» » » » Вячеслав Фомин - Варяго-Русский вопрос в историографии


Авторские права

Вячеслав Фомин - Варяго-Русский вопрос в историографии

Здесь можно скачать бесплатно "Вячеслав Фомин - Варяго-Русский вопрос в историографии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Русская панорама, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Фомин - Варяго-Русский вопрос в историографии
Рейтинг:
Название:
Варяго-Русский вопрос в историографии
Издательство:
Русская панорама
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-93165-272-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Варяго-Русский вопрос в историографии"

Описание и краткое содержание "Варяго-Русский вопрос в историографии" читать бесплатно онлайн.



В сборнике представлены монографии и статьи русских историков разных поколений - кроме новых исследований публикуются также работы русских историков, составивших золотой фонд отечественной исторической науки. В публикуемых работах затрагиваются практически все аспекты сложнейшего и столь важного для русской исторической науки варяго-русского вопроса и показываются истинные истоки Руси, тенденциозно трактуемые норманистами.






27. Печорские Былины / Записал Н.Ончуков. - СПб., 1904. С. 163-168; Архангельские былины... Т. 2. С. 60-61, 178— 182, 245-248, 264-266, 412-414; Беломорские былины... С. 203-204.

28. Былиновед-диалектолог Г.Ф.Нефедов писал: «Интересны мои встречи с былинниками. Один из них рассказывал мне предания и давал объяснения содержания былин.<...> О Добрыне говорит: "Добрыня раньше был необразованный: образование получил на Балтийском острову куда съезжались богатыри всех государств. Он был напрактикован там на 12 языках и знал разговор птичий"» (Нефедов Г. Севернорусские говоры как материал для истории // Ученые записки Ленинградского ун-та. Серия филологич. наук. Вып. 2. № 33. Л., 1939. С. 258-259).

29. Гельмольд. Славянская хроника. - М., 1963. С. 235-236.

30. Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 1. - М., 1975. С. 348-351, 361.

31. Гельмольд. Указ. соч. С.236-237.

32. См. об этом: Нидерле Л. Славянские древности. - М., 1956. С. 283.

33. Niderle L. Slovanske starozitnosti. Т. 3. - Praha, 1919. S. 149.

34. Kodex Pomeraniae diplomaticus oder Sammlung der die Geschichte Pommerns und Rugens betreffenden Urkunden. Bd. 1. - Greifswaid, 1843. S. 12. Без комментариев: Pommersches Urkundebuch. Bd. 1,- Stettin, 1868. S. 2.

35. Эти анналы Вайсенбургские, Кведлинбургские, Хильдесхаймские, Альтайх- ские, Ламперта. См.: MGN SS. Т. 3. Р. 46-47; ibid. Т. 20. 1868. Р. 784.

36. Ibid. Т. 3. Р. 3.

37. См. комментарии: Kodex Pomeraniae diplomaticus... Bd 1. S. 13-15. Здесь документированы ссылками на источники упомянутые мной выше сведения относительно истории монастыря.

38. Fabricius C.G. Urkunden zur Geschichte des Furstenhums Rugen unter den ebore- nen Fursten. Bd 1. - Stralsund, 1841. S. 9. В советское время запальчиво оспаривал подобное мнение Г.Ловмяньский, исходивший из убеждения, «что так далеко каролингская экспансия не распространялась». См.: Ловмяньский Г. Религия славян и ее упадок (VI—XII вв.). - СПб., 2003. С. 153-154. (перевод польского издания 1979 г.).

39. См., напр.: Bulin Н. Pocatky statu obodrickeho // Pravnehistoricke studie. T. 4. - Praha, 1958. S. 38-39; Fritze W.H. Probleme der abodritische Stammes - und Reichsverfassung und ihren Entwiklung vom Stammesstaat zum Herrschaftsstaat // Siedlung und Verfassung der Slaven zwischen Elbe, Saale und Oder / Herausgegeben von H.Ludat. - Giessen, 1860. S. 157.

40. Ср.: Friedmann B. Op. cit. S. 74.

41. Гельмольд. Указ. соч. С. 100.

42. См., например: Havlik L.E. Op. cit. S. 155. Подробнее обсуждал последний вопрос А.Ф.Гильфердинг уже в 1 части своего труда (Гильфердит А.Ф. История балтийских славян. Т. 1. - М., 1855. С. 72- 73; переиздано в 2010 г.).

43. Friedmann В. Op. cit. S. 139-142.

44. Fritze W.H. Op. cit. S. 201-202.

45. Friedmann B. Op. cit. S. 74.

46. Сравнительно полный обзор предшествующих работ был помещен ранее в статье: Wilinbachow W.B. Przyczynek do zagadnienia trzech osrodkow dawnej Rusi// Materialy zachodnio-pomorskie. T. 7. - Szczecin, 1961. S. 517-530. Сам автор предположил, что все три «центра» находились на южной Балтике. Однако аргументы в пользу такой идентификации «Куявии» и «Славии» представляются слишком недостаточными, и поддержки она не получила.

47. Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI-IX вв. // Новосельцев А.П., Пашуто В.Т. Черепнин Л.В., Шушарин В.П., Щапов Я.Н. Древнерусское государство и его международное значение. - М., 1965. С. 418. Единственным аргументом в пользу такого заключения Новосельцева оказывается его фраза: «Т.Левицкий уже после выхода в свет статьи Хрбека считает возможным отождествлять Арсу с мордовской эрзей» (там же). Но вышедшая в Польше всего через три года после напечатанной в Чехословакии работы Грбека статья Левицкого просто была написана раньше, чем автор ее смог познакомиться с исследованием Грбека, которого Левицкий вообще не упомянул, говоря об истории вопроса (Lewicki Т. Znajomosc krajow i ludow Europy u pisarzy arabskich IX i X w. // Slavia antiqua. T. 8. - Warszawa; Poznan, 1961. S. 61-124).

