» » » » Алексей Щавелев - Славянские легенды о первых князьях. Сравнительно-историческое исследование моделей власти у славян


Авторские права

Алексей Щавелев - Славянские легенды о первых князьях. Сравнительно-историческое исследование моделей власти у славян

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Щавелев - Славянские легенды о первых князьях. Сравнительно-историческое исследование моделей власти у славян" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Мифы. Легенды. Эпос, издательство Северный паломник, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Щавелев - Славянские легенды о первых князьях. Сравнительно-историческое исследование моделей власти у славян
Рейтинг:
Название:
Славянские легенды о первых князьях. Сравнительно-историческое исследование моделей власти у славян
Издательство:
Северный паломник
Год:
2007
ISBN:
5-94431-228-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Славянские легенды о первых князьях. Сравнительно-историческое исследование моделей власти у славян"

Описание и краткое содержание "Славянские легенды о первых князьях. Сравнительно-историческое исследование моделей власти у славян" читать бесплатно онлайн.



В монографии исследуются генезис и структура сюжетов и мотивов древнейшей славянской мифопоэтической традиции. Особое внимание уделяется реконструкции моделей архаичной власти, отразившейся в этих преданиях, а также позднейшим трансформациям устных сказаний в процессе их включения в раннеисторические хроникальные и летописные памятники. Книга адресована историкам, филологам, культурологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами исторической поэтики и прошлым славянских народов.






Примечания:

1. Бирнбаум, 1987.

2. Топоров, 1997. С. 41-94; Топоров, 1998.

3. Ср.: Иванчик, Кулланда, 1991. С. 192-216.

4. Седов, 1988. С. 169-180; Седов, 1995; Седов, 1999/1; Седов, 1999/2; Тимощук, 1995; Глебов, 1995. С. 3-28.

5. Трубачёв, 1959; Трубачёв, 1988. С. 307-339; Иванов, Топоров, 1978. С. 237-239; Бернштейн, 1984. С. 11-17.

6. Гиндин, 1985. С. 91-98; Иванов СЛ., 1984. С. 14-15; Иванов СЛ., 1985. С. 14-16; Ронин, 1987. С. 83-96.

7. Хабургаев, 1979; Лебедев, 1985. С. 189-198; Буданова, Горский, Ермолова, 1999. С. 160-177; Горский, 2004. С. 20-35. Ср.: Буданова, 2000.

8. Пашуто, 1974. С. 103-112; Милютенко, 1998. С. 38-41.

9. Ловмяньский, 1977. С. 182-193; Ловмяньский, 1972. С. 4-16; Тржештик, 1987. С. 124-133; Жемличка, Марсина, 1991. С. 167-189; Котляр, 1995. С. 33-49; Свердлов, 1997. С. 16-129.

10. О сходстве политической организации и культурных моделей земледельческих социумов см.: Вебер, 2001. С. 95-146; Козинцев, 1980. С. 6-33; Кабо, 1980. С. 59-85.

11. Практически весь этот перечень мифологем и, прежде всего, концептов, связанных с земледельческими культами, характерен для ареала Черняховской археологической культуры и «культур-спутников» (конец II — середина V в.). В её этнический состав входили германские (готские), иранские (сарматские) и праславянские племена (Славяне юго-восточной Европы, 1990. С. 441-453). Эти совпадения, по-видимому, отражают не только типологическое сходство, но и генетическую связь Черняховской культуры и более поздних славянских этносов, по крайней мере, на уровне заимствований элементов обрядов. Аналогичная картина «перетасовывания» общих элементов и вариаций вырисовывается при сравнении модели погребального обряда трупосожжения у ранних славян и предшествующих культур (Зиньковская, 1999). Типологически и генетически близкой была экономическая модель и агрикультура «Черняховской империи» и славянских племен (Никитина, 2006. С. 41-49; Stratum plus, 1999).

12. Именно два предка-эпонима родственных племен радимичей и вятичей, Радим и Вятко, упоминаются в ПВЛ (Повесть временных лет, 1996. С. 10).

