шавшети и другими. Владыка Западной Грузии Вардан (с титулом дадиани) собрал из сванов, абхазов, мегрелов и гурийцев войско и присягнул Юрию. В Самцхе родовитая знать Западной Грузии провозгласила его царем.

В крепости Гегута близ Кутаиса Юрий под именем Георгия IV официально короновался царем Картли.

Однако царице Тамаре в долине Нигали в верховьях Куры удалось разбить войско Юрия. Сам он был взят в плен и выслан из Грузии, а по другой версии, избежал плена и бежал.

Юрий Андреевич вскоре снова собрал войско в Гяндже, на родине великого Низами, запечатлевшего в своей поэме «Искандер-намэ» образы мужественных русов. Войска Юрия вторглись в Кахетию. К нему присоединилась область Рани, но русский князь вновь был разбит и вынужден спасаться бегством.

По одной из версий, он женился на половецкой княжне.

Тамара умерла, по одним сведениям, в 1203 г., по другим — в 1210 г., по третьим — в 1213 г. Она вновь сошлась с Давидом Сослани и имела от него сына, от которого якобы и пошел род Багратидов. У кого-то, думаю, возник естественный вопрос: а зачем нам теперь знать эти родословные? Как ни забавно, но сейчас, в XXI веке, люди, выдающие себя за потомков грузинских Багратидов, претендуют на роль всероссийских императоров и грузинских царей.

В начале XIII века грузинские княжества завоевали монголы, и с середины XIII века по середину XIV века они были вассалами монгольского государства Хулагуидов.

С конца XII — начала XIII веков полунезависимыми абхазскими княжествами правит род Шарвашидзе. Столицей княжества становится Ухум (Сухум). Абхазия чеканит собственную монету. Историки спорят о дате формального выхода Абхазии из состава Картлийского царства. Но, в любом случае, в XIII–XV веках зависимость Абхазии от Багратидов была чисто формальной.

В конце XIII века на восточных берегах Черного моря стали возникать колонии генуэзцев. Еще в 1169 г. генуэзцы первыми из западноевропейцев добились от императора Мануила Комнина важнейшего для себя указа, по которому им разрешалось торговать в Черном море.

Свои торговые поселения генуэзцы размещали вблизи поселений местных жителей, а в большинстве случаев их кварталы размещались непосредственно в приморских населенных пунктах и городах.


Глава 2

МЕЖДУ ТУРКАМИ И ПЕРСАМИ

Во второй половине XV века завершился распад прежде относительно единой Грузии на три царства: Картли с центром в городе Тифлис (владение прежнего «царя царей» Грузии), Кахетия (на востоке Грузии, в бассейне реки Алазани) и Имерети (в Западной Грузии). В 1490 г. это разделение было окончательно признано постановлением дарбази (совета высших феодалов) царя Картли Константина.

Кроме того, получили самостоятельность владетельные княжества (самтавро) Мегрелия (Мингрелия), Гурия (все три в Западной Грузии) и Самцхе-Саатабаго (атабекство Месхети в Юго-Западной Грузии). Все грузинские княжества дробились еще на отдельные сеньории (сатавадо), которые постоянно боролись друг с другом и с царской властью, что сильно ослабляло страну.

Распад Грузии произошел в условиях развития феодальных отношений в стране. К XV–XVI векам уже исчез слой лично свободных земледельцев — их земли были захвачены феодалами. Зависимые крестьяне работали на земле крепостников-феодалов, несли в их пользу барщину и платили оброк. Они были прикреплены к земле, и господин имел право в течение тридцати лет искать и возвращать беглого крепостного. Тяжесть феодального гнета усиливалась повинностями, которые крестьяне должны были выполнять в пользу царя и царских чиновников. Феодалы стремились освободиться от контроля царской власти, наиболее сильные из них пользовались полным иммунитетом — правом суда и сбора дани с зависимого от них населения.

Многие из феодалов присваивали себе в наследственную собственность те земли, которые они получали в управление. Так сложилась система феодальных сеньорий (сатавадо), охватившая всю Грузию.

Важным памятником, отразившим социально-экономическое положение непосредственных производителей, служит «Большой реестр» («давтар») крестьян, принадлежавших западногрузинскому католикосату в XVI веке. Из документов видно, насколько разнообразны и тяжелы были налоги и повинности, обременявшие трудовой народ. Реестр перечисляет эти повинности по деревням, по податным районам.

