» » » » Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие


Авторские права

Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие

Здесь можно скачать бесплатно "Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Черникова, Елена Вячеславовна.

 Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие / Е.В. Черникова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. — 414 с. — (Artifex).

ISBN 978-5-4160-0018-9

Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 «Журналистика» (квалификация (степень) «бакалавр») и содержит все необходимые сведения о творческих задачах журналиста и способах их решения, а также освещает вопросы жанрообразования в современных СМИ, предлагает подходы к классификации жанров, рассматривает законодательные и этические нормы, регулирующие деятельность журналиста.

Книга заинтересует студентов, специализирующихся во всех информационных отраслях (реклама, PR, медиабизнес, межкультурные коммуникации и др.).

УДК 070(07) ББК 76.01я7

Все права защищены. Книга не может быть воспроизведена полностью или частично в бумажном или электронном формате без письменного разрешения правообладателя.






Рассматриваем старинную газету. Вслушайтесь в первый абзац статьи «В авангарде борьбы»:

Последние месяцы ознаменованы крупными выступлениями трудящихся капиталистического мира, борющихся за свои права. В любой стране — будь то США или Япония, Италия или Франция, Великобритания или Канада — нарастают классовые битвы против гнета монополий и эксплуататорских порядков. Возглавляет эти выступления рабочий класс — по определению В.И. Ленина, «самый передовой класс цивилизованных обществ». Под руководством своего боевого авангарда — марксистско-ленинских партий рабочий класс выражает интересы всех трудящихся, интересы социального прогресса общества, защищает общенациональные интересы.

Далее речь идет об исторических этапах борьбы пролетариата с буржуазией, об экономическом кризисе капитализма, о дальнейшем возрастании авангардной роли рабочего класса, об интернациональной солидарности трудящихся. Заключительный абзац статьи звучит так:

Воспитанные ленинской партией в духе интернационализма, все трудящиеся Советского Союза в преддверии 60-летия Великого Октября с новой силой выражают братскую солидарность рабочему классу, всем, кто в странах капитала несет знамя свободы, демократии и социализма.

В тексте напрочь отсутствует актуальная информация. Однако «Правда» — ежедневная газета, а основной принцип ежедневной газеты — «вчера, сегодня, завтра». В этой передовице он игнорируется абсолютно, что видно из первой же фразы («Последние месяцы...» и т. д.). Почему? Актуальным событием здесь представлено продолжение классовой борьбы. Именно классовая борьба была, есть и будет — вчера, сегодня, завтра. Вот он, основной пафос этой передовицы, цель выступления главной газеты страны. Рассматриваемая полоса — настоящая хрестоматия по идеологии, символике и штампам.

Из прочих текстов этого выпуска газеты современный студент не сможет вычленить причину, по которой именно в ту субботу читателям напомнили о классовой борьбе, т. е. о том, что и так проходят в школах и вузах, о чем постоянно говорят на собраниях, без упоминания чего не пишется ни один партийный текст и сюжет. Ни одна даже малюсенькая заметочка не подскажет, почему историкосуггестивное полотно-эссе появилось именно в этой газете и именно в ту субботу. Только очень осведомленные специалисты-международники смогли бы ответить на вопрос: что в те дни случилось в мире такого, отчего передовая статья «Правды» 10 сентября напоминает об общеизвестном? Может, другие материалы первой полосы намекают нам на особые обстоятельства в мире? Может, надо применить умение читать между строк? (Этим умением советские люди к тому моменту уже владели практически в совершенстве.)

Посмотрим на другие составляющие журналистского текста.

На той же полосе начинается отчет о торжественном собрании в Кремле, посвященном 100-летию со дня рождения Ф.Э. Дзержинского, а всю вторую полосу занимает изложение юбилейного доклада председателя КГБ Ю.В. Андропова о жизни и деятельности «железного Феликса», как называли Дзержинского, главного чекиста революции. Текст отчета идет под заголовком «Коммунистическая убежденность — великая сила строителей нового мира». Освещаемое собрание состоялось в Кремле 9 сентября, т. е. в публикации этого материала уже просматривается принцип ежедневной газеты. Событие — празднование 100-летия Дзержинского — имеет большое идеологическое значение, и ему отводится место, пропорциональное отношению партии к событию («Правда» — орган Центрального Комитета КПСС). Почти полторы полосы — это очень много. Значит, так надо. Читатель, оценив объем публикации, понимает: в мире идет борьба, но в СССР все хорошо и правильно. Из соседства отчета о юбилейном кремлевском собрании с передовой статьей о нормальном ходе классовой борьбы следует вывод: новый мир у нас успешно строится, и наши трудящиеся солидарны с зарубежными рабочими в их борьбе за возможность строить такой же мир в своих странах. Вот такую картину создают основные материалы главных полос — первой и второй.

Постараемся выяснить, какие еще элементы жанровой системы работают на ту же панораму в «Правде» от 10 сентября 1977 г.

