» » » Юрий Липовский - В Хангай за огненным камнем


Авторские права

Юрий Липовский - В Хангай за огненным камнем

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Липовский - В Хангай за огненным камнем" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: География, издательство Наука, Ленинградское - отделение, год 1987. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Липовский - В Хангай за огненным камнем
Рейтинг:
Название:
В Хангай за огненным камнем
Издательство:
Наука, Ленинградское - отделение
Жанр:
Год:
1987
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "В Хангай за огненным камнем"

Описание и краткое содержание "В Хангай за огненным камнем" читать бесплатно онлайн.



Эта книга — увлекательное путешествие в Центральную Монголию, в Хангай, — в край суровых гор и недавно уснувших вулканов. В ней в живой и образной форме повествуется об истории открытия огненного камня — граната, хризолита и лунного камня. Рассказывается в ней и об их свойствах, условиях образования и нахождения. Много в книге легенд и историй о камнях-самоцветах, изложенных романтично и увлекательно. Рассчитана на широкий круг любителей камня и специалистов-геологов.






И вот я в самолете. Внизу плывут желто-серые причудливо изогнутые, будто спящие драконы, отроги Хан-гайских гор, наконец, они остаются позади. А впереди у меня была бесконечно долгая дорога из центра Азии в центр России, к берегам Волги.

Я пересек ее на «Ракете» у старинного волжского села, раскинувшегося на живописном правом берегу реки. Меня давно тянуло сюда — в родные места отца, но всякий раз что-то отодвигало мои планы, оставляя их на потом. Я опоздал и на этот раз: отца похоронили за селом, на высоком и открытом берегу Волги. Он любил приходить сюда один и подолгу сидеть, погрузившись в свое, смотреть и слушать свою Волгу.

Теперь я стоял на том месте, где еще совсем недавно сидел отец, и смотрел на Волгу, словно увидел ее впервые. С крутого обрыва открывался широкий водный простор, противоположный низкий берег с зеленеющими вдали заливными лугами и тающей в серой дымке панорамой большого города. Устало пыхтели буксиры, волоча за собой груженые лесом баржи, скользили на подводных крыльях быстроходные «Ракеты», надрывно гудели теплоходы, подходя к маленькой пристани. Взбитая ими волна, бурля и пенясь, набегала на каменистый берег из белого волжского известняка — любимого камня отца. Помнится, он привез как-то с Волги кусок такого известняка и поставил его на свой рабочий стол рядом со старинным письменным прибором из черного с золотистыми жилками мрамора. Мне такое соседство показалось тогда странным. Но отец сумел внушить, что это не просто кусок породы, из которой строят дома и получают известь, а неповторимое творенье природы, обладающее своей индивидуальностью и особым каким-то очарованием.

— Посмотри, говорил он, — на этот белый, как выпавший только что снег, камень: от него веет чистотой и прохладой Волги. Так и хочется коснуться ладонью его неровной, как застывшая волна, поверхности.

Вероятно, тогда я впервые взглянул на камень глазами своего отца, и он возбудил мою мальчишескую фантазию. А как загорался отец, рассказывая мне о мраморе, который считал лучшим природным материалом, использовавшимся во все времена в его любимом деле — архитектуре.

Мрамор покорил и меня своим необычным разнообразием красок, затейливым сплетением пестрых узоров, образующих порой какие-то фантастические картины. Я знакомился с мраморами, бродя с отцом но прекрасным залам Эрмитажа и станциям метро, узнавал их в цоколях и колоннах многих ленинградских зданий. Но особое впечатление произвел на меня нежно-розовый, как утренняя заря, тивдийский мрамор из Карелии, украсивший знаменитый розовый зал Русского музея. А потом пришло увлечение пейзажными яшмами, малиновым орлецом и другими самоцветами, воспетыми в прекрасных книгах «поэта камня» А. Е. Ферсмана. И все же из всех этих ярких и нарядных самоцветов дороже для меня был и остался именно этот обычный, скромный известняк как память об отце и моем первом увлечении камнем.

Спустившись по тропинке к Волге и пройдя вдоль белого обрыва, я нашел осыпи с крупными плитками известняка. Среди них нашлись плотные и гладкие, как доска, которые я перенес наверх и бережно выложил ими свежий еще могильный холм, расцвеченный букетами ярких полевых цветов. Теперь любимый камень отца был снова рядом с ним.

Мне так и не удалось порадовать его огненным камнем из Монголии, о котором он много слышал от меня и мечтал увидеть. Теперь этот камень, аккуратно завернутый Намсараем в темную материю, лежал в моем кармане — маленький кусочек далекой монгольской земли. Я развернул его и приложил к белому волжскому известняку черный, как сама скорбь, обломок застывшей шаварын-царамской лавы. И неожиданно в этом черном монгольском камне пойманный лучом солнца вспыхнул и загорелся красным пламенем пироп.

Пусть же всегда он будет гореть здесь, на волжской земле, гореть вечным огнем памяти и благодарности!

