» » » Юрий Запевалов - Алмазы Якутии


Авторские права

Юрий Запевалов - Алмазы Якутии

Здесь можно купить и скачать "Юрий Запевалов - Алмазы Якутии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русское современное. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Запевалов - Алмазы Якутии
Рейтинг:
Название:
Алмазы Якутии
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Алмазы Якутии"

Описание и краткое содержание "Алмазы Якутии" читать бесплатно онлайн.



Горный инженер. Более сорока лет добывал золото, платину, алмазы в экстремальных условиях Крайнего Севера и Урала. Прошел производственный путь от рабочего до директора Алмазодобывающего Горно-обогатительного Комбината.

К своему 75-летию написал и издал книгу о своём поколении, о своих сверстниках, о своих современниках. О том поколении людей, которые в детстве пережили большую войну, в юности – восстановление страны, в зрелом возрасте – её могущество, а в старости – её разрушение. Эта книга не выдумана. В этой книге – Правда!

Член Союза писателей России, Лауреат литературной премии им. А. П. Чехова, лауреат юбилейной медали «В честь 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина», лауреат литературного конкурса «Золотой диплом» имени А. М. Горького, член Щелковского районного литературного объединения «Слово».

«Небольшая, уютная гостиница «Горняк», что прямо в центре Иркутска, как раз напротив Иркутской филармонии, содрогалась от залихватских песен пьяной вдрызг компании. В гостинице гуляют бесшабашные «Бамовцы». Они проездом в Иркутске, поселились на одну ночь, походили, погуляли по городу, где-то поужинали, немного выпили. Но молодым отпускникам, да с деньгами, им ведь только начать! Возвращаясь, зашли в магазин, «отоварились» как следует и вот, уже в том состоянии, когда и «море по-колено», и «ничего не вижу, ничего не слышу», вернулись в гостиницу, накрыли столы прямо в коридоре и загуляли «по-черному». «Гудят» ребята, выпускают «накопившийся пар» – от усталости, от непосильного напряжения, от круглосуточной занятости, от многомесячного воздержания. И от постоянных, безжалостных морозов…»






– Молодец, Георгий. Мне тогда легче с тобой разговаривать будет. И наши олонхо, что напою я тебе сейчас, тебе, русскому, легче понять будет. Будешь слушать? Не заснёшь от длинного напева, не заскучаешь?

– Да вы что, Михаил Михайлович! Какая скука! Мне всё это очень даже интересно. Послушать живого олонхосута, да об этом я и мечтать не смел. Что вы, Михаил Михайлович, рассказывайте свой эпос, я буду слушать, как самый примерный ученик слушает знаменитого учителя.

– Ты прав, Георгий. Легенд о происхождении якутских народов множество существует. Есть и такая, что и джуры сюда когда-то пришли с Северного Прибайкалья. Не породнились ли они с какими-то другими северными народами, с тунгусами, например, с эвенками? Создавая новое племя, новый народ. Некоторые наши олонхо рассказывают о жизни наших предков на обширных площадях, по всей Сибири, вплоть до Каспия! Разве не могли мы там, на этих необъятных площадях, породниться с какими-то народами, с какими-то неизвестными сегодня племенами? И создать новое племя, новый народ! Нет у нас никаких письменных подтверждений происхождения нашего. Не вели никаких записей, не имели мы никаких летописей в своём развитии. Только устные сказания, эпосы наши, олонхо и есть источники истории нашей. И ты знаешь, что интересно – в наших олонхо боги наши представлены как белолицые, белые. И лицом белые, и волосами. И с голубыми глазами! Они, эти белые боги, вроде бы и объединили, и даже породили всех нас, якутов. Вот послушай-ка, что говорил в одном из своих олонхо Платон Ойунский:

На широком нижнем кругу

Восьмислойных, огненно белых небес

На вершине трёхъярусных

Светлых небес

В обители полудённых лучей

Где воздух ласково голубой

Среди озера – никогда

Не видавшего ни стужи, ни льда

На престоле, что вырублен целиком

Из молочно-белой скалы

Нежным зноем дыша

В сединах белых, как молоко

В высокой шапке из трёх соболей

Украшенной алмазным пером

Говорят – восседает он

Говорят – управляет он

Белый Юрюнг Айыы Тойон

Вот видишь, главный управляющий бог древних курыканов, признанных предков якутов, был белым. И сидел он на вершине трехъярусных светлых небес на никогда незамерзающем озере. Значит, на вершине горы, далеко уходящей в небеса. Где это?

