» » » Людмила Почебут - Социальная психология


Авторские права

Людмила Почебут - Социальная психология

Здесь можно купить и скачать "Людмила Почебут - Социальная психология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Людмила Почебут - Социальная психология
Рейтинг:
Название:
Социальная психология
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социальная психология"

Описание и краткое содержание "Социальная психология" читать бесплатно онлайн.



Впервые в отечественной социальной психологии целостно и систематично представлены современные научные достижения американской, западноевропейской и российской социальной психологии.

В учебном пособии рассмотрены проблемы социальной психологии, сосредоточенные вокруг ее предмета: социально-психологические особенности личности, малых и больших групп. Материал учебного пособия опирается на два методологических подхода: эволюционный и кросс-культурный. Подробно изучено формирование социальности человека, его ценности и установки, межличностные и деловые отношения. Динамика малых групп рассматривается с точки зрения групповых процессов, состояний и эффектов влияния группы на человека. Изучение больших социальных групп сосредоточено на этносах, кросс-культурных различиях и сходстве и психологии толпы.

Издание предназначено для студентов-психологов, слушателей специальных факультетов, магистров, практических психологов, работающих в различных организациях и отраслях индустрии. Материалы учебного пособия будут интересны социологам, культурологам, менеджерам, руководителям фирм и корпораций, научным работникам, журналистам, экономистам и всем тем, чья работа связана с человеческими отношениями.






Э. Эриксон подчеркивает: одна из главных ценностей человека – это доверие [2] к другим. Оно начинает формироваться в очень раннем возрасте, и «преобладание базисного доверия над недоверием есть первый шаг в психосоциальной адаптации, а преобладание автономной воли над стыдом и сомнением – второй такой шаг». Эриксон допускает, что доверие может развиться и в зрелом возрасте, тогда его называют зрелой верой, которую пожилой человек смог собрать в своей социальной среде и исторической эпохе. Не потому ли многие люди в пожилом возрасте приходят к единственной возможной для них форме доверия – вере в Бога?

Современные исследования процесса социализации сосредоточились, главным образом, на следующих проблемах:

– социальное познание и развитие социального знания личности;

– усвоение индивидом системы ценностей;

– формирование установок и социальных представлений;

– проблемы развития взаимоотношений и коммуникативных умений;

– агрессия и деструктивное поведение.

Каждой из этих проблем социализации посвящены специальные главы нашего учебника.

Резюме

В данной главе большое количество определений включает сложные слова, начинающиеся с само-…, так как мы рассмотрели, что сам человек думает о себе и как понимает свои поступки. Самоосознание – это способность человека наблюдать и понимать себя как действующего, мыслящего и чувствующего субъекта, оценивать себя, учитывая мнения других людей. Самосознание связано с процессом идентификации как путем самопознания для определения своего места в сообществе и группе. Все знания человека о самом себе укладываются в понятие Я-концепции, которая в зачаточном состоянии есть даже у высших приматов.

Я-концепция включает в себя модальное, реальное и идеальное «Я», к которым добавляются социальные «Я», проявляющиеся в различных взаимодействиях и в отношениях с другими. То есть у Я-концепции имеется структура. С помощью специального опросника можно познакомиться с примерным содержанием мыслей, характеризующих самосознание личности.

Я-концепция выполняет следующие функции: организующую, эмоциональную и регулятивную. Я-концепция выступает в роли управляющего, который, контролируя и оценивая, анализирует, насколько наши действия, мысли и чувства соответствуют образу идеального «Я».

Идеальное «Я» связано с чувством собственного достоинства, которое формируется в нас как самоуважение, зависящее, в свою очередь, от характера всех контактов с окружающими. Бандура в своих исследованиях показал роль оптимистической веры в собственные силы, которую он назвал самоэффективностью. Она, по мнению ученого, формируется в детстве, особенно интенсивно в младшем школьном возрасте. Понятие самоээфективности Бандура трактовал в связи с понятиями ответственности и приобретенной беспомощности.

Для изучения чувства ответственности в психологию было введено новое понятие – «локус контроля» как позиция, с которой люди воспринимают свою жизнь, контролируемую либо извне (случай и внешние силы), либо направляемую изнутри собственными усилиями. Приобретенная, или выученная, беспомощность – это беспомощность и покорность, которая приобретается в том случае, когда человек не имеет возможности контролировать ситуацию.

Значимым для социальной психологии личности стало понятие «самопрезентация» – люди пытаются произвести нужное впечатление с помощью внешнего вида, произносимых слов, мимики и жестов, поступков и действий. Механизмом самопрезентации является самомониторинг – умение контролировать и корректировать свое поведение в зависимости от реакции окружающих. Владение определенным уровнем самомониторинга – качество личности, которое называется социабельностью.

Чаще всего люди хотят, чтобы их воспринимали как способных, компетентных, но скромных, так как они знают, что скромность создает положительный имидж, а хвастовство, наоборот, не одобряется.

