» » » Ольга Соломенникова - Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий с детьми 5-7 лет


Авторские права

Ольга Соломенникова - Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий с детьми 5-7 лет

Здесь можно купить и скачать "Ольга Соломенникова - Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий с детьми 5-7 лет" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Визуальные искусства. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Соломенникова - Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий с детьми 5-7 лет
Рейтинг:
Название:
Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий с детьми 5-7 лет
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий с детьми 5-7 лет"

Описание и краткое содержание "Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий с детьми 5-7 лет" читать бесплатно онлайн.



Пособие посвящено ознакомлению детей 5–7 лет с народным искусством и включает в себя авторскую программу, последовательно представленную систему занятий с раскрытием методики их проведения, сценарии праздников и развлечений, диагностику уровней усвоения материала. Эстетическое воспитание детей основывается на интеграции различных видов искусства и художественно-творческой деятельности.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования.






В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Фигурки лепят вручную, затем несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в электрической муфельной печи в течение 12 часов при большой температуре (до 800 °C) и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки не кисточкой, а гусиным пером, используя анилиновые краски, разведенные на яйце.

Старейшие мастерицы, сохраняя традиции промысла, темы и сюжеты игрушек, вносят свои дополнения и изменения. Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Филимоновские игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по исполнению и очень выразительные. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; животные – коровы, бараны, лошадки, медведи; птицы – куры, петухи и др. В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.

Местная глина особенная: вязкая, жирная, пластичная. Из нее мастерицы вытягивают всю фигурку сразу, при этом способе лепки игрушки получаются грациозными, пластичными. Застывая, глина "садится", и тогда приходится снова "подтягивать", приглаживать изделия, отчего их форма еще больше вытягивается и удлиняется. И так происходит несколько раз, пока игрушка совсем не "замрет". После обжига игрушку начинают расписывать. Сначала наводят желтые полоски и пятна, потом обводят их красным "перышком", потом зеленым, синим, иногда фиолетовым. Кроме того, мастерицы "играют" цветом. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый дает, как здесь говорят, "жарный" (оранжевый). Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются со звучными локальными пятнами. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая "елочка", яркая "ягодка", лучистая "звездочка", или "солнышко"; сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник – землю, елочки и ростки – символы растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека с природой. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Налепов в филимоновской игрушке мало, особенно в сравнении с дымковской, где налепы играют не меньшую роль, чем роспись. Филимоновские мастера оформляют налепами лишь глаза животных, чем достигают особой выразительности образа.

Филимоновские игрушки трудно спутать с какими-либо другими. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Например, у барынь высокие колоколообразные юбки, верхняя часть туловища но сравнению с юбкой кажется меньше; маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Забавны игрушки, изображающие длинноногих вытянутых солдат в характерных костюмах: френч в талию и полосатые штаны. Некоторые игрушки удивляют фантазией мастера, например, чудище с головой оленя: в руках у него курица, на спине сидит индюк, а на хвосте – цыпленок. Особой пластикой отличаются игрушки – животные. У баранов, коров и коней маленькие головы на вытянутых шеях, короткие ноги придают всем фигурам особую устойчивость. Все эти игрушки очень веселые, а если их много – это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, невольно радуешься.»

В конце занятия педагог предлагает детям поиграть с филимоновскими игрушками; спрашивает, какие игрушки им понравились больше и почему.

Занятия 37-38-39. Рисование филимоновских элементов: полосок, елочек, цветов

Программное содержание. Закреплять знания детей о творчестве филимоновских мастеров. Познакомить с выполнением простейших элементов филимоновской росписи – полосок, елочек и цветов. Формировать эстетический вкус. Закреплять знания о составлении узора. Воспитывать аккуратность в выполнении работы.

Материалы. Филимоновские и дымковские игрушки. Дидактическая игра «Третий лишний». Вырезанные элементы филимоновской росписи для составления узоров в полосе, круге и квадрате. Гуашь, палитра, кисти, салфетки, баночки для воды.

Ход занятия

1-й этап

Педагог оформляет выставку дымковских и филимоновских игрушек, предлагает детям сравнить эти игрушки. Затем педагог задает детям вопрос:

– Чем похожи дымковские и филимоновские игрушки и чем они отличаются друг от друга?

