Вашингтон Ирвинг - Жизнь пророка Мухаммеда

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Жизнь пророка Мухаммеда"
Описание и краткое содержание "Жизнь пророка Мухаммеда" читать бесплатно онлайн.
Есть две причины, по которым эту книгу надо прочитать обязательно.
Во-первых, она посвящена основателю ислама пророку Мухаммеду, который мирной проповедью объединил вокруг себя массы людей и затем, уже в качестве политического деятеля и полководца, создал мощнейшее государство, положившее начало Арабскому халифату. Во-вторых, она написана выдающимся писателем Вашингтоном Ирвингом, которого принято называть отцом американской литературы. В России Ирвинга знают как автора знаменитой «Легенды о Сонной Лощине», но его исторические труды до сих пор практически неизвестны отечественному читателю. «Жизнь пророка Мухаммеда» вышла в 1850 году, но, несмотря на множество появившихся в последующие годы исследований, эта книга по-прежнему остается одной из лучших биографий основателя ислама.
Печатается по русскому изданию 1857 г. с незначительными сокращениями. Написания имен, названий племен, народов и народностей, географических названий, цитаты из Корана и т.д. сохранены — за рядом исключений — в редакции 1857 г.
Перевод на русский язык осуществлен известным славянофилом Петром Киреевским.
Мы не станем пускаться в подробности различных экспедиций, предпринятых Мухаммедом в то время; одну из них он предпринял в окрестности Тебука на сирийской границе, чтоб наказать шайку, грабившую караваны, шедшие из Медины. Эти экспедиции доставляли много добычи, которая в это время начала занимать умы мусульман не меньше, чем распространение веры. Обильная добыча приводила, вероятно, к возмущениям и бесчинствам, на что мы находим указания в Коране, где запрещаются вино и азартные игры.
В этот период Мухаммеду приходилось серьезно опасаться за свою жизнь — на него не раз покушались. Сам он, в свою очередь, как рассказывают, тоже прибегал к коварным средствам, чтобы отделаться от врагов. Так, он будто бы послал Амру ибн Омейя умертвить Абу Суфьяна, но заговор этот был раскрыт, и несостоявшийся убийца спасся едва ли не чудом. Но это обвинение недостаточно обоснованно и противоречит общему характеру и образу действий Мухаммеда.
У Мухаммеда было немало беспощадных врагов, но зато имелись и преданные друзья. Первым среди них стоит назвать его приемного сына вольноотпущенника Зайда ибн Хариса, который был одним из первых последователей новой веры и одним из самых мужественных борцов за нее. Мухаммед советовался с ним во всем и посвящал его даже в домашние дела. Однажды он вошел в его дом так же свободно, как отец входит в жилище сына. Зайд отсутствовал, и дома оставалась только жена его Зайнаб, на которой он недавно женился. Дома она сидела без покрывала и других излишних одежд, так что Мухаммед увидал ее во всей красе. Он не мог удержаться от выражения удивления и восторга, на что она ничего не возразила, но передала все мужу по его возвращении. Зайд знал влюбчивость Мухаммеда и понял, что он пленился красотою Зайнаб. Он тотчас поспешил к Мухаммеду и сказал, что готов развестись с женой, но пророк запретил это ему как дело, противное закону. Зайд, однако, развелся с женой, и, когда положенный срок после развода истек, Мухаммед с благодарностью принял эту жертву. Устроенный им свадебный пир по пышности превзошел все предыдущие. Двери жилища пророка были раскрыты для всех желающих; угощение состояло из баранины, ячменных пирогов, меда и плодов; гости пили и ели всласть. Многие, однако, возмущались происшедшим, а кое-кто называл новый брак Мухаммеда кровосмесительным.
На это обвинение есть ответ в тридцать третьей суре Корана, где делается различие между кровными родными и приемными, причем объявляется, что нет никакого греха в женитьбе на разведенной жене приемного сына. Но чтобы не осталось ни малейшей тени недовольства, Мухаммед взял назад свое усыновление и убедил Зайда называться, как в былое время, Ибн Харисом, по имени своего родного отца. Прекрасная Зайнаб с тех пор гордилась своим превосходством над остальными женами пророка, выставляя на вид приведенное в Коране откровение, согласно которому ее брак будто бы состоялся по велению свыше.
Глава двадцать вторая
В числе арабских племен, решившихся поднять оружие против Мухаммеда после его поражения при Уху-де, находились мосталеки — сильное племя, родственное курайшитам по происхождению. Однажды Мухаммед получил сведения, что они под началом своего вождя аль-Хариса собрались, вооруженные, близ источников Мораиза в области Кедаид, милях в пяти от Красного моря. Он немедленно выступил во главе отряда правоверных, причем к нему присоединились хазрадиты под начальством Абдаллаха ибн Оббы.
Врага удалось застать врасплох. Аль-Харис был в самом начале убит стрелой, и войско его после слабого сопротивления пустилось в бегство. Двести пленных, пять тысяч овец и тысяча верблюдов стали добычей мусульман. В числе пленных оказалась Барра, дочь аль-Хариса. При разделе добычи она досталась по жребию Табету ибн Рейзе, который потребовал за нее громадный выкуп. Пленница обратилась за посредничеством к Мухаммеду, прося его выкуп убавить. Пророк взглянул на нее с вожделением, потому что она была очень красива. «Я могу сделать для тебя нечто лучшее, чем добиться убавки выкупа: будь моей женой». Красавица Барра охотно согласилась и, по возвращении Мухаммеда в Медину, стала его женой. Выкуп за нее Табету заплатил пророк; родственники ее, доставшиеся по жребию Мухаммеду, были освобождены; большинство их обратилось в ислам.