13. ПСРЛ. Т. III. С. 164, 471.

14. В качестве знаков власти таких лидеров протославянских социумов могут быть интерпретированы браслеты из цветных металлов с расширяющимися концами, зафиксированные в киевской, пеньковской и колочинской археологических культурах (Обломский, 2002. С. 92-93; Приходнюк, 1998).

15. В этом аспекте славянская власть, описанная в легендах, ближе архаичной, периферийной кельтской модели королевской власти, а не ориентированной на военную экспансию германской (Безрогое, 1992. С. 58-64). Германскую же модель варварского королевства можно условно назвать «военно-юридической» (Корсунский, Понтер, 1984. С. 198-211). Все чаще звучит мнение о преувеличении типологических параллелей между германцами и славянами и о необходимости сопоставления ранних славянских материалов с кельтскими; кроме того, подтверждается гипотеза о широких контактах кельтов с протос-лавянской общностью (Седов, 2002. С. 79-95; Бернштейн, 1961. С. 94). В частности, структуры этнонимии славян и кельтов типологически близки и отличаются от германской модели (Трубачёв, 1974. С. 58). Наблюдаются параллели и генетические связи между кельтской и славянской теонимией (Калыгин, 2006. С. 106-107, 181-182). Согласно Ж. Дюмезилю, индоевропейский и индоиранский «фонды» представлений о власти содержат следующие социальные модели: «военные действия», «сакрально-магические действия», «трудовые действия» (пахота и скотоводство), «договорные ритуалы», «распределение благ», «семейно-брачные обряды» (Дюмезиль, 1986). Изначальная славянская модель может быть описана как «земледелие + семейно-брачные ритуалы + сакрально-магические обряды + распределение благ».

16. Свердлов, 1997. С. 32.

17. Львов, 1975. С. 203-204; Фасмер, 1996. Т. И. С. 266; Словарь русского языка, 1980. С. 207-208; Словарь древнерусского языка, 1991. С. 362-365. Терминами «князь» и «княгиня» обозначали молодоженов в свадебной обрядности (Рабинович, 1978. С. 44).

18. Колесов, 1996. С. 37-60.

19. Третьяков, 1953. С. 360-205; Шинаков, 2002/1. С. 106-142; Шинаков, 2000/2. С. 138-150; Лозный, 1995. С. 105-116; Милое, 2000. С. 97-99.

20. При этом потестарные и даже раннегосударственные структуры периодически уничтожались, раннеполитические связи были гораздо менее устойчивыми, чем культурные и этнические признаки. Так, практически все социумы Восточной Европы VII в., включая раннеславянские, были уничтожены и рассеяны, а из симбиоза их «осколков» и новых мигрантов сформировались новые славянские племена (Гавритухин, Обломский, 1996. С. 144-148).

21. О «мирах» Восточной и Центральной Европы, на основе которых формировался раннесредневековый культурно-политический ландшафт, см.: Щукин, 1994. С. 15-35, 278-289.

22. Петров, 1996.

23. Григорьев, 2000.

24. Херманн, 1986. С. 338-359.

25. Шахматов, 2002/1. С. IV.

Сокращения

АН СССР — Академия наук СССР

БЛДР — Библиотека литературы Древней Руси

ВДИ — Вестник древней истории

ВЕДС — Восточная Европа в древности и Средневековье

ВИ — Вопросы истории

ВИД — Вспомогательные исторические дисциплины

ГДЛ — Герменевтика древнерусской литературы

ДГ — Древнейшие государства на территории СССР (с 1994 г. — Древнейшие государства Восточной Европы). Материалы и исследования

ЖМНП — Журнал Министерства народного просвещения

ИОРЯЛ — Известия Отделения русского языка и литературы Академии наук СССР

ИОРЯС — Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук

КСИС — Краткие сообщения Института славяноведения

ЛГУ — Ленинградский государственный университет

ЛХ — Летописи и хроники.

