Теа Бюттнер - История Африки с древнейших времен
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Африки с древнейших времен"
Описание и краткое содержание "История Африки с древнейших времен" читать бесплатно онлайн.
Книга известного немецкого (ГДР) историка Т. Бюттнер посвящена истории Африки с древнейших времен до территориального раздела континента между империалистическими державами. Написанная с марксистских позиций и с использованием трудов прогрессивных зарубежных ученых, эта работа разоблачает расистские и колониально-апологетические концепции буржуазной историографии.
50
Марокканское войско, положившее конец существованию великой Сонгайской державы в 1591 г., состояло в основном из «ренегатов» — христианских перебежчиков и освобожденных (военнопленных, главным образом испанцев, и никак не может считаться «полукочевым». — Примечания Л. Е. Куббеля.
51
Общинные структуры в традиционных африканских обществах отличались большим многообразием — и типологическим и стадиальным. Скорее следует говорить о непрерывном ряде ступеней между родовой и соседской общинами, хотя последняя нигде в Тропической Африке не сложилась окончательно (см.: Община в Африке. Проблемы типологии. М., 1978). — Примечания Л. Е. Куббеля.
52
Оттеснение традиционного старейшины «царскими людьми» — как раз очень нечастый случай в практике африканских традиционных поземельных отношений. Эфиопия, на которую ссылается здесь Т. Бюттнер, в этом смысле чуть ли не уникальна. Обычно же старая и новая власть существовали как бы параллельно, особенно когда первая считалась связанной магическими узами с духами местности. — Примечания Л. Е. Куббеля.
53
Барщина не характерна для африканских обществ доколониальной эпохи. Применение ее засвидетельствовано источниками лишь в редких случаях (об этом говорит ранее и сама Т. Бюттнер). — Примечания Л. Е. Куббеля.
54
D. A. Olderogge. Die Gesellschaftsordnung Songhais im 15. und 16. Jh. — Afrikanistische Studien. B., 1955, c. 243 и сл.
55
В хронике «Тарих ал-фатташ», где упомянут этот факт, слово «бамбара» не имеет значения этнонима, а обозначает немусульманское население малин-ских владений. К тому же и термин «племя» здесь нельзя понимать буквально: речь идет скорее о замкнутых эндогамных группах зависимых людей, прикрепленных к той или иной государственной повинности. — Примечания Л. Е. Куббеля.
56
Имеется в виду рассказ хроники «Тарих ал-фатташ» о том, как молодежь города Гао вознамерилась узнать численность населения этого города. — Примечания Л. Е. Куббеля.
57
Natal (порт.) — «Рождество». — Примечания Л. Е. Куббеля.
58
Лоцманом Васко да Гамы был Ахмад ибн Маджид, видный южноарабский мореплаватель и автор нескольких трактатов по морскому делу. — Примечания Л. Е. Куббеля.
59
Как показывают исследования польского ученого проф. М. Маловиста, португальская колониальная экспансия XV–XVI вв. оставалась чисто феодальной по своему характеру. Интересы португальского купечества практически не принимались в расчет. Более того, тесная связь португальской короны с купцами и банкирами южногерманских городов (Аугсбург, Нюрнберг) делала последних более заинтересованными в португальских колониальных предприятиях, нежели немногочисленную и слабую португальскую буржуазию (см. М. Маłowist. Еuropa a Afryka Zachodnia w dobie wczesnej ekspansji kolonialnej. Warszawa, 1969). — Примечания Л. Е. Куббеля.
60
К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е, Т. 4, с. 425–426.
61
О колониальном господстве Португалии в этот период см. Lehrmaterialien von A. S. Arnold.
62
Восстания такого рода в средневековом обществе не могли иметь никаких осознанных «далеко идущих целей» социально-политического характера, помимо стремления (восстановить традиционные порядки. А их идеологическое оформление неизбежно оставалось религиозным вне зависимости от того, шла ли речь о столкновении между адептами разных религиозных систем или о движениях внутри какой-либо одной из них (например, в случаях ересей). — Примечания Л. Е. Куббеля.
63
Утверждение о феодальном характере сепаратизма в средневековом государстве Конго основывается на несколько «завышенном» представлении об уровне развития этого раннеполитического организма. Исследования последних лет свидетельствуют скорее о том, что в Конго процесс формирования классового общества еще находился на очень ранних стадиях. — Примечания Л. Е. Куббеля.
