» » » » Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие


Авторские права

Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие

Здесь можно скачать бесплатно "Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Черникова, Елена Вячеславовна.

 Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие / Е.В. Черникова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. — 414 с. — (Artifex).

ISBN 978-5-4160-0018-9

Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 «Журналистика» (квалификация (степень) «бакалавр») и содержит все необходимые сведения о творческих задачах журналиста и способах их решения, а также освещает вопросы жанрообразования в современных СМИ, предлагает подходы к классификации жанров, рассматривает законодательные и этические нормы, регулирующие деятельность журналиста.

Книга заинтересует студентов, специализирующихся во всех информационных отраслях (реклама, PR, медиабизнес, межкультурные коммуникации и др.).

УДК 070(07) ББК 76.01я7

Все права защищены. Книга не может быть воспроизведена полностью или частично в бумажном или электронном формате без письменного разрешения правообладателя.






Например, вы оказались на съезде какой-либо партии, обсуждающей насущные вопросы своего развития. Вы видите живых людей, слышите горячие споры, улавливаете интонации, жесты — словом, вам доступны необходимые для работы над текстом детали. У вас, предположим, складывается впечатление, что вот этот крикун врет, а вот тот тихоня лучше владеет темой и заслуживает большего внимания.

Вы возвращаетесь в редакцию отписываться (на журналистском жаргоне это словечко означает всего-навсего «выполнять задание: писать материал по результатам изучения фактов и событий») и из разговоров сотрудников внезапно узнаете, что понравившийся вам тихоня слывет негодяем, а не понравившийся вам крикун — признанный лидер, пользующийся огромным успехом у своего электората. Вы в смятении: личное наблюдение и сложившийся в прессе стереотип вошли в конфликт. Что делать?

Прежде всего — избавиться от смятения и навсегда усвоить, что в подобной ситуации вы будете оказываться не раз. Затем обратиться к документам, перепроверить свои ощущения, уточнить сведения, перечитать материалы других СМИ, проанализировать ситуацию вокруг данной партии, а также сверить ваше видение материала с концепцией СМИ, для которого вы собираетесь писать. Если по результатам этой проверочно-аналитической работы выяснится, что условный негодяй на самом деле почти святой, а от вас требуется тенденциозное изложение материала, то отсюда открываются три пути: а) вообще отказаться от публикации; б) написать то, что вы думаете на самом деле, и предъявить редактору (и посмотреть, что будет дальше); в) написать то, что от вас ждут (т. е. покривить душой).

Журналисты довольно часто оказываются на таком распутье. И, к несчастью, довольно часто выбирают путь «в», впоследствии привыкая к сделкам с собственной совестью.

Мы не советуем вам поступать так, чтобы пришлось уговаривать свою совесть. Лучше осуществлять выбор между позициями «а» и «б». В конце концов, честное имя — лучший капитал.

Мы привели этот, увы, типичный пример еще и затем, чтобы вы почувствовали одну из основных сложностей современной журналистики: определенное размывание этических и ценностных ориентиров. В своем познании мира вы в любую минуту можете столкнуться с проблемой: другие люди, одновременно с вами познающие мир, могут попытаться навязать вам свои выводы, свое мировидение. Особенно болезненны такие ситуации в отношениях «начальник — подчиненный», когда мировоззренческие вопросы из теоретических становятся практическими, поведенческими, влияют на творчество. Как выходить из этих ситуаций, частично вы узнаете из курса «Профессиональная этика журналиста». Частично — потому что вполне и однозначно решить такую проблему поможет только ваша собственная совесть, мужество и, конечно, профессиональная подготовка.

В заключение приведем слова академика Н.Н. Моисеева, написанные им словно специально для журналистов: «Не существует единой и к тому же «правильной» интерпретации реальности (в том числе и «картины мира»): мы имеем право говорить только о большем или меньшем соответствии интерпретации нашему практическому опыту. И он охватывает лишь некоторый ограниченный круг явлений, а за его пределами лежит море не познанного, если уместно говорить о его познаваемости»[39].

2.4. Основные способы получения информации

Для журналиста существует три способа получения информации: наблюдение, интервью, работа с документом.

Некоторые добавляют к этому списку интуицию, но, как шутят математики, интуиция — дочь информации.

Надо подчеркнуть, что способы эти неравноценны. В каждом отдельном случае они выступают в разных пропорциях. Каждый опытный журналист знает про себя, какой вид само-информирования он предпочитает и в какой ситуации.

Упрощенно схема получения любой информации такова: заметил, спросил и переспросил, подтвердил. Увидел необычное, новое, уточнил у эксперта (ньюсмейкера, свидетеля и т. п., доказал документально.

Рассмотрим каждый способ в отдельности.