В состав натурального оброка входили «саклави» — «убойный скот», куры, рыба, поросята, яйца, масло, сыр, творог, соль, чеснок, вино, дрова, сено. Разные взносы были приурочены к тому или иному празднику, к сезону сбора урожая и т. д. Отсюда происходят и разные образныеназвания повинностей: «самачробо саклави», то есть убойный скот, доставлявшийся землевладельцу во время сбора винограда; «саскуэлиэро» — взнос на сырную неделю; «сакачобо» — оброк, доставлявшийся в то время, когда производилась выделка шелка-сырца; «сабаткобо» — взнос, приуроченный к сезону, когда мелкий рогатый скот дает приплод; «сапуробо» — взимания с крестьян, производившиеся в тех случаях, когда у господ устраивались званые торжественные обеды, и т. п.

К крестьянским повинностям относилось «саслумро» — «угощение» владельческой администрации и предоставление ей постоя.

Основой барщинного труда служили «мушаоба» и «твирти» (буквально — «бремя», «поклажа», «ноша»). Очевидно, под «бременем» или «грузом» подразумевалась перевозка и переноска всякого груза по господскому хозяйству. В качестве разновидностей «мушаоба» («работа») упомянуты сбор урожая, косьба травы на сено и т. п.

Подводная, или ямская, повинность была известна в Грузии времени татаро-монгольских завоеваний под названием «саиама». В числе других повинностей в реестре названы «лашкроба» (участие в походах), «мгзавроба» (буквально «путешествие», то есть обязанность крестьянина сопровождать господина в случаях его передвижения).

В XV–XVI веках грузинские княжества были предметом спора между Оттоманской империей и Персией. В 1555 г. Персия и Турция заключили между собой договор, по условиям которого Грузия оказалась разделенной на две части: турецкую (Лихтимерети и западная часть Месхети) и персидскую (Картли, Кахетия и восточная часть Месхети). А по турецко-персидскому договору 1590 г. вся Грузия перешла под власть Турции. Однако в 1612 г. турки и персы приняли «мирные условия», по которым в Грузии восстанавливались прежние турецкоперсидские границы.

Только перечень войн турок с персами в Закавказье в XV–XVIII веках занял бы целую страницу. А сюда надо включить и «междусобойчики» туземных феодалов, и систематические набеги разбойничьих племен с гор Кавказа.

Описывая этот период, и русские, и грузинские историки до 1991 г. обычно перечисляли немалые невзгоды, которые выпали на долю грузинского народа — нашествия персов, турок, лезгин, кызылбашей; грузин убивали, угоняли в рабство и обкладывали данью. И в этом они совершенно правы. Однако значительная часть грузин-феодалов жила не так-то уж и плохо.

Так, в Персидской империи картвельские княжества и по сути, и по форме не были колониями, а являлись частью персидского государства — его провинциями, такими же как коренные ираноязычные регионы Хорасан, Балх или Фарс. Ими правили по тем же законам, что и в основной Персии, а назначаемые шахом чиновники практически всегда были картвельского происхождения — омусульманенные грузинские князья и дворяне. Считалось, что князья находятся у шаха на службе, они получали жалованье, им дарились дорогие подарки и имения как в Персии, так и в Грузии.

Об отношении шахов к Грузии можно судить по тому, что по их приказам и на их средства в Картли и Кахетии содержалось войско, которое обязано было охранять границы Грузии от набегов горских племен; если войска не хватало, шах присылал помощь.

Налоги, собираемые с грузинских княжеств, были такими же, а иногда и меньшими по сравнению с налогами на других территориях как Персидского, так и Турецкого государств. Так, знаменитый турецкий путешественник Эвлия Челеби пишет, что Имеретинское царство, один из турецких вилайетов, «до сегодняшнего времени» свободно от хараджа и урфа (так называемых обычных налогов), «только ежегодно они посылают в Стамбул [в качестве подарков] невольников, соколов [разных видов], ястребов, мулов, а также грузинских женщин редкой красоты». Имеются неоднократные примеры снижения налогов и в персидской части грузинских княжеств.

Выставляемые в качестве угнетателей и гонителей христианской веры, персы не уничтожили христианскую церковь полностью, а лишь поставили ее в определенные рамки и заставили согласовывать утверждение грузинских католикосов в Персии. Есть немало свидетельств того, что шахская власть являлась неким верховным судьей, арбитром в церковных, хозяйственных и административных вопросах, Грузинская знать на правах равных входит в высшее сословие Персии. Были распространены династические браки — немало грузинских княжон стали женами шахов, а в крови знатнейших грузинских родов текло немало персидской крови. Так, у одной из величайших исторических фигур в истории Грузии, основателя Тифлиса, в честь которого сейчас назван высший орден Грузии — Вахтанга Горгасали — мать была персиянка. Кстати, само слово «Горгасали», или «Волкоголовый», тоже имеет персидское происхождение.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Грузия. Закавказский тупик?"

Книги похожие на "Грузия. Закавказский тупик?" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Широкорад

Александр Широкорад - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Широкорад - Грузия. Закавказский тупик?"

Отзывы читателей о книге "Грузия. Закавказский тупик?", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.