64
Здесь перед нами модернизация исторической реальности, причем, так сказать, двойная. Во-первых, португальцы описывали общественную организацию Конго в привычных для себя категориях развитого европейского общества. Они основывались при этом на поверхностном сходстве явлений и не задумывались над тем, в какой мере оно отражает действительное положение вещей. Во-вторых, некритическое восприятие этой португальской терминологии позднейшими исследователями как раз и создало в науке своего рода традицию модернизации уровня общественного развития средневекового Конго. — Примечания Л. Е. Куббеля.
65
К. Маркс. Капитал. Т. I. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 23, с. 760.
66
У. Дюбуа оценивал в 100 миллионов человек общие потери Африки в результате работорговли. Из них 60 миллионов он относил за счет европейской, а остальные 40 — ближневосточной, т. е. главным образом арабской, торговли людьми. Советская исследовательница С. Ю. Абрамова также пришла к выводу, что трансатлантическая работорговля обошлась Африке в 60–70 миллионов человеческих жизней, 15–16 миллионов вывезенных невольников (см.: С. Ю. Абрамова. Африка: четыре столетия работорговли. М., 1978, с. 251). — Примечания Л. Е. Куббеля.
67
Барбот (Жан Барбо) — британский купец и мореплаватель французского происхождения. На рубеже XVII–XVIII вв. ходил к западному побережью Африки; оставил историю путешествий своих и своего племянника, Жака Барбо-младшего, озаглавленную «Описание Нижней Эфиопии». — Примечания Л. Е. Куббеля.
68
Цит. по: B. Brentjes. Uraltes junges Afrika. B., 1964, c. 239.
69
Название «Уруа» состоит из префикса «у», обозначающего в ряде языков банту понятие страны, местности, и этнонима «руа», т. е. луба, поскольку в этих языках согласные л и р нередко чередуются. — Примечания Л. Е. Куббеля.
70
Казембе — титул правителя восточных лунда, а не название страны, которой он управлял. — Примечания Л. Е. Куббеля.
71
B. Davidson. Vom Sklavenhandel zur Kolonialisierung. Afrikanisch-euro-paische Beziehungen zwischen 1500 und 1900. Hamburg, 1966, c. 180.
72
Вся обстановка массового развития работорговли в Западной Африке способствовала небывалому падению ценности человеческой жизни в глазах участников этой торговли. Но все же едва ли верно приписывать тлетворному влиянию европейцев даже те или иные качества отдельных африканских правителей как личностей: ведь это, по существу, равносильно утверждению о неспособности последних к самостоятельному развитию даже дурных свойств характера. — Примечания Л. Е. Куббеля.
73
D. Westermann. Geschichte Afrikas. Staatenbildungen siidlich der Sahara. Koln, 1952, c. 30.
74
Первые группы кочевников-фульбе появились на берегах реки Сенегал гораздо раньше. Во всяком случае, созданное ими государство Текрур упоминают уже арабские авторы IX–X вв. — Примечания Л. Е. Куббеля.
75
Имеется в виду день инициации — обряда посвящения мальчика в мужчины, когда посвящаемый должен перенести суровые физические и моральные испытания; у фульбе-бороро, сохранивших кочевой образ жизни, практикуется и в наши дни. — Примечания Л. Е. Куббеля.
76
Первым из европейцев нового времени в Томбукту добрался шотландец Александр Лэнг, прибывший в город 13 августа 1826 г., почти за два года до Кайе. Однако Лэнг погиб на обратном пути в Триполи в сентябре того же, 1826 г. — Примечания Л. Е. Куббеля.
77
М а л а м (араб. — хаус.) — первоначально мусульманское духовное лицо; позднее — всякий образованный человек. — Примечания Л. Е. Куббеля.
78
С у н н а (араб.) — букв, «обычай». В мусульманском праве под этим термином имеется в виду обычай пророка Мухаммеда: сообщения о его действиях или высказываниях в тех или иных обстоятельствах. Фактически сунна включила многие нормы обычного права доисламских арабов и нормы, складывавшиеся во вновь завоеванных областях в первые годы после начала мусульманских завоеваний. Эти обычноправовые нормы были, так сказать, задним числом освящены авторитетом пророка. — Примечания Л. Е. Куббеля.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Африки с древнейших времен"
Книги похожие на "История Африки с древнейших времен" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Теа Бюттнер - История Африки с древнейших времен"
Отзывы читателей о книге "История Африки с древнейших времен", комментарии и мнения людей о произведении.