» » » Алексей Шишов - Твердыни России. От Новгорода до Порт-Артура


Авторские права

Алексей Шишов - Твердыни России. От Новгорода до Порт-Артура

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Шишов - Твердыни России. От Новгорода до Порт-Артура" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство Вече, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Шишов - Твердыни России. От Новгорода до Порт-Артура
Рейтинг:
Название:
Твердыни России. От Новгорода до Порт-Артура
Издательство:
Вече
Год:
2005
ISBN:
5-9533-0865-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Твердыни России. От Новгорода до Порт-Артура"

Описание и краткое содержание "Твердыни России. От Новгорода до Порт-Артура" читать бесплатно онлайн.



В книге военного историка A.B. Шишова рассказывается о знаменитых русских крепостях, о войнах, которые вела Россия с древнейших времен до начала XX века, об обороне и штурмах крепостных сооружений. Читатель узнает об устройстве крепостей, о боевых действиях связанных с ними, а также о выдающихся отечественных и зарубежных военачальниках, руководивших осадами или защищавших крепости.






Освоение Дальнего Востока вызвало к жизни серьезную государственную проблему — защиту не только тихоокеанских границ России, но и ее интересов в этом регионе, в первую очередь от набирающей силу империи на Японских островах. То и другое можно было обеспечить только при наличии достаточных военно-морских сил. Но чтобы их содержать на Дальнем Востоке, требовался незамерзающий военный порт. В тех условиях Владивосток с его прекрасной бухтой Золотой Рог для этой цели не годился.

Проблему незамерзающей военно-морской базы для флота России удалось решить в 1897 году. В тот год не одна европейская страна захватила в Китае прибрежные земли и портовые города. По этому пути пошла и Россия, которой хотелось иметь незамерзающий порт на Желтом море.

Таким местом мог быть Квантунский полуостров, который перед этим едва не стал владением Японии после победы в войне с Китаем. В декабре 1897 года русская эскадра вошла в Порт-Артур. Переговоры о его занятии велись одновременно в Пекине (на дипломатическом уровне) и в самом Порт-Артуре.

Здесь командующий эскадрой Тихого океана контр-адмирал Дубасов под «прикрытием» 305-мм орудий броненосцев «Сисой Великий» и «Наварин» провел непродолжительные переговоры с командованием местного крепостного гарнизона генералами Сун Цином и Ма Юйкунем.

Решительный Дубасов проблему высадки русских войск в Порт-Артуре и уход оттуда китайского гарнизона решил быстро. После раздачи мелких взяток императорским чиновникам генерал Сун Цин получил 100 тысяч рублей, а его заместитель генерал Ма Юйкунь — 50 тысяч рублей (не ассигнациями, разумеется, а золотой и серебряной монетой).

Реакция китайских генералов на просьбу адмирала была самой благожелательной. Местный 20-тысячный гарнизон менее чем за сутки покинул крепость со всем своим личным имуществом, оставив русским 59 пушек вместе с боеприпасами. Часть из них потом будет использована для обороны Порт-Артура.

С прибывшего из Владивостока парохода Добровольческого флота «Саратов» на берег сошли первые воинские части, положившие начало русскому порт-артурскому гарнизону. Это были две сотни забайкальских казаков, дивизион полевой артиллерии и команда крепостной артиллерии.

Всероссийский император Николай II по такому случаю издал следующий высочайший указ:

«Государь Император объявляет Высочайшую благодарность Командующему эскадрою в Тихом океане вице-адмиралу Дубасову и Монаршее благоволение — всем чинам вверенной ему эскадры и сухопутного отряда за отличное выполнение возложенных на него поручений по занятию Порт-Артура и Таллиенвана».

В марте 1898 года с Китаем был подписан договор об условиях аренды на 25 лет южной части Ляодунского полуострова (так называемой Квантунской области) с портами и прилегающими островами. Порт-Артур превратился в главную военную базу русской Тихоокеанской эскадры, а соседний порт Дальний (бывший Таллиенван) объявлялся открытым коммерческим портом. К нему подходила ветка от КВЖД.

...Защита дальневосточных границ России во многом была связана с мощью морских крепостей Порт-Артур и Владивосток. Главную их силу составляла крупнокалиберная артиллерия. Русская крепостная артиллерия на Дальнем Востоке состояла из 4 батальонов, крепостной артиллерийской роты и трех команд. Два батальона находились во Владивостоке, два — в Квантунской области, рота стояла в Николаевске, защищая вход в устье Амура.

Строительство морской крепости на берегах Желтого моря требовало больших субсидий. Казна же на дальневосточное крепостное строительство денег отпускала мало[12]. В результате сооружение крепости Порт-Артур — главнейшего опорного пункта на Ляодунском полуострове — не только не завершилось к началу Русско-японской войны, но даже не планировалось на эти годы. Хотя ситуация на северо-западной окраине Тихого океана должны была насторожить официальный Санкт-Петербург.