Затем педагог проводит дидактическую игру «Третий лишний». Детям предлагается две картинки. На первой из них нарисованы две филимоновские и одна дымковская игрушка. На другой – две дымковские игрушки и одна филимоновская. Нужно показать и рассказать, какая игрушка лишняя и почему.

Вопросы к детям. Какие элементы филимоновской росписи можно выделить из общего узора? Какие цвета встречаются в филимоновской росписи?

Педагог предлагает детям нарисовать по образцу простейшие филимоновские элементы: перпендикулярные, параллельные и наклонные полоски, ломаные линии и елочки. Педагог напоминает, что все элементы рисуют сразу кистью, без предварительной прорисовки карандашом; учит детей рисовать сначала только зеленой краской, а потом чередовать два цвета: красный и зеленый.

2-й этап

Педагог предлагает детям рассмотреть различные цветы на филимоновских игрушках; рассказывает об особенностях рисования таких цветов. Предлагает детям по желанию нарисовать любые филимоновские цветы. По окончании работы педагог и дети любуются разноцветной «поляной» филимоновских цветов.

3-й этап

Педагог предлагает детям самостоятельно составить из филимоновских элементов узор на ковре; уточняет особенности выполнения узора в круге, полосе и квадрате. Затем предлагает детям выбрать разные геометрические формы ковра для оформления. В конце занятия педагог рассматривает с детьми получившиеся коврики и выделяет наиболее интересные.

Занятие 40. Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек

Программное содержание. Расширять представления детей о многообразии филимоновской игрушки. Показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов. Развивать творчество и фантазию; учить подбирать для росписи нужные цвета; формировать эстетический вкус.

Материалы. Филимоновские игрушки. Бумажные силуэты филимоновских игрушек. Гуашь, кисти, палитра, салфетки, баночки для воды.

Ход занятия

Педагог рассматривает с детьми представленные на выставке филимоновские игрушки. Показывает их особенности: длинное, вытянутое туловище, маленькая головка и очень короткие ноги; обращает внимание на различные элементы росписи. Затем рассказывает: «В Филимонове иногда делают огромные игрушки – ростом с больших-больших кукол. Ими можно не только играть, но и украшать квартиры, потому что народные игрушки – прекрасное украшение: поставишь на полку – и вокруг всегда праздник».

Петух семейку охраняет – никого не подпускает.

Не желает медведь реветь – желает свистеть.

Один солдат на базар – другой с базара.

Лучший дружок – петушок!

Чудо-игрушки – разноцветные зверушки.

Верхом – не пешком.

Захочу, на олене поскачу!

Собрались Иван да Маланья на гулянье.

Танцует парочка – солдат да сударочка.

Парнишка маленький, да в работе удаленький.

Коровушки не простые – глиняные, расписные.

Педагог предлагает каждому ребенку выбрать наиболее понравившийся бумажный силуэт филимоновской игрушки и украсить его по своему усмотрению. В случае необходимости напоминает детям о композиционном построении узора в различных формах. В конце занятия педагог с детьми оформляет выставку «Филимоновские свистульки», затем предлагает ребятам рассказать стихи и потешки про свои игрушки.

Занятия 41–42. Лепка и роспись филимоновской красавицы

Программное содержание. Продолжать расширять представления детей о филимоновской игрушке. Учить лепить из глины филимоновскую красавицу. Формировать желание доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу. Учить украшать филимоновскими узорами объемную форму игрушки. Развивать эстетическое восприятие.

Материалы. Филимоновская и дымковская барышни. Глина, стеки, гуашь, кисти, палитра, салфетки, баночки для воды.

Ход занятия

1-й этап

Педагог предлагает детям рассмотреть филимоновские игрушки, обращает внимание на красивые женские фигурки и предлагает определить отличительные особенности филимоновской и дымковской барышни. Затем показывает способы лепки филимоновской барышни и предлагает детям вылепить ее. В случае затруднения педагог оказывает детям необходимую помощь. По окончании работы изделия просушиваются, и педагог обжигает их в муфельной печи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий с детьми 5-7 лет"

Книги похожие на "Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий с детьми 5-7 лет" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Соломенникова

Ольга Соломенникова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Соломенникова - Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий с детьми 5-7 лет"

Отзывы читателей о книге "Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий с детьми 5-7 лет", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.