Зальция Ландман - Еврейское остроумие

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Еврейское остроумие"
Описание и краткое содержание "Еврейское остроумие" читать бесплатно онлайн.
Слово «хохма», приобретшее в русском языке значение шутки, происходит от еврейского слава «мудрость». Книга, которую вы держите в руках, пытается вернуть нас к изначальному значению этого слова. В ней собраны шутки, анекдоты, истории, изречения, рассуждения, сплетни и цитаты — одним словом, хохмы, в которых отражены все стороны жизни евреев Центральной и Восточной Европы. Скорее всего, кое-что вам знакомо, но, можете не сомневаться, далеко не все.
Собрала и прокомментировала все эти хохмы Зальция Ландман, уроженка Галиции, гражданка Швейцарии, известный специалист по истории евреев, языку идиш и прежде всего — по еврейскому остроумию.
Перевод выполнен по 7-му немецкому изданию (1970 г.).
Сапожник рассказывает.
— Ага, теперь я понимаю, почему не помогло! Я ведь что имел в виду: ты был сапожником, вот и вернись к прежнему занятию, стань снова сапожником!
Раввину сообщили: в их общине умер достойный человек, причем умер безвременно, молодым.
— Что с ним приключилось? — спрашивает раввин.
— Он умер от голода.
— Еврей — и умер от голода? Не может такого быть! Почему он не пришел ко мне: я бы его поддержал.
— Рабби, он стыдился просить помощи.
— Тогда он умер от гордости, а не от голода! Евреи от голода не умирают.
К раввину приходит еврейка, очень расстроенная. Ее сын уронил свою шапку в мясное блюдо, приготовленное для шабеса. Остается ли это блюдо кошерным? (Го есть разрешенным для еды. Не разрешенной для еды, трефной, считается, среди прочего, смесь из мясных и молочных продуктов.)
Раввин полагает: это зависит от того, что было на шапке.
Женщина, подумав, говорит:
— Грязь на ней, скорее всего, была.
— Грязь — это кошер, — считает рабби.
— Наверное, насекомые.
— Насекомых можно поймать и выбросить. Кошерное.
— Ну, что еще? У бедного мальчика парша: может, что-то попало и на шапку.
— Парша — это кошер.
— Иногда мальчик ел бутерброд. Может, случалось так, что испачканными пальцами он трогал фуражку.
— Хлеб с маслом?! — в ужасе воскликнул раввин. — Трефное!
К раввину приходит бедный еврей, приносит зарезанную курицу.
— Скажите, ребе, эта курица кошерная? У нее нет желчи.
Раввин рассматривает куриные потроха: в самом деле, желчного пузыря нет. Он трогает пальцем место, где должен был находиться желчный пузырь, и облизывает палец: может, хоть вкус желчи остался? Желчи нет и следа.
— Попробуйте сами, — говорит он еврею. — Не чувствуете горечи?
Еврей тяжело вздыхает:
— Ах, мне ли не чувствовать горечи, ребе? Мой сын болен, врач велел давать ему куриный бульон, я продал свою подушку, чтобы купить курицу, а теперь ее нельзя есть. Скажите сами: разве это не горько?
И тогда раввин, совсем тихо, говорит:
— Если горько, значит, — кошерная!
К раввину приходит еврей за советом. Три часа он рассказывает несчастному раввину о своих проблемах. Потом спрашивает:
— Ребе, что мне делать?
— Ты должен принять христианство.
Еврей оскорблен.
— Как вы можете говорить такое?
Раввин:
— Тогда ты будешь морочить голову попу, а не мне!
— Ребе, что мне делать? У меня есть один петушок и одна курочка. Если я зарежу курочку, обидится петух. Если зарежу петуха, обидится курочка.
Раввин долго размышляет, потом сообщает свое решение:
— Режь петуха!
— Но тогда курочка обидится!
— Ну и пусть обижается!
— Ребе, можно мне зарезать курицу, если у нее есть цыплята?
— Можно.
— Но ведь тогда цыплята погибнут! Все равно можно?
Об этом раввин не подумал. Он просит дать ему время на размышление: "Может, Бог поможет мне найти решение".
Всю ночь он листает священные книги — и ничего не находит.
На другой день еврей приходит опять и сообщает:
— Ребе, ночью к нам забралась лиса и съела курицу вместе с цыплятами!
Раввин, с облегчением:
— Вот видишь, Бог мне таки помог!
Мех зимней куницы — товар дорогой, летний же мех ценится намного меньше.
К раввину приходит еврей с жалобой: поставщик привез ему мех летней куницы, хотя в договоре шла речь о зимней.
Раввин подумал и принял решение: "Лето, в конце концов, штука не вечная. Пускай мех полежит до зимы — вот тебе и будет зимняя куница!"
Еврей приходит к раввину с жалобой. Его поставщик прислал ему разодранные, а потому не имеющие никакой ценности лисьи шкурки.
— Что вы на это скажете? — спрашивает еврей.
— Что я могу на это сказать? — отвечает раввин. — Это же не раввины поймали лисиц, а собаки!
