» » » Алексей Шишов - Твердыни России. От Новгорода до Порт-Артура


Авторские права

Алексей Шишов - Твердыни России. От Новгорода до Порт-Артура

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Шишов - Твердыни России. От Новгорода до Порт-Артура" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство Вече, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Шишов - Твердыни России. От Новгорода до Порт-Артура
Рейтинг:
Название:
Твердыни России. От Новгорода до Порт-Артура
Издательство:
Вече
Год:
2005
ISBN:
5-9533-0865-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Твердыни России. От Новгорода до Порт-Артура"

Описание и краткое содержание "Твердыни России. От Новгорода до Порт-Артура" читать бесплатно онлайн.



В книге военного историка A.B. Шишова рассказывается о знаменитых русских крепостях, о войнах, которые вела Россия с древнейших времен до начала XX века, об обороне и штурмах крепостных сооружений. Читатель узнает об устройстве крепостей, о боевых действиях связанных с ними, а также о выдающихся отечественных и зарубежных военачальниках, руководивших осадами или защищавших крепости.






Российское правительство, придавая большое значение Владивостоку в деле обороны границ на Дальнем Востоке, 22 января 1905 года перечислило крепость из 2-го класса в 1-й. После этого и началось значительное усиление Владивостокского гарнизона. Его командование несло ответственность за оказание военной помощи и другим областям России на ее тихоокеанской окраине.

Япония так и не решилась вторгнуться ни в Приморье со стороны Кореи, ни начать крупную десантную операцию под Владивостоком.

Но базировавшийся в этой русской морской крепости крейсерский отряд в своих рейдах к Японским островам нанес противной стороне немалый урон в транспортных судах и войсках с техникой, которые направлялись под осажденный Порт-Артур и в Маньчжурию.

Было потоплено и захвачено около 20 судов и среди них военный транспорт «Хитачи-Мару», на борту которого находилось 1095 солдат и офицеров, 120 человек судового экипажа и 320 лошадей. Гибель японского транспорта «Хитачи-Мару» с 18 осадными 280-мм гаубицами и их орудийными расчетами значительно задержала ход осады Порт-Артура.

...Русско-японская война 1904—1905 годов относится к числу «крепостных войн» во многом благодаря крепости Порт-Артур. В мировой военной истории она относилась к разряду сильнейших из числа морских крепостей. Не случайно ожесточенная и кровопролитная борьба за нее так отразилась как на общем ходе, так и на исходе войны.

Потеря Россией крепости на Квантуне заметно повлияла на крепостное строительство. Вместо Порт-Артура на берегах Тихого океана появилась в самый короткий срок новая мощная морская крепость — Владивосток.

Поучительный опыт обороны Порт-Артурской крепости, устройства его фортификационных сооружений не остался не востребованным. Впереди была большая война на европейском континенте, к которой Российская империя стала готовиться заранее. Предполагалось строительство крепостного оборонительного пояса, «сторожившего» прежде всего германскую Восточную Пруссию, и в устройстве таких мощных крепостей, как Новогеоргиевская, Осовецкая и Ковенская, был учтен порт-артурский опыт.


Глава 7

КРЕПОСТИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. НОВОГЕОРГИЕВСК, ПЕРЕМЫШЛЬ, ЭРЗЕРУМ


Россия стала укреплять свою западную границу в фортификационном отношении, прежде всего со стороны Восточной Пруссии, в конце XIX столетия. После аннексии Австрией Боснии и Герцеговины, совершенной по соглашению с Германией, стало ясно, что эти две немецкие державы встали на путь составления военно-политического союза, направленного и против России. Тем более что Берлин и особенно Вена были настроены довольно решительно по отношению к российскому влиянию на Балканском полуострове.

Крепостное строительство на западной государственной границе приобрело свой размах в период между 1880 и 1890 годами. По замыслу, заложенному в фортификационных планах (которые, к слову сказать, были реализованы далеко не полностью), построенные укрепления должны были прикрыть со стороны Германии (в первую очередь — со стороны Восточной Пруссии) и Австро-Венгрии русские армии в период их мобилизации и развертывания.

По планам, вдоль западной границы намечалось возведение целой линии современных крепостей и других крупных фортификационных сооружений долговременного типа. Оборонительный «фронт» начинался с севера морской крепостью Либавой. Намечалось превратить этот город в Курляндии в самый важный военный порт Балтийского моря, поскольку Кронштадт, Гельсингфорс и Ревель на какое-то время года были закрыты льдом.

Оборудование и укрепление Либавского военного порта велись с 1895 по 1909 год, на что были израсходованы огромные денежные суммы. Однако Либава так и не превратилась в могучую крепость Российской империи. В Морском Генеральном штабе и Морском министерстве стало ясно, что эта крепость будет не в состоянии долго сопротивляться мощному броненосному германскому флоту. Ассигнования на фортификационные работы были резко урезаны.

