» » » » Валерий Керов - Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века


Авторские права

Валерий Керов - Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века

Здесь можно скачать бесплатно "Валерий Керов - Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валерий Керов - Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века
Рейтинг:
Название:
Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века"

Описание и краткое содержание "Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века" читать бесплатно онлайн.



В пособии кратко освещаются события и процессы российской истории с древнейших времен до начала XXI века. Рассматриваются важнейшие вопросы социально-экономического и государственно-политического развития страны, внешней и внутренней политики и культуры. По спорным проблемам представлены альтернативные точки зрения.

Каждую тему предваряет план, в соответствии с которым построено изложение материала. Чёткое структурирование текста, выводы, вопросы и задания облегчают его усвоение, позволяют быстро и грамотно подготовить ответ на экзаменационный билет.

Пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам, может быть использовано при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам.






2. Литература и устное народное творчество.

2.1. Подъем устного народного творчества.

2.2. Летописание: Особенности летописания. – Московское лето-писание.

2.3. Исторические повести.

2.4. Расцвет житийной литературы.

2.5. «Хождения»: Афанасий Никитин.

2.6. Хронографы.

3. Архитектура.

3.1. Зодчество Твери.

3.2. Новгород и Псков: Культовое строительство. – Гражданское строительство.

3.3. Начало каменного строительства в Москве второй четверти XIV в.: Культовое строительство. Московский Кремль.

3.4. Начало процесса слияния местных архитектурно-художественных школ в единую общерусскую архитектурную школу.

4. Живопись.

4.1. Основные тенденции развития.

4.2. Иконопись: Новгородская иконописная школа. – Псковская иконопись. – Московская школа.

4.3. Фреска.

4.4. Формирование авторского стиля: Феофан Грек. Андрей Рублев.

5. Выводы.

1. Особенности русской культуры

1.1. Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития древнерусской народности.

• Гибель многих тысяч людей и пленение лучших ремесленников привели не только к падению мастерства, но и к полному исчезновению некоторых сложных видов ремесленной техники. Были утрачены навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромной (многоцветной) керамики, эмали, мозаики.

• Массовые разрушения и гибель мастеров почти на полвека задержали развитие каменного строительства.

•  Разрушение основных культурных центров привело к ослаблению исторически сложившихся связей между землями Северо-Восточной Руси.

• В ходе завоевания было уничтожено множество архитектурных и литературных памятников, произведений изобразительного и прикладного искусства.

• Общее ухудшение социально-экономического положения русских земель существенно замедлило темпы культурного развития.

1.2. Возрождение русской культуры с конца XIV в.

• Высокий уровень русской культуры способствовал сохранению ее самостоятельности и самобытности. Она не только выстояла под давлением чужеродной тюркской культуры, но и вобрала в себя ее достижения. Успехи хозяйственного объединения русских земель и первая победа над монголо-татарскими захватчиками способствовали возрождению русской культуры.

• Куликовская битва 1380 г. и более поздние победы над монголо-татарами способствовали подъему национального самосознания и сыграли важную роль в восстановлении прерванных монголо-татарскими завоеваниями связей с Византией и южнославянскими странами. Всенародная борьба с иноземными завоевателями обусловила доминирующую роль патриотической тематики в культурной традиции Руси этого периода.

•  Возвышение Москвы и собирание вокруг нее русских земель способствовали восстановлению разрушенных связей между землями. К концу XV в., когда Москва превратилась в важнейший экономический, военно-политический и духовный центр, активизировался процесс складывания русской народности и усилились тенденции формирования единой общенациональной культуры.

• После завоевания в 1453 г. турками Константинополя Русь стала оплотом мирового православия. В конце XV в. в «Изложении пасхалии» митрополита Зосимы было впервые сформулировано представление об истории как смене мировых царств и о Москве как новом центре мирового христианства, «новом граде Константина». Это способствовало росту международного авторитета Руси и дало новый импульс ее культурному развитию.

2. Литература и устное народное творчество

2.1. Борьба с иноземными завоевателями вызвала новый подъем устного народного творчества. Созданные народом легенды, былины, сказания звали русских людей к борьбе за свержение ненавистного ига. Одно из самых известных произведений этого периода – «Сказание о невидимом граде Китеже» – легендарное повествование о городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся врагу.