Наблюдение. Увидев дым, мы догадаемся, что где-то рядом есть и огонь. Заметив покрытые мозолями руки, догадаемся, что их владелец часто работает физически. Спонтанно люди постоянно мониторят окружающий мир, мгновенно принимая сотни микрорешений: куда поставить ногу, с кем поговорить, а с кем и помолчать, что читать и смотреть, кто симпатичен и кто неприятен, и вообще кт. е. кто. Наблюдательность наша развивается с первых дней жизни, но мы не отдаем себе отчета в ее результатах, а просто фиксируем детали, складывающиеся в картинку, и если картинка повторяется, мы незаметно запоминаем ход сложения и «делаем вывод», сворачивая сложные панорамы в стереотипы («толстяки — все добряки»).

«Наблюдение в журналистике представляет собой метод сбора информации об исследуемом явлении путем непосредственного его восприятия», — так определяет наблюдение исследователь А. Тертычный[40].

Из этого определения вытекает, что наблюдать можно и глазами, и ушами, — всеми органами чувств, поскольку непосредственно мы воспринимаем мир только с их помощью. А через журналистов аудитория воспринимает мир опосредованно. Посредник — журналист. Для читателя — создает среду восприятия. Можно сказать, что журналист — орган всех чувств читателя.

Чем отличается наблюдение, сделанное специалистом — литератором, журналистом, социологом, — от наблюдения, сделанного обычным человеком без профессионального намерения тут же применить полученный результат в работе? Обычные люди наблюдают ненамеренно. Условно говоря, чтобы решить: «бежать или стоять на месте»? Специалисты — с целью увидеть. Смотреть и видеть — разные процессы.

Радикальное отличие именно в целеполагании: зачем я смотрю на мир? Что я хочу увидеть? Что означает вот эта лужа у подъезда, эта веревочка на дверной ручке, этот бантик на этой голове, эта краска на этих волосах, эти джинсы на этом подростке... Почему я смею предъявлять миру свои выводы из увиденного?

Русский писатель, публицист Леонид Леонов в одном интервью сказал:

Я всегда стремился участвовать в открытии будущего для всего человечества. Или скажу проще: я смотрю на себя как на переводчика, толмача, стоящего между жизнью и читателем. Я схватываю явления, которые ежедневно происходят на глазах у читателя и которые он далеко не всегда может осознать, обработать, и вывожу формулу, которую я предлагаю ему для обработки[41].

Такой же масштабный подход к видению жизни необходим каждому серьезному журналисту. Почувствуйте себя стрекозой с фасеточными глазами (обзор — триста шестьдесят градусов!). Посмотрите на весь мир сразу — и выхватите из привычной, ежедневной мозаики видений нечто значащее. Сразу может и не получиться, поскольку мы, если здоровы, не склонны видеть кругом себя чудеса, подвохи, вызовы, тайные знаки, метки и т. д. Однако настоящий журналист, как правило, устроен иначе: он следопыт. Его взор пронзает вещи насквозь, он ищет факты, хочет наименовать события, постичь явления.

Надо учиться наблюдать мир профессионально, т. е. осмысленно, разумно, спонтанно и непрерывно.

Для первого знакомства с техникой наблюдения полезно почитать опубликованные записные книжки писателей, журналистов, представителей других творческих профессий, чтобы почувствовать механику обретения опыта другими и начать нарабатывать собственный опыт.

Для второго этапа развития наблюдательности хорошо бы завести свою записную книжку и регулярно заносить в нее самые разные «запчасти» для будущего «лайнера» (вашего журналистского произведения). Заполняя книжку, поначалу не рассуждайте о полезных и неполезных наблюдениях. Не пытайтесь отделить зерна от плевел сразу же. Просто записывайте все приглянувшееся, случайно услышанное, неожиданное, интересное, что-то внезапно почувствованное в некий дневник путешественника по жизни. Вы еще не знаете, как и когда может выручить вас самая незначительная «запчасть». Так же полезно везде, где это возможно (главное здесь такт и вежливость!), знакомиться с новыми людьми и разговаривать с ними, интересоваться их жизнью и мнениями. Будущие персонажи — везде, кругом. Они же — ваша будущая аудитория. Разве можно упустить хоть одну возможность узнать новое?

Если хотите — шифруйте свои записи, чтобы ваша творческая кухня не могла открыться никому, кроме вас. Можете — пишите прямым текстом. Но шифровать наблюдения надо лишь в одном случае: когда записи касаются конкретных людей, попавших в разного рода конфликтные ситуации. Это замечание относится прежде всего к расследовательской журналистике, но журналистика вся по большому счету есть тотальное расследование.

Опытные журналисты знают, что из наблюдательских книжек в дело потом идет не более 10% накопленного материала. Но и остающиеся за бортом 90% — это ваше особое богатство: умение держать ухо востро, способность воспринимать все новую информацию. Освоив этот нелегкий, но драгоценный прием общения с самим собой, вы приобретаете не только детали и штрихи к будущим журналистским произведениям, но и навык регулярной работы, а это чрезвычайно важно в нашей профессии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"

Книги похожие на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Черникова Вячеславовна

Черникова Вячеславовна - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.