» » » » Сергей Рязанцев - В мире запахов и звуков


Авторские права

Сергей Рязанцев - В мире запахов и звуков

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Рязанцев - В мире запахов и звуков" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Терра, год 1997. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Рязанцев - В мире запахов и звуков
Рейтинг:
Название:
В мире запахов и звуков
Издательство:
Терра
Год:
1997
ISBN:
5-300-01248-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "В мире запахов и звуков"

Описание и краткое содержание "В мире запахов и звуков" читать бесплатно онлайн.



В книге в занимательной форме изложены основные представления об органах чувств человека — слухе, обонянии, вкусе. Приведены любопытные, порой совершенно неожиданные факты, зарегистрированные в книге рекордов Гиннесса.

Книга предназначена самому широкому кругу читателей, интересующихся вопросами физиологии, медицины и просто любознательным людям.






Сохранена ли ототопика у человека глухого на одно ухо? Нет. Сколько бы не кричали «Ау! Ау!», собирая с ним грибы в лесу, он не сможет найти вас, для него невозможно определение источника звука. На этом основан опыт определения односторонней глухоты, названный опытом Кутырского. Сзади подносят звучащий камертон и испытуемый должен сказать, с какой стороны его поднесли. Здоровый человек никогда не ошибется, а глухой на одно ухо не сможет локализовать звук.

Длинноухие идолы острова Пасхи

По репортажам «Клуба кинопутешествий», по многочисленным репродукциям, по книгам путешественника Тура Хейердала вам должны быть хорошо знакомы длинноухие идолы острова Пасхи. Согласно легендам, именно эти длинноухие светлокожие люди населяли остров в древности, они же и создали гигантские статуи. В результате вторжения племени «короткоухих», «длинноухие» были полностью истреблены и от их многовековой культуры остались только загадочные идолы с длинными ушами. О таинственном племени «длинноухих» мало что известно историкам. Мне тоже почти нечего добавить к этой истории, кроме того, что, как я уверен, дети у «длинноухих» рождались с ушами вполне нормальной величины. Постараюсь вас в этом убедить.



Несмотря на расовые различия, величина и форма ушной раковины практически у всех представителей человечества как биологического вида мало чем отличается. Со времен античности известны классические пропорции человеческого лица. Согласно им, длина проекции носа у одного и того же человека должна равняться длине ушной раковины. Лицо должно делиться на три равные между собой части — от кончика подбородка до основания носа, от основания носа до бровей и выше бровей. Пропорции эти сохраняются на протяжении всей жизни. Правда, в старости, в связи с выпадением зубов, нижняя часть лица уменьшается в размерах, подбородок начинает выдаваться вперед, губы западают — хорошо известная внешность беззубых стариков и старух, называемая по-научному «старческой прогенией».

Современная стоматология вполне способна компенсировать этот дефект с помощью зубных протезов. Но как правильно подобрать величину этих протезов? Вот тут-то и пригодится знание упомянутых пропорций лица. Нижняя треть лица с новыми протезами должна полностью соответствовать двум другим третям. При этом она должна равняться расстоянию между зрачками глаз, а так как это расстояние измерить довольно трудно, то тут на помощь приходит «правило ладони». Оказывается, нижняя треть лица в норме соответствует ширине ладони данного человека, чем и пользуются стоматологи в своей практической деятельности. Исходя из вышеперечисленных пропорций, можно сказать, что ширина ладони должна соответствовать не только нижней трети лица, но и средней, т. е. носу, а, следовательно, и уху. Этим пропорциям в первую очередь обучают в училищах живописи. Вы тоже на досуге можете проверить пропорции своего лица, пользуясь «правилом ладони».

Но величина ушных раковин идолов острова Пасхи никак не вписывается в классические законы пропорции. В чем же тут дело?

Оказывается, во многих древних цивилизациях признаком красоты являлись длинные вытянутые уши. Чем длиннее — тем красивее. Чтобы не быть голословным, приведу свидетельства об обычаях наиболее близких к острову Пасхи регионов. Так, хорошо известен обычай полинезийцев подвешивать у детей к ушам груз и вытягивать их до плеч. Помимо чисто эстетического значения, обычай этот подразумевал улучшение слуха, хотя, как мы уже с вами знаем, это не совсем так.

Мишель Монтень (1533–1592) во втором томе своих «Опытов», со ссылкой на современные ему источники сообщает, что «в Перу наиболее красивыми считаются самые длинные уши, и перуанцы искусственно вытягивают их до предела».

Помимо длинноухих идолов острова Пасхи, длинными, оттянутыми мочками ушей обладают и статуи Будды. Буддисты считают, что Будда в своем последнем рождении существовал в облике индийского царевича Гаутамы, родившегося в 460 г. до н. э. в окрестностях города Капилавасту, в одном из северных княжеств Индии. В древнеиндийской культуре также было принято вытягивать мочки ушей у представителей аристократических семейств. Обычай этот просуществовал по крайней мере до конца XVI века. Венецианский купец Гаспаро Бальби в своей книге «Путешествие по Восточной Индии», опубликованной в 1590 году в Венеции пишет: «…здесь придается такое большое значение этому увеличению размеров ушей и украшению их тяжелыми драгоценностями, что я мог продеть свою руку в перчатке через отверстие их ушной мочки».