2.2. Летописание не утратило в этот период своего значения, несмотря на разрушение почти всех его центров, за исключением Новгорода, где оно не прерывалось. Уже в конце XIII – начале XIV в. возникли новые летописные центры (Тверь, Москва), начался подъем летописного жанра.

• В этот период летописание имело свои особенности.

Обострение политической борьбы обусловило существенные отличия в политических концепциях местных летописных сводов. Но при всем различии политических тенденций и стиля изложения во всех летописях XIV–XV вв. отчетливо проявляется их общерусский характер. Патриотизм и идея единства русских земель являются отличительной чертой всего русского летописания.

• Возвышение Москвы предопределило и особую роль московского летописания. После Куликовской битвы его содержание определялось идеей единства русских земель под главенством Москвы. Эта идея лежит в основе как Троицкой летописи начала XV в. – общерусского летописного свода московского происхождения, так и Московского летописного свода конца XV в., призванного обосновать историческую роль Москвы.

2.3. Наиболее распространенным литературным жанром этого периода были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Нередко повести становились частью летописного текста. Борьбе с иноземными завоевателями до Куликовской битвы посвящены повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», повести об Александре Невском, «Повесть о Щелкане», рассказывающая о восстании в Твери в 1327 г. Победе 1380 г. посвящен целый цикл исторических повестей: «О побоище на Дону», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина».

Многие из названных исторических повестей нередко относят к произведениям устного народного творчества, что обусловлено их народно-поэтической основой и общностью тематики.

2.4. Расцвет житийной литературы (агиографии) того времени также в значительной степени связан с процессом объединения русских земель и с необходимостью обосновать богоизбранность Москвы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, по инициативе Ивана Калиты перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского, поддержавшего московского князя в борьбе за престол и в борьбе с монголо-татарами.

Житийная литература в этот период представлена жизнеописаниями не только подвижников церкви, но и канонизированных государственных деятелей, что сближает ее с историко-героическими произведениями.

2.5. Дальнейшее развитие получила литература о путешествиях – «хождения». В последней четверти XV в. появилась новая разновидность этого жанра – светские хождения, наиболее яркий ее образец – записки тверского купца Афанасия Никитина, описывающие его путешествие в Индию («Хождение за три моря»). Это было первое в средневековой европейской литературе описание Индии, ее хозяйства, обычаев, религии.

2.6. Новые представления о месте России в мире сопровождались ростом интереса ко всемирной истории. Стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов – своеобразной всемирной истории того времени. В середине XV в. был составлен первый русский хронограф, в котором история Руси представлена в связи с историей православных стран.

3. Архитектура

Развитие градостроительства на Руси было приостановлено монголо-татарским завоеванием. Разрушенные в ходе сражений города долгое время невозможно было восстановить вследствие тяжелого экономического положения и отсутствия опытных мастеров. Но древние традиции в области зодчества не прервались окончательно. Новый подъем русской архитектуры начался в конце XIV – начале XV в.

3.1. Первым городом Северо-Восточной Руси, возобновившим каменное строительство, стала Тверь, где уже в 1285–1290 гг. был возведен храм Спаса-Преображения. Тверские мастера опирались на архитектурные традиции, установившиеся во владимиро-суздальском зодчестве. Разгром города после восстания 1327 г. надолго ослабил его и приостановил развитие каменного строительства.

3.2. Новгород и Псков от монголо-татарского нашествия пострадали лишь экономически и ранее других восстановили каменное строительство в широком масштабе.

•  Культовое строительство. Используя архитектурные традиции домонгольского периода, новгородские и псковские мастера возводили на средства бояр и купцов десятки небольших храмов. Сохранение старых черт сочеталось с творческими исканиями. Переход к новому стилю, отличавшемуся обилием декоративных украшений, отразился в наиболее известных храмовых постройках второй половины XIV в: церкви Федора Стратилата и церкви Спаса на Ильине в Новгороде. В Пскове новые декоративные решения не получили большого распространения. Вся архитектура города носила облик крепости. Большинство псковских храмов, ранним из которых была церковь Василия на Горке (начало XV в.), выдержаны в суровом и лаконичном стиле, почти лишены украшений.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века"

Книги похожие на "Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерий Керов

Валерий Керов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерий Керов - Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века"

Отзывы читателей о книге "Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.