Солидный горожанин предложил общине свои услуги как кантор без жалованья. Но поет он отвратительно, и община идет к раввину с жалобой на него.
— Пускай поет! — говорит раввин. — Именно потому, что петь он не может. Ибо сказано в Писании: блажен, кто дает, хотя не может!
В парной бане. Еврей, увидев перед собой голую спину, думает, что это его друг, и дает ему шлепок по заду. Тот оборачивается: это, оказывается, раввин!
— Простите меня! — побледнев, говорит ударивший. — Я не знал, что вы рабби!
Раввин в ответ:
— Пустяки! Там, где вы меня шлепнули, я не раввин!
Раввин овдовел и хочет жениться снова. Сын говорит ему с укором:
— Твой коллега в Люблине тоже вдовец. Но он заявил, что отныне женой его будет только Тора.
Раввин, с довольным лицом:
— Ну, вот видишь: если он женат на Торе, чего ты хочешь от меня? Ведь ясно сказано: "Не пожелай жены ближнего своего".
В Восточной Европе к именам образованных и уважаемых евреев принято добавлять словечко "реб", даже если человек не получил образования раввина.
Один необразованный, но богатый еврей чувствует себя оскорбленным: к нему обращаются без приставки "реб". Он просит раввина сделать что-нибудь, чтобы его звали "реб Гедалия".
Раввин ищет отговорку, но такую, чтобы она звучала необидно. Ему приходит в голову мысль — рассказать Гедалии, что на том свете все богобоязненные евреи, сидя за длинным столом, будут получать в пищу по куску рыбы Левиафан. При этом ученые займут место за отдельным столом, в порядке своей учености. Так что если он, Гедалия, станет "реб", то он будет сидеть в самом конце этого стола и ему достанется лишь жалкий остаток рыбы…
Гедалия, грустно:
— И ничего тут нельзя сделать? Я бы пожертвовал тысячу рублей на нужды общины…
— За тысячу рублей, — отвечает раввин, — я готов присвоить титул "реб" и десяти невеждам вроде тебя. На том свете они получат собственный стол, и ты будешь сидеть там на почетном месте как самый главный!
— Ребе, мои дети сплошь тупицы!
Раввин, поразмыслив, советует:
— Больше не спи со своей женой!
Спустя год:
— Ребе, плохой совет вы мне дали! Моя жена завела шашни с домашним врачом.
— Ну вот, видишь, — успокаивает его раввин, — скоро у тебя будут одаренные дети!
Еврей хочет просить совета у раввина из соседнего города. Тот спрашивает его:
— Почему бы тебе не обратиться к вашему собственному раввину?
— У него я уже был, — отвечает еврей. — Но я подумал себе так: два вола скорее вытащат телегу из грязи, чем один.
Высоконравственный еврей:
— Рабби, вы должны строже воспитывать студентов вашей иешивы. Я видел, как они гуляют с девушками в полях.
Раввин:
— Ну и что? Другие молодые люди тоже гуляют с девушками!
— Но другие молодые люди не изучают священных книг!
— Другими словами, — говорит раввин, — вам не нравится, что мои студенты изучают Тору?
Жена раввина жалуется мужу на маленького сына: тот отломил у жареного гуся ножку и съел ее.
Раввин качает головой:
— Не окажется ли в конце концов, что ты возводишь на него напраслину? Мы сейчас проверим, мог ли он сделать такое.
Он ставит перед мальчиком стакан молока и велит ему: "Пей!"
Тот пьет.
— Видишь, — с триумфом говорит раввин, — он ни в чем не виноват! Если бы он съел гусиную ножку, он теперь не смог бы пить молоко.
В шабес раввин проходит мимо еврейской лавки и видит: она открыта! Раввин:
— Вот дурак! И зачем он открыл свою лавку? Все равно же сегодня ничего нельзя продавать!
Чтобы понять следующий анекдот, надо знать, что правоверные евреи в обычные дни недели после утреннего благословения произносят Тешим — псалом-молитву и лишь после этого завтракают.
— Мойше, ты чего такой мрачный?
— Из-за моего сына. Он уже пять дней не читал Теилим!
— Боже праведный! Ведь он же так умрет! Сколько времени человек способен выдержать пост?
Из поминальной речи:
— Господин Кон был настоящий праведник, единственный в своем роде. Какая жалость, что такие люди умирают не каждый день!
В одной бедной еврейской общине к раввину приходит вор и просит благословить его.
— Негодяй, — возмущается раввин, — ты, может быть, захочешь еще, чтобы я пожелал тебе успеха в твоей профессии?
— Я заплачу вам за благословение пятьдесят рублей!
Отвергнуть такую сумму сердце не позволяет. Раввин размышляет, потом воздевает руки для благословения и говорит:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Еврейское остроумие"
Книги похожие на "Еврейское остроумие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Зальция Ландман - Еврейское остроумие"
Отзывы читателей о книге "Еврейское остроумие", комментарии и мнения людей о произведении.