» » » Евгений Гогунов - Психология физического воспитания и спорта


Авторские права

Евгений Гогунов - Психология физического воспитания и спорта

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Гогунов - Психология физического воспитания и спорта" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Науки: разное, издательство Академия, год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Гогунов - Психология физического воспитания и спорта
Рейтинг:
Название:
Психология физического воспитания и спорта
Издательство:
Академия
Год:
2000
ISBN:
5-7695-0500-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология физического воспитания и спорта"

Описание и краткое содержание "Психология физического воспитания и спорта" читать бесплатно онлайн.



В пособии рассмотрены психологические основы обучения на уроках физической культуры; раскрыты особенности психологии личности школьника, учителя физической культуры, спортсмена, тренера. Учебный материал сопровождается контрольными вопросами и заданиями для самостоятельной работы, схемами, рисунками, таблицами.

Книга может быть полезна также преподавателям высших и средних педагогических учебных заведений, учителям физкультуры.






Психология спорта — молодая отрасль научного знания, но она имеет свою историю.

1. На первом этапе развития, этапе зарождения, психология спорта выступала в основном как познавательно-описательная дисциплина, необходимая для психологического описания спортивной деятельности. Ее отличала познавательная направленность. Вначале изучался вопрос о влиянии занятий физическими упражнениями на психические процессы человека. В дальнейшем психология спорта расширила круг исследовательской работы. В первую очередь это коснулось вопросов специфики спорта как особо трудного в психологическом отношении вида деятельности человека.

В этот период большое значение уделялось роли сознания в спортивной деятельности, характеристике спортивных двигательных навыков, особенностям познавательных, эмоциональных и волевых процессов, их роли в спорте, а также исследованиям предстартовых и стартовых психических состояний и т. д. В этот период началось и изучение специфики различных видов спорта.

Период зарождения связан в основном с двумя школами: ГЦОЛИФКа[3] (руководитель профессор П.А. Рудик) и ГДОИФКа[4] им. П.Ф.Лесгафта (руководитель профессор А. Ц. Пуни).

2. На втором этапе, этапе становления, психология спорта стала приобретать профессиональную направленность как прикладная отрасль знания. Теперь возрастала роль разработки теоретических аспектов и методической основы спорта, которые необходимы в решении практических проблем. Существенно также, что на этом этапе психология спорта стала опираться, в основном, на теорию и методику спорта.

Вначале значительное внимание уделялось воспитанию и развитию волевых качеств, затем сформировалась идея психологической подготовки спортсменов, столь же необходимой, как техническая или физическая.

Разрабатывались проблемы общей психологической подготовки, совмещающей особенности технической, физической и тактической, а кроме того, и вопросы воспитания личности спортсмена и формирования спортивного коллектива. Особое место занимали исследования в области психологических особенностей «спортивной формы».

3. Для современного этапа характерно сохранение психологии спорта как познавательно-практической дисциплины. Сохраняя прежние направления работы и учитывая существующие сегодня проблемы психологии спорта, этот этап развития психологической науки о спорте отличается тем, что в ходе исследовательской деятельности учитываются проблемы, связанные с перспективами развития спорта. Практика современного спорта, его бурное развитие обусловливают необходимость создавать новые формы, методы и средства организации спортивной деятельности и управления ею. Возросшие физические и психологические нагрузки в спорте требуют введения новых, более совершенных методов, средств и приемов психологической подготовки спортсменов.

Итак, психология спортаэто наука о человеке в сфере спорта.

Какое же место психология спорта занимает в системе наук о человеке?

Психология взаимосвязана со всеми этими группами наук и находится в центре. По аналогии можно определить место психологии и в системе спортивных наук: философские основы спорта — общетеоретическое основание для психологии спорта, социальные основы дают ему социальную ориентацию, а естественные выявляют «природную» организацию субъекта спортивной деятельности, создавая материальную основу психологии спорта.

На схеме 1 показано, какое место занимает психологическая наука в целом.

