Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"
Описание и краткое содержание "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
Черникова, Елена Вячеславовна.
Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие / Е.В. Черникова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. — 414 с. — (Artifex).
ISBN 978-5-4160-0018-9
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 «Журналистика» (квалификация (степень) «бакалавр») и содержит все необходимые сведения о творческих задачах журналиста и способах их решения, а также освещает вопросы жанрообразования в современных СМИ, предлагает подходы к классификации жанров, рассматривает законодательные и этические нормы, регулирующие деятельность журналиста.
Книга заинтересует студентов, специализирующихся во всех информационных отраслях (реклама, PR, медиабизнес, межкультурные коммуникации и др.).
УДК 070(07) ББК 76.01я7
Все права защищены. Книга не может быть воспроизведена полностью или частично в бумажном или электронном формате без письменного разрешения правообладателя.
Необходимо защитить компьютер двумя независимыми антивирусными программами двух независимых производителей. Тогда они смогут контролировать вирусные атаки друг друга и обеспечат более надежную защиту. Это и есть разделение секрета доступа.
Понимая, что стремление к полной безопасности утопично в принципе, автор утверждает: нужно жестко регулировать доступ в Сеть. Выходя на модный термин (говорить о «глобальных», а не «международных» или «планетарных» реалиях сейчас «современнее»), он предлагает глобальный контроль: каждый,
...кто выходит в Сеть, должен пройти процедуру авторизации. И куда бы он ни пришел, всюду его должен сопровождать его идентификатор. Нет авторизации — нет доступа. Нет доступа никуда. Для этого должны быть созданы сетевые ресурсы, отвечающие за выделение пароля. Должны быть глобальные базы данных, хранящие пароли и логины всех пользователей Интернета.
Весь путь авторизованного пользователя: с какого компьютера вошел в Сеть, на какие сайты заходил, какие файлы копировал, в каких чатах и гостевых книгах отметился, какие получал и отправлял письма и, наконец, что он покупал и как за эти покупки расплачивался — вся эта информация должна сохраняться бесконечно долго и может быть проверена тем информационным субъектом, который имеет соответствующее право доступа.
Тут же, понимая, что и эта идея утопична, автор задает новый вопрос: «Кто будет администрировать базы данных паролей и логинов, кто получит возможность спросить о том, чем занимался пользователь в Сети последние пять дней или пять лет?»
Отметив, что и это опасно для индивида, автор усиливает тревогу новым тезисом:
Мы уничтожаем анонимность, возникшую во многом в целях, ровно противоположных публичности: я не хочу, чтобы кто-то имел возможность собрать ту критическую массу информации обо мне, которая станет мне угрожать. Глобальный контроль делает Сеть непрозрачной для подавляющего большинства пользователей, но выделяет некоторое избранное сообщество — сетевую элиту, которая сможет контролировать любого, входящего в Сеть, сама же оказывается неподконтрольной никому. Это такая концентрация власти, которой не было ни у какого, даже самого тоталитарного государства.
Понимая, что одна из самых привлекательных граней Сети будет аннулирована, автор заходит в тупик:
Анонимность — одно из условий нормальной жизни в Сети. Аноним создает несколько различных информационных тел и тем самым отводит угрозу от главного — от того, с которым он связан неразрывно. Запретить псевдонимы (ники) — это резко повысить возможность концентрации информации о персоне и тем самым снизить ее информационную безопасность.
Далее автор говорит, что его рассуждения привели к противоречию, и предлагает фантастический выход из него:
Власть информации должна быть обязательно ограничена отсутствием точки глобального обозрения. Сеть должна научиться не только быстро и качественно отдавать все, что угодно, по первому требованию, но и научиться хранить тайны. Только тогда наше информационное тело будет чувствовать себя в безопасности.
Жанры (заметки, рецензия, обзор, памфлет, эссе, статья) в этом произведении слились в некий конгломерат. Автор чувствует, что на поставленный им вопрос (как обеспечить информационную безопасность в условиях бурного развития новых технологий) пока нет ответа, поскольку любой вариант решения проблемы порождает новые вопросы. Например, как заставить авторов информационного потока, нарастающего в Сети, добровольно поделиться властью с кем бы то ни было? Другими словами, как поставить нравственность и этику на первое место, а прогресс — на второе? Понимая немыслимую сложность этой задачи, автор придал своему произведению такую форму, в которой хотя бы постановка проблемы читалась внятно, а предложенное им решение выглядело не слишком фантастично.
