» » » » Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие


Авторские права

Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие

Здесь можно скачать бесплатно "Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Черникова, Елена Вячеславовна.

 Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие / Е.В. Черникова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. — 414 с. — (Artifex).

ISBN 978-5-4160-0018-9

Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 «Журналистика» (квалификация (степень) «бакалавр») и содержит все необходимые сведения о творческих задачах журналиста и способах их решения, а также освещает вопросы жанрообразования в современных СМИ, предлагает подходы к классификации жанров, рассматривает законодательные и этические нормы, регулирующие деятельность журналиста.

Книга заинтересует студентов, специализирующихся во всех информационных отраслях (реклама, PR, медиабизнес, межкультурные коммуникации и др.).

УДК 070(07) ББК 76.01я7

Все права защищены. Книга не может быть воспроизведена полностью или частично в бумажном или электронном формате без письменного разрешения правообладателя.






Этот занятный автор прошлого века, инженер, отражая веяния своего материалистического времени, страстно хотел приблизиться к тайне творчества через физиологическую формулу таланта. В его работе постоянны ссылки на великих ученых прошлого: Ивана Сеченова, Ивана Павлова. Любознательно им рассматриваются состояния мозга, движения нейронов, инвентаризируются внешние впечатления, превращающиеся в ощущения, в мускульные сокращения, из-за которых потом в воображении рождаются образы, а в мозгу — мысли... Гипотеза на гипотезе, и в итоге обещание, что вся эта загадка обязательно будет разгадана и поставлена на службу человечеству. В его исследовании есть даже такие поразительные строки:

В мозгу, отключенном от мускулатуры, никогда не промелькнет ни одной даже самой крошечной мысли. И наши мысли, и наши образы есть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Не будет возбуждена мускулатура нашего тела, и мы не ощутим их[25].

Классическое для материалиста и эволюциониста рассуждение. Иными словами, пустись мы в пляс, и мозги запляшут. Остановился человек, расслабился — все, ни одной мыслишки. Попробуйте сами.

Автор понимает, как велика загадка, но пытается разгадать ее на глубоко материалистической основе:

Исследование мышления и воображения становится в наши дни одной из самых первоочередных задач. Без теории физиологии творчества, подтвержденной многочисленными экспериментами, стало невозможно рассуждать о том, как создается роман, как делается научное открытие[26].

Что ж, поживем — увидим, как справится человечество с физиологической формулой творчества. Скорее всего не справится, но попытки, такие же вдохновенные, как у процитированного нами автора, будут продолжаться. Слишком велика уверенность многих ученых, что познание — исключительно дело времени и усердия и что непознаваемого не существует. Не менее распространена и другая точка зрения, прямо противоположная: что непознаваемое существует. Наш век крайне противоречив именно потому, что все основные точки зрения по данному вопросу высказаны самым подробным образом и ни одна пока не получила приоритета.

Неспроста наше время называют веком антиномии.

Творчество создает новое. Лучшее, что может сделать начинающий журналист, — создать себя в профессии, мотивируясь ответственностью перед человечеством. Не меньше. Только высокомотивированный профессионал имеет право на попытку отобразить действительность. И понимая, что даже в самом чистом зеркале может отразиться только микроскопическая частичка окружающей нас вселенной, мы ждем от этого зеркала именно чистоты.

«Каждый человек, — написал Л.Н. Толстой, — алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя»[27].

Важно всегда помнить, что сам человек — Творение.

Выводы

Журналистское творчество — коллективно-индивидуальное, поэтому для него необходима особая внутренняя настройка, и прежде всего — отказ от самоутверждения, самовы-ражения. Следующий творческий шаг — создание себя как профессионала, психологическая готовность быть «чистым зеркалом». Необходимо развивать в себе стремление отражать действительность оперативно и достоверно. Воздействие на умы не следует считать приоритетной задачей журналиста.

ГЛАВА 2

Источник — автор — произведение

2.1. Массовые информационные потоки


В современном мире передача и получение информации происходит быстро, непрерывно и неизбежно. Контроль над этими процессами невозможен, как бы ни стремились к этому передающая или принимающая стороны. Нас окружает поток.

Метафора поток вполне адекватно передает суть и мощь глобального информационного процесса. Даже если какая-либо структура пожелает остановить поток, найдется другая, которая ей помешает, а из их противоборства немедленно родится еще одно ответвление информационного потока. Например, если где-то вырубить Интернет или прекратить подачу актуальных новостей по СМИ, информация все равно найдет путь к аудитории, если та уже привыкла регулярно потреблять новости. Информация в нашем мире давно уподобилась второму телу человека и человечества, и прорехи на нашем информационном скафандре каким-то чудом затягиваются мгновенно.