Между передовицей и отчетом на первой полосе расположена вертикальная колонка из оперативных сообщений: вверху «Хлеб — Родине» и под ней — «Дневник соревнования». В первом материале говорится о количестве зерна, «засыпанного в закрома Родины» сельскими тружениками Горьковской и Тульской областей, во втором — о трудовых достижениях металлургов, шахтеров и нефтяников. Все эти сообщения содержат статистику (тысячи тонн, миллионы...), подтверждающую трудовой энтузиазм советских тружеников и верность решениям XXV съезда, и не содержат указаний на даты. Просто «выполнили», «дали», «провели», «поступило» и т. п. Отсутствие точных дат не случайно.

Конечно, можно было бы написать, какого именно сентября получены те или иные результаты, особенно в заметке «Металлурги держат марку» о выплавке миллионной (с начала года) тонны чугуна. Но зачем? Главное, что это сделано в рамках социалистического соревнования (в данном случае — навстречу 60-летию Великого Октября), а это соревнование перманентно. Это норма жизни. Она живет и побеждает, и не какого-то числа, а всегда, поэтому дата не имеет значения. Всегда — значит, и 10 сентября. И все всё понимают: так было, есть и будет. Мы видим: заметки тоже работают на основную идею. Кстати, фамилий авторов тоже нет. Лишь упоминание: «По сообщениям корр. “Правды”». Это означает, что любой корреспондент этой всесоюзной газеты, во-первых, всегда на посту и следит за достижениями всех доблестных тружеников, и, во-вторых, перечисленные факты (получение зерна, угля, нефти, газа...) носят столь всеобщий и планомерный характер, что отношение автора, бесспорно одобрительное, не нуждается в специальном подчеркивании даже такой деталью, как просто его фамилия.

В каких еще жанрах выступают журналисты на первой полосе этого номера?

«До единого колоса» — это репортаж с комментарием. Так и написано. И фамилия автора указана в начале. Что случилось? Что-то же должно случаться, несмотря на всеобщий трудовой героизм! Читаем:

«Размеры полей и их конфигурация не позволяют использовать крупные подразделения техники...» — сообщает из Кургана корреспондент «Правды» В. Кирясов.

Появление в тексте (значит, и в жизни) отрицательной частицы «не» тут же влечет за собой жанровые изменения: журналист выступает в роли репортера, т. е. очевидца (это закон репортажа). Он обнаружил частный, исключительный случай неполадок в аграрном механизме: зерна немало, а техники немного. Организованы звенья, есть семейные экипажи. Задача — обмолот хлебов. Разукрупнение трудовой армии на взводы. Такая вот проблема. Она же — разукрупнение общего порыва на точечные. Тут уже есть о чем подумать. Кто будет думать? Конечно, секретарь обкома КПСС. Следует его прямая речь, где высокий местный начальник объясняет журналисту, что его труженики не виноваты, а «проведение уборочных работ сдерживается рядом факторов, не зависящих от земледельцев». И перечисляет эти вызывающие сожаление факторы: воронежцы «плохо удовлетворяют» заявки на покрышки, красноярцы «недодали» деталей для коробок передач, словом, его родное Зауралье делает все возможное, чтобы ликвидировать разрыв между косовицей и обмолотом, а некоторые — из других, отдаленных регионов — что-то никак. Плохо.

Из заголовка текста — «До единого колоса» — бьет энергия мобилизованности, как на войне. Идет «битва за урожай», отчего и стиль насыщен военизированной лексикой. На войне как на войне. И если возник такой вот частный случай (что-то идет не так, как надо), то жанровая система мгновенно реагирует: и фамилия автора-репортера появляется, и должность его ответственного собеседника, и четко обозначенная проблема с сельскохозяйственной техникой, и пути решения.

Интересно, думает читатель, а есть ли в стране еще какие-нибудь проблемы, кроме чисто технических? Есть, конечно. Вот вам — по соседству с курганским репортажем корреспонденция из Ленинграда: «Ступенями роста». В Одессе испортился один неплохой дифрактометр, так ленинградские умельцы, соединившись в творческий коллектив, модернизировали его. И новый лучше прежнего! А опыт комплексных бригад показывает, что «главное — в планировании творческого процесса и управлении им».

Этот оптимистичный текст иллюстрирует тезис о продуктивности «творчества масс», вообще о силе коллективного труда. Это тоже часть идеологии, и она бесспорна, только ее надо постоянно иллюстрировать примерами. И журналист иллюстрирует, заверяя читателей, что его герои работают «на уровне лучших мировых образцов». С этим не поспоришь, тем более что не каждый читатель так силен в дифрактометрах, чтобы оценить опасность сбоя в работе прибора. А что там на мировом уровне в разработках люминесцентных сепараторов (в этой же корреспонденции), коих у нас в стране пока что около двухсот, но ученые разрабатывают еще, — то это тем более непонятно. Да и ладно, зачем читателю эти тонкости сепарирования алмазов! Главное вот:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"

Книги похожие на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Черникова Вячеславовна

Черникова Вячеславовна - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.