Неожиданно для себя я обнаружил, что обычай вытягивать мочки ушных раковин в прошлом был не чужд и русскому народу. М. Забылин в опубликованной в 1880 году книге «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» указывает: «По русским понятиям красота женщины состояла из толщины и дородности. Женщина стройного стана не считалась красавицей. При этом, по словам г. Костомарова, русские любили женщин с длинными ушами и некоторые щеголихи вытягивали себе их насильно». (Курсив мой).

Если мы взглянем на обычай вытягивать ушные раковины в свете исторической этнографии, то он не покажется нам особенно странным. Таких удивительных обычаев, сохранившихся с глубокой древности, немало. Африканское племя масаи надевает на шею девочкам кольца одно за другим, в результате чего шея вытягивается в несколько раз. Масаи считают, что это украшает женщину. Южноафриканские батакуды разрезают губы и вставляют в них втулки. В результате губы сильно выдаются вперед. На взгляд батакудов, это очень красиво. А перуанские индейцы накладывают на головы новорожденных мальчиков тугие повязки, деформирующие череп. В конце концов он принимает форму башни, либо заостряется спереди и сзади. По верованиям перуанцев, это придает человеку смелость в бою и мудрость при решении жизненных проблем. Хорошо известен обычай туго бинтовать ступни ног девочек, существовавший до начала нашего века в Китае. «Ножка лотоса» — очень маленькая деформированная стопа считалась обязательным атрибутом китайской красавицы и не должна была превышать трех дюймов (примерно 7,6 см). А то, что данное уродство практически лишало женщину способности нормально передвигаться, оставляя ей возможность едва-едва семенить на искалеченных ножках, не принималось во внимание. Красота требует жертв! Обычай бинтовать ножки возник в X веке и в XII веке был уже широко распространен. В 1835 году от 5 до 8 китайских женщин из 10 (в зависимости от региона) бинтовали ножки. Только в 1912 году, после революции в Китае, этот обычай был отменен.

В 1995 году китайские археологи сделали сенсационную находку. На раскопках в Тибете они обнаружили черепа древних людей… с рогами! Когда ошеломленные ученые, оправившись от первого шока, внимательно исследовали находку, стало ясно, что древние тибетцы с рогами не рождались. Это украшение им вживляли в голову и, судя по всему, не в детском возрасте. Удивительно, с каким искусством древние врачи делали эту сложнейшую операцию, ведь даже для современной медицины приживить человеку кость животного — задача не рядовая.

Но мы с вами, дорогой читатель, чуть-чуть отвлеклись в сторону. Из этого краткого экскурса нам становится ясно, что искусственно вытянутые ушные раковины — это дань эстетическим вкусам многих и многих культур. По наследству этот признак не передается, а потому мой тезис о том, что дети «длинноухих» с острова Пасхи рождались с вполне пропорциональными ушными раковинами, считаю доказанным.

Вообще очень трудно оценивать и критиковать чьи-либо эстетические взгляды, их стоит принимать как должное. Как нечто само собой разумеющееся и даже красивое, мы воспринимаем серьги в ушах у женщин. А вот сережка, продетая в крыло носа — это что-то уже из ряда вон выходящее. В то же время для жителей Индии — это традиционное явление женской моды. Женщины в иракских деревнях также вставляют в крыло носа золотую или серебряную запонку, которую называют по-арабски «варда» (розочка). В центр варды помещают голубую или зеленую бусинку.

В 1992 году я несколько месяцев работал в Великобритании и поначалу никак не мог привыкнуть к виду сережек в ушах у юношей и мужчин более зрелого возраста. В нашей стране в то время такое могли позволить только так называемые «маргинальные элементы» — гомосексуалисты, панки, рокеры и т. д. Мною, во всяком случае, это расценивается как определенный вызов общественному мнению. Каково же было мое удивление, когда в Национальной портретной галерее я увидел прижизненный портрет Вильяма Шекспира с золотым колечком в одном ухе, точь-в-точь таким же, как у молодых людей на Трафальгарской площади, под окнами этой самой галереи. Оказывается, в эпоху Шекспира такая мода была довольно повседневным явлением. Мишель Монтень, которого условно можно считать современником Шекспира, писал: «У нас прокалывают себе ушные мочки, греки же считали это признаком рабства». Надо считаться с тем, что серьга в ухе была не только веянием моды, но и определенным символом, различным в различных культурах. Так, у казаков было принято продевать серьгу в ухо единственного сына в семье. Этот знак говорил о том, что он — единственный наследник этого казацкого рода и товарищи старались оберегать его в битвах.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "В мире запахов и звуков"

Книги похожие на "В мире запахов и звуков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Рязанцев

Сергей Рязанцев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Рязанцев - В мире запахов и звуков"

Отзывы читателей о книге "В мире запахов и звуков", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.