После 1910 года было решено не считать более Либаву значительным военным портом, и она стала пунктом временного базирования легких сил. Построенные фортификационные сооружения позволяли считать Либаву приморской крепостью, но к числу крупных она, естественно, относиться не могла.

Перед Первой мировой войной в России рассматривался вопрос об укреплении приморских крепостей. На «Особых совещаниях» обсуждались вопросы будущего развития крепостей на Балтийском море — Усть-Двинска, Свеаборга и Выборга, на черноморском побережье — Очакова, Севастополя, Батуми и Керчи, на тихоокеанском побережье — Владивостока и Николаевска-на-Амуре.

Все эти проекты обсуждались с учетом опыта обороны Порт-Артура и эффективности их укреплений. Серьезные крепостные работы начались только в 1910 году в Севастополе и Владивостоке.

Владивосток к 1914 году в фортификационном отношении был оборудован полностью как с моря, так и с суши. Примененные там фортификационные постройки отличались, по оценке специалистов, большой оригинальностью устройства и солидностью крепостных сооружений.

Севастопольская крепость к началу войны закончена не была. Ее сухопутные оборонительные сооружения только начинали строиться и, естественно, в условиях военного времени доведены до конца не были.

Перед Первой мировой войной был окончательно решен вопрос о создании новой оперативной базы в Ревеле. Здесь летом 1913 года приступили к работам по возведению «Морской крепости Петра Великого». Работы эти велись на протяжении всей войны, и все-таки даже к 1918 году не были закончены.

Это была вторая после Владивостока морская крепость, где была организована и сухопутная оборона. Батареи береговой обороны в значительной своей части имели броневую защиту. Стоимость Ревельской крепости определялась в 125 миллионов рублей.

...Если смотреть на географическую карту, то далее на юге проходила естественная оборонительная линия, образованная течениями рек Неман, Бобр и Нарев, полукольцом охватывавшая Восточную Пруссию. Реки рассматривались в стратегических планах тогда как серьезная преграда для возможных наступательных действий германской армии. Но и они нуждались в крепостном прикрытии на наиболее опасных направлениях.

На Немане, в его среднем течении, в качестве опорных пунктов и тет-де-понов находились крепости Ковно, Олита и Гродно, прикрывавшие направления на Вильно и Минск. Но ни одна из них не вмещала в себя значительного по численности гарнизона.

На реке Бобр, среди болот, располагалась сильная по своим фортификационным сооружениям и артиллерийскому вооружению крепость Осовец.

К юго-западу от Осовца, по течению реки Нарев, располагались укрепленные небольшие города Ломжа, Остроленка, Рожаны и Пултуск. Они прикрывали собой наиболее удобные места перехода через Нарев.

На Висле большие крепости Новогеоргиевск и Варшава вместе с небольшими тет-де-понами Дембе и Зегрж на верхнем течении Нарева и небольшим фортом Веньяминов, расположенным между Вислой и Бугом, образовали огромную крепость-район. Он защищал со стороны Восточной Пруссии и берлинского направления центральную часть Польши и Белоруссии. В стратегическом отношении прикрывалось направление и на Москву.

Южнее находилась сильная Ивангородская крепость. Она господствовала над важной и удобной переправой через Вислу в месте впадения в нее реки Вепрь. Германские войска могли подступить к Ивангороду из Силезии, а австро-венгерские — из северной Галиции. Прямо на запад от этой крепости по разные стороны от реки Варта находились города Лодзь и Калиш (стоял на германской границе), которые также имели фортификационные сооружения.

В тылу крепостной позиции на польской земле, на реке Западный Буг, находилась большая крепость Брест-Литовск. Крепость имела двойной пояс фортов и относилась к типу крепости-лагеря.

На Волыни, против Галиции, размещался укрепленный треугольник Луцк — Дубно — Ровно. По своему прямому назначению он прикрывал в случае войны район сосредоточения русских войск от вероятного удара австро-венгерских армий со стороны крепости Перемышль и галицийской столицы Львова.

Однако все эти укрепленные пункты на западном театре военных действий были к началу XX столетия более или менее устаревшими. Модернизация их требовала значительных сумм, которых казна Российской империи не имела. Поэтому правительство, по представлению Военного ведомства, приняло решение сохранить и переоборудовать только крепости Ковно, Гродно и Брест-Литовск. Они рассматривались как опорные пункты главной линии обороны.

Превращению в сильные передовые опорные пункты подлежали важные по своему местонахождению крепости Новогеоргиевск и Осовец. Им, по стратегическому замыслу русского Генерального штаба, предстояло сыграть в грядущей войне с Германией ответственные роли.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Твердыни России. От Новгорода до Порт-Артура"

Книги похожие на "Твердыни России. От Новгорода до Порт-Артура" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Шишов

Алексей Шишов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Шишов - Твердыни России. От Новгорода до Порт-Артура"

Отзывы читателей о книге "Твердыни России. От Новгорода до Порт-Артура", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.