В свою очередь, все эти основы спортивной научной базы имеют обратную связь с психологией спорта: философские основы черпают соответствующий материал (психологические данные о субъекте спортивной деятельности) для философского обобщения; социальные — используют данные психологических исследований при решении социальных проблем спорта; а естественные, учитывая психологические закономерности и особенности спортивной деятельности человека, выделяют более значимые стороны человеческого организма в сфере спорта.

Схема 1

Классификация наук (по акад. Б.М. Кедрову[5])

Следует учитывать, что название науки — психология спорта — детерминируется двумя науками: психологической и спортивной. Именно они составляют основу психологии спорта, это ее «теоретические корни».

Как известно, спортивные науки призваны создавать сферу теоретических знаний в области спортивной деятельности человека. Они направлены на разработку основ физической, технической и тактической подготовки и деятельности спортсмена для создания оптимальных условий индивидуальной и коллективной готовности к соревнованиям и успешного выступления в них. Если говорить о психологической основе подготовки спортсменов к соревнованиям, то следует помнить, что именно психология, как наука, изучает закономерности поведения, состояния и деятельности человека в целом. Спортивная сфера деятельности не является исключением. Многочисленные научные исследования показывают, что спортивная деятельность находится в большой зависимости от психологических факторов и процессов, состояний, поведения человека: его мотивационной и эмоциональной сфер, индивидуальных способностей, темперамента и черт характера, волевых качеств и функциональных особенностей мышления, памяти, внимания и т. д.

Итак, можно сделать вывод, что психология спорта не случайно выделена как отдельная наука, призванная изучать специфический, глубоко особый вид деятельности человека — спорт.

1.4. Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта

Рассматривая данный вопрос, следует дать краткую характеристику, во-первых, психологии физического воспитания и, во-вторых, психологии спорта.

1. Основная задача психологии физического воспитания — помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа психологических сторон деятельности в физическом воспитании.

В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля и способность к саморегуляции психических состояний.

2. Психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований. В процессе занятий спортом человек приобретает специальные качества, навыки, знания и умения. У него развиваются и совершенствуются двигательная память, мышление, воля, способности к саморегуляции, самоконтролю, самоанализу и самооценке. Спорт — это особый, специфичный вид деятельности человека.

Данные характеристики, а также некоторые частные особенности физического воспитания и спорта дают нам право сформулировать отличительные и связующие черты психологии физического воспитания и спорта.

А. Отличительные черты

1. Цель физического воспитания — развитие и совершенствование необходимых и достаточных физических кондиций, психофизиологического уровня функционального состояния организма каждого человека, укрепление его здоровья.

Целью занятий спортом является достижение наивысших результатов в спортивной деятельности.

2. Физическое воспитание направлено в основном на развитие с раннего детства психики человека (психические процессы, психологические качества, способности и т. д.); при этом решаемые задачи носят общий характер.

Спорт, как специфичный вид деятельности, в основном решает проблемы специальной подготовки человека к достаточно высоким психическим нагрузкам, при этом главной является узкая направленность задач.

3. Практически занятия по физическому воспитанию обязательны и доступны всем людям. Без осуществления процесса физического воспитания трудно представить себе гармонично развитого человека, обладающего необходимыми физическими умениями, знаниями и навыками для активной и продуктивной жизнедеятельности.

Спортивная деятельность обязательна не для каждого человека. Спортом занимаются увлеченные, «избранные» люди, которых называют спортсменами. Спортивная деятельность достаточно трудоемка и требует от человека значительных физических и психологических напряжений. Поэтому занятия спортом — это приоритет немногих.

4. Физическое воспитание — обязательная учебная дисциплина для каждого из общеобразовательных учреждений (детских садов, школ, специальных профессиональных учебных заведений, вузов).

Спортивные организации — это добровольные общественные группы, объединяющие определенный круг людей, увлеченных едиными идеями, интересами и целями.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология физического воспитания и спорта"

Книги похожие на "Психология физического воспитания и спорта" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Гогунов

Евгений Гогунов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Гогунов - Психология физического воспитания и спорта"

Отзывы читателей о книге "Психология физического воспитания и спорта", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.