Мы уделили этой работе так много внимания не только затем, чтобы продемонстрировать читателю, как объединение и пересечение жанров помогает журналисту сформулировать и проанализировать новую, неизведанную проблему, но и потому, что ее тематика затрагивает нас непосредственно как авторов информационного потока. Ориентация в потоке — одна из самых насущных задач для современного журналиста. Считать ее решенной сейчас не может никто, даже специалисты по информационным технологиям. Функционирование новейших коммуникационных систем и их влияние на человеческую жизнь — одна из наиболее актуальных проблем современности.
А сейчас обратимся к тем жанрам, которые или появились, или обрели новое звучание именно в последние двадцать лет вследствие многообразных реформ в издательской деятельности.
Прежде всего это комментарий в виде колонки.
Собственно колонка — это обычный элемент верстки газетной или журнальной полосы. Жанру она и дала свое название. При этом колонка как элемент верстки осталась в ходу, разумеется.
Слово и должность колумнист (коломнист), т. е. автор-ведущий собственной колонки, пришло к нам из западной печати и быстро стало популярным. На роль колумниста в печатные СМИ приглашают ярких людей, достигших известности в какой-либо сфере: в политике, экономике, публицистике, на других важных участках общественной и культурной деятельности.
Авторской называется та колонка, которая выходит с определенной периодичностью, размещается всегда на одном и том же месте в макете издания, содержит размышления постоянного ведущего на разнообразные актуальные темы, выбор которых он осуществляет самостоятельно.
Авторская колонка на полосе может занимать площадь, отличную от площади стандартной для этого издания колонки. В редких случаях авторская колонка может занимать даже всю полосу (такое возможно только в журналах), и все равно она будет называться «колонкой», потому что в таком случае она не элемент верстки, а обозначение жанра. Часто она рубрицируется как «Колонка комментатора» или, что еще почетнее, «Колонка имярека». Автор этих строк два года вел в журнале «Журналист» ежемесячную колонку (в значении жанр), занимавшую журнальный разворот и состоявшую, как правило, из восьми колонок (в значении элемент верстки). Каждый выпуск содержал глубоко личные рассуждения автора о современной журналистике как разновидности человеческого творчества. Надо сказать, что такая напряженная работа исключительно дисциплинирует автора, воспитывает его в особой ответственности за свое слово.
У редакции есть свои резоны: наличие колумниста как такового говорит о серьезных намерениях редакции, о качественности, об аналитике как приеме. Если редакция хочет приучить читателя к постоянному присутствию конкретного автора, то таким образом она подчеркивает свое доверие к его компетентности, интеллектуальному уровню, владению словом. Автор-аналитик становится приметой, лицом издания. Постоянство интереса к чувствам и мыслям одного ньюсмейкера влияет на отношение читателей ко всему изданию. Один из самых эрудированных и знаменитых ученых нашего времени Умберто Эко посвятил газетной колумнистике десятилетия своей жизни.
Авторская колонка может походить и на эссе, и на рецензию, и на мини-статью — это не имеет значения. Главное, что регулярно выступает именно этот автор, слово которого, как предполагается, ценно во всякое время и во всех видах.
Колонка — жанр весьма действенный, во-первых, потому, что сама цикличность появления одного и того же имени добавляет ему популярности и внимания; во-вторых, потому, что колонка создает атмосферу особой психологической интимности между ее автором и читателем. Колумнист становится как бы другом и постоянным советчиком. С ним можно соглашаться или спорить, но его присутствие на полосе неизбежно становится для читателя сначала желательным, а потом необходимым.
В эфире аналогичную задачу решают информационноаналитические авторские программы. В них включаются и репортажи от корреспондентов, и интервью, и телезарисовки, но все это связывает и объясняет один человек: журналист-комментатор-аналитик. Получается огромная «телеколонка», многожанровая по составу, но монологичная по сути. Авторская — вот что главное. При этом отношение к автору-ведущему может быть самым разным, от восхищения до негодования, но в одно и то же время миллионы телезрителей включают телевизоры и ждут возможности совместного раздумья над актуальными вопросами современности.
К жанру телеколонки можно отнести, например, комментарий М. Леонтьева «Однако», выходивший на Первом канале сразу после программы «Время». Объем небольшой, рассматриваемых событий и явлений — одно-два. Однако доминирует именно мнение автора, который может себе позволить (в отличие от ведущего информационной программы «Время») и возмутиться, и возрадоваться, и провести любые аналогии, т. е. выразить не только общее, но и свое отношение, продемонстрировать свою осведомленность в различных сферах знания. В данном случае — политического.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"
Книги похожие на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.
