И ещё:

За волшебным пером

Приставлена смотреть

Прислужницей верной быть

Проворная девушка-удаган

Белоликая дочь небес.

А джуры, действительно, по преданиям, были белоликими, светловолосыми, голубоглазыми. Так что связь какая-то, действительно, просматривается. А дальше, послушай-ка, ещё интереснее Старейшины трёх великих родов

Стали главарей выбирать

Неподкупных грозных судей

Для верхних и нижних племён

Равные властью судьбе —

Владыками трёх миров

На вечные времена

Избраны были – Одун Биис,

Чынгыс Хаан,

И Дыылга Тойон.

Ты понял? Чингис Хан! Значит, не исключено, что именно Чингис Хан и был одним из прародителей народа нашего. Через племена чингизов, через тех же исчезнувших, ушедших на Север джуров, или ещё как-то. А может и от встреч, смешений кочевников, что бродили по обширным просторам теперешней Сибири. И что интересно, Георгий, есть источники, говорящие, что Чингис Хан был бел ликом! И бел волосами! И голубоглазым!

Прочту я тебе ещё один стих, тоже утверждающий, что предки наши белолицыми были:

Сабыйа Баай Хотун

Кликнула клич

Созвала гостей

Из дальних и ближних селений айыы

Где солнечные живут племена

Где прежде жила она

Двенадцать прославленных красотой

Стройных белолицых девиц

Горделиво ступающих по земле

Как стерхи – белые журавли

Откидываясь немного назад

Отозвались, явились на пир.

Вот так, Георгий, по нашим сказаниям, зарождался мой народ. Это подтверждают наши олонхо, собранные умными людьми, и сохранёнными в памяти нашей.

Вот так —

Пристанище обретя

В срединном мире земном

Размножился этот народ

Тридцать пять проворно-резвых племён

Широко расселились по этой земле

Люди – зоркие

С лицом впереди

Чей нос продолговат.

Так возник народ

Уранхай-саха!

Старого якута интересно было не только слушать, интересно было видеть, как он поёт свои напевные олонхо. Пел он речитативом. При этом закрывал глаза и медленно раскачивался в ритме своего пения. Выразительно работал голосом, то утихал и слова свои произносил вполголоса, то усиливал звук и доводил до громкого, а то опять затихал почти до шепота. От этого звучания олонхо не только слышалось, оно виделось! Слушатель будто видел всё, о чем рассказывал олонхосут.

– А чему удивляться, что предки якутов белолицыми были? Вы ведь, якуты, и сегодня не чёрные какие-то, не как негры, вы ведь и сегодня белые. Ну, смуглые, конечно, ну да сколько тех смуглых народов по всей-то России проживает!

– Да, смуглые. Но и не скажешь ведь, однако, что белолицые! Почернели немного на морозах северных. Особенно волосами почернели. Круглый год в шапках ходим. Вот и чернеют волосы наши бес света солнечного. А нам ведь, Георгий, это, однако, никак и не мешает!

– А вот ещё одно удивительное совпадение, Михаил Михайлович. В ваших преданиях, в ваших олонхо утверждается, что народ ваш, Уранхай-саха, выковал на высокой горе Великий кузнец по имени Куэттээни. А я как-то, читая историю жизни великого иранского учёного, философа и поэта Омара Хайяма, встретил такую притчу: в древние времена власть в Иране узурпировал царь-дракон Заххак. Он был совращен злым духом и требовал в пищу мозги юношей. И так «изгалялся» он над иранскими юношами более тысячи лет, пока не пришёл в те земли Великий Кузнец Куаве и не освободил народ Ирана от злого Дракона. Вот, и в древнем Иране кузнец, и у вас кузнец. В Иране кузнец освобождает народ, у вас, якутов, кузнец выковывает все тридцать пять племён. Совпадение? Или в очень далёкой древности у вас с теми народами, что и сейчас живут на территории Древнего Ирана, общий корень происхождения? Ведь – неисповедимы пути господни и мы не знаем, как, по каким направлениям тысячи лет назад двигались, кочевали, разделившись по семьям, по родам, древние племена!