МИА — Материалы и исследования по археологии СССР

НПЛ — Новгородская первая летопись

ОИ — Отечественная история

ПВЛ — Повесть временных лет

ПСРЛ — Полное собрание русских летописей

РА — Российская археология

РНБ — Российская Национальная библиотека

Сб. ОРЯС — Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук

СПбГУ — Санкт-Петербургский государственный университет

СПИ — Слово о полку Игореве

ТОДРЛ — Труды отдела древнерусской литературы

ЧОИДР — Чтения в Обществе истории и древностей Российских при императорском Московском университете

ЭСПИ — Энциклопедия «Слова о полку Игореве»


КН — Kwartalnik Historyzny

MGH — Мonumenta Germaniae Historica

MPH — Monumenta Poloniae Historica

PH — Przegląd historyczny

RAU (hf) — Rozprawy Akademii Umiejętnośсi

SSS — Słownik starożytnoźci słowiańskich

Литература

Абрамзон, 1977 — Абрамзон С. Фольклорные мотивы в киргизских преданиях генеалогического цикла // Фольклор и этнография. Связи фольклора сдрсвними представлениями и обрядами. М., 1977.

Аверинцев, 1971 — Аверинцев С.С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность»: противоречие и встречи творческих принципов // Типология и взаимосвязь литератур Древнего мира. М., 1971.

Аверинцев, 2000 - Аверинцев С.С. Григорий Турский и «Повесть временных лет», или о несходстве сходного // Другие Средние века. К 75-летию А.Я. Гуревича, М.; СПб., 2000.

Автономова, 1977 — Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках (критический очерк концепций французского структурализма). М., 1977.

Азбелев, 1966 — Азбелев С.Н. Проблемы международной систематизации преданий и легенд // Специфика фольклорных жанров. Русский фольклор. Вып. X. М.; Л., 1966.

Акимова, 1985 — Акимова О.А. Становление и развитие хорватской раннефеодальной государственности // Раннефеодальные государства на Балканах. VI-ХП вв. М., 1985.

Александров, Мельников, Алексеев, 1985 - Александров Д. Н., Мельников С. А., Алексеев С.В. Очерки по истории княжеской власти и соправительства на Руси в IX—XV вв. М., 1985.

Алексеев, 2005 — Алексеев С.В. Дописьменная эпоха в средневековой славянской литературе: генезис и трансформации. М., 2005.

Алексеев, 2006/1 — Алексеев С.В. От предания к летописи: эволюция исторического сознания древних славян // ВИ. 2006. № 1.

Алексеев, 2006/2 — Алексеев С.В. Предания о дописьменной эпохе в истории славянской культуры XI—XV вв. Автореферат ... дисс. доктора исторических наук. М., 2006.

Алекшин, 1986 — Алекшин В.А. Социальные структуры и погребальный обряд древнеземледельческих обществ (по археологическим материалам Средней Азии и Ближнего Востока). Л., 1986.

Алешковский, 1971 — Алешковский М.Х. Повесть временных лет. Судьба литературного произведения в Древней Руси. М., 1971.

Алешковский, 1976 — Алешковский М.Х. К типологии текстов «Повести временных лет» // Источниковедение отечественной истории. М., 1976.

Алпатов, 1998 — Алпатов В.М. История лингвистических учений. М., 1998.

Алпатов, 2005 — Алпатов В.М. Волошинов, Бахтин и лингвистика. М., 2005.

Алпатов С.А., 2005 — Алпатов С.А. Фольклористика в междисциплинарном пространстве медиевистики // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов». М., 2005. Т. I.

Аммон, -- Аммон П.И. К вопросу о распределении столов между русскими князьями в XI—XII вв. // ЧОИДР. Т. 168. 1894. Кн. IV.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Славянские легенды о первых князьях. Сравнительно-историческое исследование моделей власти у славян"

Книги похожие на "Славянские легенды о первых князьях. Сравнительно-историческое исследование моделей власти у славян" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Щавелев

Алексей Щавелев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Щавелев - Славянские легенды о первых князьях. Сравнительно-историческое исследование моделей власти у славян"

Отзывы читателей о книге "Славянские легенды о первых князьях. Сравнительно-историческое исследование моделей власти у славян", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.