48. Новосельцев А.П. Указ. соч. С. 419. 49Hrbek I. Der dritte Stamm der Rus nach arabischen Quellen // Archiv orientalni. T. 25. Praha, 1957. S. 628-652. Далее ссылки на страницы этой работы даю в тексте.

50. Автор оставляет вне рассмотрения позднейшие обработки и компиляции, заметив, что «Аль-Идриси, Ад-Дамашки и Ибн-Ияз делают лишь несущественные дополнения, являющиеся чистой фантазией и не имеющие ценности источников» (635).

51. Но не в Скандинавии, где пытались искать их позднее без должного учета исследований Грбека и данных археологии, о которых писал В.Л.Янин, охарактеризовав датированные находки, относящиеся к периоду до конца первой четверти IX в.: «Основная и при том сравнительно более ранняя группа западноевропейских кладов восточных монет обнаружена не на скандинавских землях, а на земле балтийских славян» (Янин ВЛ. Денежно-весовые системы русского средневековья. - М., 1956. С. 89).

52. И. Грбек указывал попутно на «интересную параллель с отнесением арабами жителей Рюгена к русам: Герборд и Эббон называют остров Рутения, а его жителей - рутены» и напоминал, что «оба названия всегда использовались средневековыми хронистами в качестве обозначения России и русских», а «в Магдебургских анналах за 969 год жители Рюгена именуются Rusci» (641). Автор исследования, посвященного арабским свидетельствам, не углублялся в поиск подобных параллелей у авторов западноевропейских. Такой поиск осуществил впоследствии Н.С.Трухачев, а до него приводил аналогичные примеры - тоже применительно к прибалтийским славянам - А.Г.Кузьмин. Ранее М.А. Максимович обращал внимание на известия западных источников «об участии русского князя (Princeps Russiae) Велемира, русского герцога (Dux Russiae) Радеботта и ружского князя Венцеслава (Pr. Rugiae) в Магдебургских турнирах Генриха Птицелова в 938 г.». Он замечал: «...из сего видно (по условиям турнира), что эти Russia и Rugia в первой половине X века были в пределах Римской империи; что эти русские князья были веры западной» (Максимович М.А. Собрание сочинений. Т. 1. - Киев, 1876. С. 322-333). См., например: Goldast М. Collectio constitutionum imperialium. Т. 1. - Francfurti ad Moenum, 1713. P. 213-214. Здесь сказано, что дается перечень участников из областей Империи: Германии, Галлии и Sclavorum. Таким образом, славянские князья, охваченные процессом христианизации и участвовавшие в этих турнирах, являлись на них представителями, очевидно, Руси балтийской, номинально уже входившей в состав Империи.

53. Новосельцев A.II. Указ. соч. С. 419.

54. В примечаниях И.Грбек напоминает сообщения Адама Бременского и Гельмольда о жителях расположенного вблизи Руяна крупного торгового центра балтийских славян Волина: они «были гостеприимны, однако саксы, которые туда отправлялись, должны были скрывать свое христианство, чтобы не лишиться жизни» (643).

55. См., напр.: Thulin A. The third Trible of the Rus // Slavia antiqua. T. 25. - Warszawa; Poznan, 1979. P. 99-139; Коновалова И.Г. Рассказ о трех группах русов в сочинениях арабских авторов XII-XIV вв. // ДГВЕ. 1992-1993 гг. М., 1995. С. 139-148.

56. Янин B.Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневековый Новгород. - М., 1977. С. 220. Судя по контексту, автор имел тогда конкретно в виду под западными славянами кривичей как вероятных пришельцев из Прибалтики, поскольку с ними соотносится Людин конец, главная улица которого называлась Прусской.

57. Князь Добромысл, возглавлявший ободритов при вторжении к ним Людовика Немецкого в 862 г., мог быть не сыном Гостомысла, как предполагали некоторые исследователи, а его младшим братом, который оказался послан в наиболее угрожаемую из земель федерации. Сыновья Гостомысла, как мы знаем из текста ИЛ, «ово на войнах избиени, ово в дому измороша». Очень возможно, что один из этих сыновей погиб как раз в 844 г., что помогло Фульдскому анналисту, преувеличившему успех своего повелителя, даже объявить об убиении самого короля Гостомысла.

Примечания

1

См. об этом подробнее: Фомин В.В. Варяги и варяжская русь: К итогам дискуссии по варяжскому вопросу. - М., 2005. С. 17-47; его же. Начальная история Руси. - М., 2008. С. 9-16; его же. Варяго-русский вопрос и некоторые аспекты его историографии // Изгнание норманнов из русской истории. М., 2010. С. 340-347; а также раздел «Антинорманизм и варяго-русский вопрос в трактовке филолога Мельниковой» в публикуемой в настоящем сборнике монографии: Фомин В.В. Ломоносовофобия российских норманистов.

2

Сахаров А.Н. Рюрик, варяги и судьбы российской государственности // «Мир истории», 2002. № 4/5. С. 66; то же // Сб. РИО. Т. 8 (156). - М., 2003. С. 14.

3

Автобиография Г.Ф.Миллера. Описание моих служб // Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. I. - М., 1999. С.

4

Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. Т. 10. - М., Л., 1957. С. 474-475.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Варяго-Русский вопрос в историографии"

Книги похожие на "Варяго-Русский вопрос в историографии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Фомин

Вячеслав Фомин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Фомин - Варяго-Русский вопрос в историографии"

Отзывы читателей о книге "Варяго-Русский вопрос в историографии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.