– Я всё больше и больше удивляюсь тебе, Георгий. Ты и про кузнеца нашего знаешь? Тогда послушай:

Если на запад отсюда пойти

Там, где склоны желтых небес

Свешивают до земли бахрому

Перистых облаков,

Где лежит изобильный край,

Окроплённый густой росой,

Словно шитый из кожи жбан

Клином-швом восходящий вверх;

Там, где девять бурных могучих рек,

Пробиваясь средь гор и холмов,

Сливаются на просторе степном,

Где восемь ещё говорливых рек

Сбегаются шумно в одну реку,

Где семь ручьёв из семи лощин

В лиственной зелёной кайме,

Будто за руки ухватясь,

Сходятся в хоровод, —

Владыки айыы поселили там

Великого кузнеца

По имени Куэттээни

Чтобы он ковал, мастерил

Тридцати пяти племенам…

На грани трёх сопредельных стран

На кургане сверкающе-ледяном

О железных трёх поясах,

С жерлом на вершине крутой,

Огнём подземных глубин

Полыхает горнило его.

Пронзительно резко визжат

Кривые клещи его.

Неистово скрежещет, шипит

Быстрый напильник его.

Вот такого богатыря

Говоря ему – корнем будь

Рода грозного ковачей! —

Поселили на круче горы,

В клокочущем огневом жерле,

В средоточии бедственной, горевой,

Средней серопятнистой земли.

Вот тебе наш сказ о великом кузнеце. А про аналогию с Иранским кузнецом – ничего не могу тебе сказать.

– Ну, как это ничего не можете сказать? Михаил Михайлыч! Да вы только вслушайтесь в звучание! Куаве и Куэтте. Скажите, для двух тысяч лет расхождения языков разве это большое отличие? Разве это не созвучие? Выходит, или эти народы появились из какого-то близкого по родству гнезда, или где-то рядом жили. Были когда-то соседями. Вы не находите?

– Нет, Георгий, не нахожу. Слишком всё это просто. Это у вас, у русских, называется – слышал звон!..

– А хотите, я Вас ещё одной аналогией удивлю? А может и не удивлю, может Вы давно всё это знаете, да только молчите. Про совпадения эти! Не доказано! Не положено!.. Вы ведь, старики, любите жить по строгим параграфам.

– Ну-ну, давай, удивляй. Я смотрю, тебе бы не горняком надо быть, а историком! Или писателем. Ну, давай, скажи, что там у тебя ещё на языке вертится? Чем ты хочешь удивить старого якута-олонхосута.

– Я как-то, и когда-то, немного занимался историей Казачества. Ну, не так, чтобы уж очень серьёзно, не как историки, конечно, исследуют такие происхождения, но встретил я в одном древнем манускрипте рассказ о происхождении казаков. С очень интересным обоснованием. Древние историки и географы, в том числе и известный географ Страбон, называли воинственный народ, живший в ту пору в Закавказье, Хассахами, а позднее, ближе к тюркскому, Кассахами. А ещё чуть позднее древние греки стали называть их на свой манер – Касакос. И окончательно, по-тюркски, закрепилось – Казаки. Так окрестные соседние народы называли воинственное племя «Удальцов, быстрых на подъём». По-тюркски именно так следует понимать, или – чтобы понятнее – переводить с тюркского, простое слово Казак! В общем, сколько народов, столько и наречий, столько и произношений. Но всё же одна, интересная, объединяющая имена или названия древнего племени этого, особенность обращает на себя внимание: все эти имена читаются одинаково, что с лева на право, то и с права на лево! Вслушайтесь, Михаил Михайлович: Хасах – Касак – Казак! Прочтите эти слова «туда-сюда»! И это совпадение не случайно. Это подтверждение существования этих древних народов. И их родства!


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Алмазы Якутии"

Книги похожие на "Алмазы Якутии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Запевалов

Юрий Запевалов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Запевалов - Алмазы Якутии"

Отзывы читателей о книге "Алмазы Якутии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.