После битвы воины столпились у источников Мораиза, чтобы утолить свою жажду. В тесноте произошла ссора между несколькими мухаджирами и хазрадитами, причем один хазрадит получил удар по лицу. Товарищи вступились за него, и неизбежно пролилась бы кровь, если бы не вмешался Мухаммед. Хазрадиты остались неудовлетворенными, и к ним примкнули некоторые горожане. Абдаллах ибн Обба собрал недовольных горожан и сказал: «Вы видите, какие оскорбления вам приходится выносить из-за того, что вы дали приют беглым курайшитам. Вы приняли их в свои дома, отдали им свое добро; теперь они же обратились против вас и платят вам за все это унижениями и оскорблениями. Они норовят стать вашими господами даже в ваших собственных домах, но по возвращении мы увидим, кто из нас сильнее».
Речь эта стала известна Мухаммеду. Омар советовал ему разом отделаться от Абдаллаха, но пророк опасался мести его приверженцев. Чтобы не дать времени разыграться мятежу, он немедленно, в самую жаркую пору дня, повел войска обратно и продолжал идти всю ночь, не останавливаясь вплоть до следующего полдня, когда усталые воины уже не в силах были думать ни о чем, кроме отдыха.
По возвращении в Медину он призвал Абдаллаха и потребовал у него отчета в его мятежных речах. Абдаллах все отрицал и назвал лжецом человека, сообщившего об этом Мухаммеду. Но Мухаммеду было видение, подтвердившее обвинение против Абдаллаха и его приверженцев. «Таковы эти люди, — читаем в Коране, — говорящие обитателям Медины: не делайте ничего для беглецов, являющихся приверженцами пророка Бога, чтоб заставить их отступить от него. Они говорят, что, вернувшись в Медину, наиболее достойные изгонят недостойных. Да покарает их Бог, так как они отвернулись от истины».
Некоторые из друзей Абдаллаха, убедившись этим откровением, советовали ему просить прощения у пророка, но он отверг их совет: «Вы сначала уговорили меня оказать этому человеку содействие, а теперь хотите, чтобы я пал ниц перед ним». С этого момента Абдаллах окончательно возненавидел Мухаммеда. В этой беспощадной ненависти видят причину сплетен, которые он распустил об Айше, любимой жене пророка.
У Мухаммеда было в обычае во все свои экспедиции брать одну из жен — ту, на которую выпадал жребий. В только что описанном походе ему сопутствовала Айша. Она ехала на носилках, кругом завешанных и помещавшихся на спине верблюда, которого вел один из служителей Мухаммеда. Когда войско возвращалось обратно и остановилось для привала, служители Айши увидели, что на носилках никого нет. Прежде чем они успели прийти в себя от удивления, она явилась на верблюде, которого вел молодой юноша по имени Сафван ибн аль-Моатель. Об этом узнал Абдаллах и стал утверждать, что Айша находилась в связи с Сафваном.
Историю эту жадно подхватила Хамна, сестра прекрасной Зайнаб, на которой недавно женился Мухаммед. Хамна распространяла ее в надежде, что это послужит во вред Айше, смертельной сопернице сестры; точно так же эту историю разносил повсюду Мистак, родственник Абу Бакра. А поэт Хасан сочинил на эту тему сатиру.
Прошло несколько времени, прежде чем Айша узнала о слухах, распущенных на ее счет. Болезнь по возвращении в Медину приковала ее к дому, и никто не решился сообщить ей о том, в чем ее обвиняли. Она замечала, однако, что пророк угрюм, молчалив и не так нежен с ней, как был прежде. Когда же она узнала об обвинении, возводимом на нее, то стала утверждать, что ни в чем не виновна. Вот каким образом она объяснила происшедшее.
Войско, возвращаясь в Медину, расположилось на ночлег, когда вдруг поступил приказ идти дальше. Служители, по обыкновению, подвели к палатке Айши верблюда и, поставив носилки на землю, удалились в ожидании, пока она сядет на них. Собираясь сесть, она заметила, что забыла ожерелье, и вернулась в палатку. Тем временем служители поместили носилки на верблюда и быстро повели его, не замечая, что в носилках никого не было. Когда она, отыскав ожерелье, вернулась, верблюд уже был уведен, и войско ушло; тогда она закуталась в плащ и села на камень в надежде, что ее отсутствие заметят и вернутся за ней.
Пока она так сидела, молодой араб Сафван ибн аль-Моатель, состоявший в арьергарде, проходя, узнал ее и приветствовал. Айша ничего не ответила, лишь плотнее прикрыла лицо покрывалом. Тогда Сафван слез с коня, помог ей взобраться на верблюда и, взяв животное за повод, поспешил догонять ее носилки; сделать это удалось близ самых стен Медины, когда солнце уже взошло.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Жизнь пророка Мухаммеда"
Книги похожие на "Жизнь пророка Мухаммеда" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вашингтон Ирвинг - Жизнь пророка Мухаммеда"
Отзывы читателей о книге "Жизнь пророка Мухаммеда", комментарии и мнения людей о произведении.