Быль и легенда об амазонском камне

Монгольская природа, создавая свои удивительные творенья-самоцветы, явно отдала предпочтение камням красных и желтовато-золотистых тонов. Они словно впитали в себя яркость монгольского солнца, жар раскаленных песков Гоби и неукротимый огонь подземных глубин. Таковы красные гранаты — пироп и альмандин, которыми вправе гордиться Монголия; удивительный по своим оттенкам карнеол: то ярко-красный, как степные цветки жарки, то густо-красный и прозрачный, как рубин, то красновато-оранжевый, подобный огненному опалу; это желтые и красные агаты-ониксы, оранжево-желтые сердолики и полуопалы, розово-красный родонит, разнообразные яшмы и кремни.

Зеленые же камни в Монголии исключительно редки и ценятся высоко. Вот почему легендарный хризолит, найденный геологами в россыпях Шаварын-царама, заинтересовал развивающуюся в республике ювелирную промышленность. Из хризолита мастера стали выделывать серьги и кольца в золотой и серебряной оправах, призванные украшать женщин и восхищать мужчин. Однако при всех достоинствах ювелирного камня его использование сугубо индивидуально, а потребность ограничивается модой, спросом.

Иное дело — более скромный и привычный декоративный камень. Он широко используется для внутренней и внешней облицовки зданий, мостов и набережных, художественного оформления садов, скверов и улиц. «Каменные одежды», которыми одеваются города, придают им красивый облик и долговечность, они, как книги, рассказывают о времени и людях, создавших их.

Огромный размах гражданского и монументального строительства в монгольской столице и новых городах республики требовал применения дешевого и разнообразного природного сырья. Между тем оно оставалось предметом экспорта п насущной задачей геологической службы республики. Экспедиции С. Мунхтогтоха было поручено усилить поисковые и геолого-разведочные работы на мраморы и граниты.

И вот тогда-то и вспомнили о зеленом амазонитовом граните. Его впервые нашел на территории Монголии геолог Виктор Якимов, когда проводил геологическую съемку в районе Абдарского гранитного массива, в 130 км к западу от Улан-Батора. С. Мунхтогтох обратил тогда внимание на красивый зеленый цвет гранита и удачно использовал его для изготовления опытных камнерезных изделий: пепельниц, плоских вставок, табакерок и разных сувениров.

Надо сказать, что, несмотря на широкое распространение и большое разнообразие гранитов в природе, их зеленые разновидности — амазонитовые граниты — сравнительно редки. Такие граниты были открыты у нас в Забайкалье и Казахстане и сразу же привлекли внимание художников и строителей благодаря приятному голубовато-зеленому цвету, обусловленному содержанием в них зеленого полевого шпата — амазонита. Эти граниты хорошо полируются до зеркальной поверхности и имеют достаточно крупные размеры естественных блоков — 1–2 м3 и более. Особый успех выпал на долю амазонитового гранита Майкульского месторождения в Казахстане, использованного для облицовки дворца имени В. И. Ленина в г. Алма-Ате и ряда других монументальных сооружений.

Монгольский амазонитовый гранит внешне очень напоминал своего казахстанского «собрата», и это укрепляло надежды геологов. И вот мы на Абдарском гранитном массиве, раскинувшемся на несколько квадратных километров среди ровной полынной степи. Здесь на невысоких сглаженных сопках где-то и прячется амазонитовый гранит, скрываясь под таким же зеленым и сочным травяным покровом. Вместе с геологом X. Будом мы излазили весь массив, изучая каждую осыпь или коренной выход, осматривая каждую промоину и выбросы из тарбаганьих нор. Вначале нам не везло: попадались лишь мелкие пятна амазонитовых гранитов блеклых зеленоватых тонов. И вот, наконец, на вершине сопки среди осыпей буро-серых гранитов брызнула в глаза ослепительно яркая зелень. Вот они амазонитовые граниты, и не отдельные пятна, а сплошные глыбовые россыпи, протянувшиеся на 300–500 м! С каким упоением мы раскалывали молотками выветрелые с поверхности глыбы, внутри которых открывалась дивная каменная мозаика. В ней щедро были разбросаны таблитчатые зерна амазонита, то похожего на сочную степную траву, то синевато-зеленого цвета: совсем как амазонит Урала, где он слагает целые жилы. Среди зеленого амазонита кое-где мелькали прозрачные зерна светло-дымчатого кварца, белел похожий на сахар альбит, черными глазками светилась железистая слюдка — биотит. Наиболее красивы были бесслюдистые разности со спокойным и глубоким тоном, где больше всего было амазонита.

Мы перебрали с Будом целые груды амазонитовых гранитов, выделив среди них различные типы и отобрав лучшие образцы зеленого камня. Уже вечерело, когда с наполненными доверху рюкзаками мы спустились в долину навстречу ярко горящему костру, зажженному нашими товарищами. Они уже заждались нас, но по обычаю до еды не пытали вопросами. Седовласый техник Буян неторопливо разогревал на костре пищу, а мы в ожидании ее с наслаждением глотали из пиал терпкий бодрящий крепостью кумыс. Широкое, обычно невозмутимое лицо Буда светилось довольной улыбкой. Наконец, он не выдержал, развязал свой рюкзак и начал выкладывать возле костра собранные образцы амазонитового гранита. Буд разглядывал их при свете костра, делился своими впечатлениями с окружившими его Буяном и молодыми рабочими.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "В Хангай за огненным камнем"

Книги похожие на "В Хангай за огненным камнем" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Липовский

Юрий Липовский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Липовский - В Хангай за огненным камнем"

Отзывы читателей о книге "В Хангай за огненным камнем", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.