Порт-Артур как приморская крепость занимал чрезвычайно выгодное положение на Желтом море. Отсюда русский флот мог постоянно держать под ударами Корейский и Печилийский заливы — важнейшие операционные линии японской армии в случае ее высадки в Маньчжурии.

Как главная база Тихоокеанской эскадры, Порт-Артур оборудован был плохо. Внутренняя гавань для стоянки кораблей была тесна, мелководна, имела всего один выход, причем очень узкий и мелкий. Большие корабли, особенно эскадренные броненосцы, могли выходить в море и возвращаться в гавань только во время прилива и то при помощи буксиров. Внешний рейд, совершенно открытый, был опасен для стоянки кораблей. Кроме того, крепость оказалась практически незащищенной с суши.

Порт-Артур в руках китайцев был военным портом, соответствующим образом укрепленным: там имелось четыре береговых батарейных позиции и несколько довольно высоких земляных фортификационных укреплений. Они окружали город с востока и севера и соединялись между собой земляным валом, получившим впоследствии название «китайской стенки».

Кроме того, по окрестностям города было разбросано свыше двух десятков солдатских казарм — «ипаней», обнесенных глинобитными стенами. Но большинство «ипаней», подготовленных к круговой обороне, оказались разрушенными.

В общем, крепостные сооружения Порт-Артура, оставленные китайским гарнизоном русским, никакой боевой ценности из себя не представляли. Поэтому России пришлось заново создавать на юге Ляодунского полуострова военную базу для флота и приморскую крепость для ее защиты.

Была создана авторитетная комиссия по сооружению сильной крепости на берегу. Она предложила на первое время воспользоваться китайскими береговыми батареями, постепенно усовершенствуя их и перевооружая. Однако такое предложение сразу же было отклонено.

 Автор первого проекта сооружения крепости генерал-лейтенант Конович-Горбацкий считал, что Порт-Артур будет осажден противником в самом начале войны. Он предлагал для защиты города и флота от артиллерийского огня с суши вынести пояс фортов дальше к северу и северо-западу на Волчьи горы, на 8 километров от городской черты, оставив в расположении крепости командные высоты.

Чиновники Военного ведомства, рассматривая проект, не согласились с ним. Свое несогласие они мотивировали тем, что удлинение линии фортов потребует много дорогостоящих орудий крупных калибров и больших материальных затрат на фортификационные работы.

В итоге был утвержден более дешевый проект, подготовленный военным инженером полковником профессором Величко, в то время занимавшим должность члена Инженерного и Крепостного комитетов. Военное ведомство, командируя его в Порт-Артур, дало ему при составлении проекта крепости следующее указание:

«...Надо не бояться командующих высот, разброска сил хуже всего; недостатки местности можно исправить усилением возводимых укреплений».

Величко был вынужден при составлении нового проекта Порт-Артурской крепости руководствоваться подобными рекомендациями. Но в своем отчете он указал на исключительную важность в данном случае рельефа местности:

«...Подобного рельефа, особенностей почвы и поверхности не встречалось ни в одной из наших крепостей».

По этому проекту на приморском фронте протяженностью до 9 километров намечалось построить 27 батарей долговременного типа, а на сухопутном фронте протяженностью до 22 километров — 8 фортов, 9 укреплений, 6 долговременных батарей и 8 редутов. Проект полковника Величко был утвержден в 1900 году.

Артиллерийские батареи приморского фронта на местности располагались тремя большими группами. Первая группа устраивалась на Тигровом полуострове. Вторая — на Золотой горе и у Плоского мыса. И, наконец, третья группа размещалась в окрестностях Крестовой горы. Кроме того, предусматривалось возведение отдельной береговой батареи на Перепел очной горе.

По расчетам, на все береговые батареи планировалось поставить — «назначалось» — 124 различных артиллерийских орудия. Они имели следующие калибры: 254-мм, 152-мм, 57-мм береговые пушки и 280-мм и 225-мм мортиры.

Линия фортов должна была проходить на удалении от города всего в 4 с половиной километра, не доходя до удобных для обороны во многих отношениях Волчьих гор. Фортификационные сооружения намечалось возвести на линии Дагушань — Драконов хребет — Панлуншан — Угловые горы — Высокая гора и высота Белый волк. По инженерным расчетам, эта линия сухопутной обороны соответствовала требованиям прикрытия ядра крепости от вражеской бомбардировки.

Кроме главной оборонительной линии, состоявшей из фортов и промежуточных укреплений, батарей и редутов, проект Величко предусматривал еще окружение старого города и Восточного бассейна Порт-Артурской гавани непрерывной центральной оградой. Она должны была состоять из временных фортификационных сооружений на командных пунктах и вала со рвом, имеющим отвесный контрэскарп и фланковую оборону, частью открытую, частью — из фланкирующих построек.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Твердыни России. От Новгорода до Порт-Артура"

Книги похожие на "Твердыни России. От Новгорода до Порт-Артура" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Шишов

Алексей Шишов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Шишов - Твердыни России. От Новгорода до Порт-Артура"

Отзывы читателей о книге "Твердыни России. От Новгорода до Порт-Артура", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.