Все эти приобретаемые умения связаны с социализацией. Социализация – это процесс усвоения правил поведения и системы ценностей, представлений и мировоззренческих позиций, которые позволяют личности функционировать как члену сообщества в ситуациях межличностного общения и в решении задач, стоящих перед обществом в целом. Особенно интенсивно все процессы социализации протекают в детском возрасте.

Большой вклад в понимание тонкостей процесса социализации внес Э. Эриксон. Его теория развития рассматривает человеческую личность, идущую последовательно по ступеням развития, которые определяются готовностью растущего индивида проявлять стойкий интерес к расширяющейся социальной среде, познавать ее и взаимодействовать с ней. Прохождение ступеней связано с разрешением кризисов, успешность прохождения которых определяет дальнейшую жизнь человека.

Глава 5 Социальное познание людей и ситуаций

Мы никогда не можем, даже при самом тщательном рассмотрении, полностью понять тайные пружины человеческих поступков.

Иммануил Кант

Все мы – члены общества. У нас есть круг родных и друзей, ежедневно мы встречаемся с сокурсниками и преподавателями, проходим мимо огромного числа людей на улицах городов. Все мы знаем, как нам себя вести, или считаем, что знаем. Однако откуда берется это социальное знание, как мы его приобретаем и усваиваем до такой степени, что большая часть наших контактов с другими людьми, особенно близкими, носит непринужденный характер, который мы даже и не стремимся анализировать и осмыслять? Мы уже рассматривали часть этих вопросов, когда рассказывали о развитии социального «Я» человека. Предварительно можно сказать, что социальное познание – это присущее людям умение (свойство, качество) постоянно приобретать знания о себе и о других людях, а также о ценностях, нормах, законах и правилах жизни в обществе.

Социальное познание – это длящийся всю жизнь процесс, который чаще носит автоматический, спонтанный и непосредственный характер. Он мало заметен и самому человеку, поскольку с самого рождения человек включен в социальные ситуации как наблюдатель, участник, а позднее их создатель. Вспомните, как часто вы думаете о себе и других людях в связи с собой. Оказывается, все наше время, все наши мысли занимают наши отношения с другими людьми, суждения о них и о себе. Особенно интенсивно процесс социального познания идет в первые годы жизни, поскольку перед растущим человеком стоит задача освоения способов взаимоотношений с другими, языка, жестов, мимики, понимания отношений между людьми, определения своего места в кругу семьи. Это знание позволяет позднее человеку эффективно взаимодействовать с другими, строить свои отношения в семье, в дружеской компании сверстников, в учебном и рабочем коллективе.

Условно социальное познание можно разделить на две части, которые в обыденной жизни слиты воедино: на социальное познание как понимание других людей (его часто называют социальным восприятием) и на социальное познание как понимание социальных ситуаций, связанных с отношениями людей.

5.1. Особенности социального познания

Какое же социальное знание мы приобретаем в течение жизни? Оказывается, что всю жизнь мы, сами того не осознавая, учимся. Мы учимся поддерживать контакты, вести непринужденные беседы и деловые переговоры, мы учимся любить, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чужие радость и боль, мы учимся помогать и с благодарностью принимать помощь. Мы учимся вместе работать, творить и решать социальные проблемы, участвовать в ритуалах и семейных событиях (крестины, свадьба, похороны). Одновременно мы учимся соперничать, конкурировать, отражать атаки, противостоять агрессии. Но главное заключается в том, что мы умеем выбирать себе друзей и самых близких людей, например партнера, потому что у нас есть свое мнение о каждом человеке, с которым мы вступаем в контакт. Откуда к нам приходит это знание? Каким образом мы научаемся различать хороших людей и плохих, добрых и злых, покладистых и не очень?

С момента рождения человеческое дитя дышит, спит и пьет самостоятельно. И так же самостоятельно ребенок овладевает социальными и человеческими умениями, вначале бессознательно, благодаря наличию рецепторов и врожденных умений, связанных с адаптационными возможностями всех живых существ на Земле. В предыдущей главе мы рассказывали, как материнская поддержка и привязанность положительно влияют на познавательную активность ребенка. Гипотеза о врожденных способностях людей к установлению и развитию контактов с окружающими, о спонтанном характере социального познания подтверждается опытом обучения слепоглухонемых детей. У таких детей из всех органов чувств, являющихся главными средствами приспособления человека к окружающему миру, отсутствуют наиболее важные – зрение и слух, а многие из «особых» детей имеют в своем распоряжении только кожную чувствительность (осязание), вкус, обоняние и ощущение гравитации. Опыт обучения таких детей свидетельствует, во-первых, о том, что даже в условиях ограниченных возможностей для познания человек обнаруживает способность усваивать социальные отношения во всех их сложности и даже успешно функционировать в обществе, а во-вторых, в работе со слепоглухонемыми особенно заметна социализирующая роль других, поскольку без привязанности родных, специального обучения с помощью учителя и других взрослых у ребенка мало шансов адекватно познать мир.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социальная психология"

Книги похожие на "Социальная психология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Людмила Почебут

Людмила Почебут - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Людмила Почебут - Социальная психология"

Отзывы читателей о книге "Социальная психология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.