У человека, достигшего сознательного возраста (и состояния), есть свои, подчас безотчетные представления о том, что такое норма и что такое отклонение от нормы в практике информирования как масс, так и индивидов. Научные исследования на эту тему ведутся во всех цивилизованных странах. Заметим, что представления о норме (в любых сферах человеческой деятельности) крайне различны. Кто-то л го-бит круглосуточно купаться в звуках, доносящихся изо всех аудиовизуальных приборов, кто-то выдерживает минут пять, и каждый считает свой стиль потребления нормальным. Спор о норме — это чаще всего этический спор: что правильно, а что неправильно. Самые жестокие баталии (от бытовой драки до революции) разворачиваются именно за мнение, за толкование, и журналист обязан понимать: стремление человека к истине — базовая потребность. От журналиста ждут истин, ответов, окончательных выводов, но как раз на все окончательное в нашей профессии наложен строгий запрет. Мы должны обеспечить аудиторию достоверными фактами и широким спектром взвешенных мнений. Выполнить такую задачу в полном объеме практически невозможно: ни индивидуум, ни определенное СМИ не справится. Более или менее адекватно роль тотального информатора выполняет система СМИ.

Основу информации в СМИ составляют сообщения о фактах и их комментарии или оценки. Отсюда следует, что важнейшей характеристикой дискурса в этой сфере является категория информационного поля, под которым понимается информационное пространство, охватывающее тот или иной объем фактов и событи й реального мира и представленный репертуаром тем. Информационное поле — категория аксиологическая, она связана с понятием информационной нормы: в идеале СМИ должны сообщать о всех возможных фрагментах действительности[28].

Иначе говоря, есть представление о норме и есть некий поток, который, объединяя неисчислимое количество источников, не может следовать какой бы то ни было норме в принципе. Это практически планетарная картина; о ней мы сейчас и поговорим.

Массовые информационные потоки — что это такое? Где они текут? Как сориентироваться в них начинающему журналисту?

Массовыми они называются потому, что принципиально ориентированы на охват бесконечно обширной аудитории. Это отличает их от СМИ, у каждого из которых есть целевая аудитория. СМИ выходят периодически, а массовые информационные потоки (МИИ) создаются и распространяются непрерывно.

Индивидуум отдает себе отчет в своем взаимодействии со СМИ: купил газету, прослушал радиопередачу, посмотрел телевизор и т. д. Напротив, присутствие МИП далеко не всегда осознается.

МИП — одно из наиболее волнующих современных явлений. Для исследователей они представляют определенные трудности. Дело в том, что научный анализ требует всестороннего рассмотрения составляющих. А для этого необходимо «разобрать на части», «отстраниться» от явления на определенное время, в данном случае — как бы выйти из потока, а это практически невозможно. Любой человек, независимо от своего положения, непрерывно подвергается воздействию какого-либо рукава потока, что само по себе делает его зависимым от исследуемого материала. Часть не может познать целое.

Некоторые исследователи классифицируют потоки на нейтральные, запрашиваемые и требуемые. Границы между ними расплывчаты, однако интуитивно почти каждый взрослый потребитель информации способен их почувствовать. Скажем, в аномально жаркую погоду вы не столько ищете, сколько требуете от СМИ прогноз на завтра. В стабильный период, особенно если вы не зависите от перепадов атмосферного давления и/или вам не предстоит путешествие, вы нейтрально воспринимаете рядовой прогноз, эмоций не выражаете, однако прислушиваетесь на всякий случай.

Следует добавить, что МИП разделяются на условно естественные и искусственные.

Естественные потоки охватывают человека с рождения. Например, он учится говорить, впитывая стихию речи от окружающих. Даже самая добросовестная мать, стремящаяся лично контролировать все контакты своего ребенка, оберегающая его от негативных воздействий среды, не может устранить всё, с ее точки зрения, нежелательное и заменить желательным. Кроме того, сама мать — тоже в известной степени продукт среды, и содержание этого продукта неизбежно транслируется ребенку. О спонтанных потоках, не имеющих ни автора, ни адресата, можно говорить как об условно естественных. Продукты этого потока не предназначены для тиражирования. Они единичны и, можно сказать, элитарны. Ребенок, которому любящая мать поет колыбельную, для матери — самая что ни на есть элита.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"

Книги похожие на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Черникова Вячеславовна

Черникова Вячеславовна - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.