Сергей Корытин - Повадки диких зверей

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Повадки диких зверей"
Описание и краткое содержание "Повадки диких зверей" читать бесплатно онлайн.
Рассмотрены внутри- и межвидовые отношения зверей, поведение животных в различных ситуациях, в том числе связанных с деятельностью человека. Знакомство с книгой поможет многое понять в жизни животные разобраться в сложных вопросах управления их поведением.
Для специалистов охраны природы, охотоведов, зоологов.
Много животных погибает от автомашин на автострадах. Столкновения лосей с машинами наиболее часты в период с мая по октябрь, особенно в июне, что связано не только с усилением активности этих животных, но и с повышением интенсивности движения на дорогах. Максимум столкновений приходится на вечерние и ночные часы, на отдельных участках дороги столкновения происходят постоянно [108].
За два года (1975–1976) на дорогах ФРГ погибло 800 благородных оленей, 700 ланей, 7000 косуль, 1500 кабанов, 15 000 зайцев. С апреля 1967 г. по март 1968 г. в ФРГ погибло на дорогах 107,8 тыс. зайцев-русаков (добыча зайцев на охотах составила в этот период 1 млн. 100 тыс. особей). На дорогах Дании ежегодно погибает более 1 млн, разных птиц, в Нидерландах — несколько тысяч ежей. Ежегодно на шоссейных дорогах США гибнет 365 миллионов позвоночных животных, из них около 1,5 млн. крупных млекопитающих. В одном только штате Небраска с 1969 по 1975 г. под колесами транспорта погибло 5359 американских кроликов и зайцев, 3978 енотов, 2417 скунсов, 1960 опоссумов, 1318 оленей, 928 койотов, 015 барсуков, 472 ондатры. Потери значительны при более высоких скоростях автомобилей.
Максимальная среднемесячная гибель ондатры приходится на март, кроликов на апрель, опоссума на май, оленя на июнь, барсука на август, енота, скунса, койота на октябрь. Анализ 2560 случаев столкновения белохвостых оленей с автотранспортом в Южном Мичигане показал, что большинство случаев происходило на рассвете и в течение 1–2 ч после захода солнца. Наиболее часты подобные происшествия осенью и в начале зимы, пик — в середине ноября, что связано с гоном у белохвостого оленя и открытием охоты; второй, менее выраженный ник отмечен в мае. В основном столкновения определялись повышенной активностью зверя и в меньшей степени интенсивностью движения. За исключением осенне-зимнего периода, самки попадала под автомобиль в целом вдвое чаще, чем самцы. Обычно страдали одиночные особи, реже пары. Наиболее часто наезды на оленей происходили при скоростях свыше 80 км/ч [112]. В Австралии на отрезке дороги длиной 496 км под машиной, двигавшейся в течение двух дней со скоростью свыше 80 км/ч, погибло в общей сложности 84 животных, из них 27 млекопитающих.
При густой сети дорог и обилии мототранспорта он становится истинным бедствием для диких животных. Много зверей гибнет, еще больше особей получают увечья. При столкновении зверя с автомашиной, даже если оно не повлекло ранения или сильного ушиба, животное обычно убегает и нередко вскоре погибает (известно, что возбуждение тормозит восприятие боли, и даже смертельно раненный человек некоторое время еще может «сгоряча» двигаться). При невозможности избежать столкновения с наезжающей машиной крупные хищные звери стремятся запрыгнуть на кузов или в кабину.
Длительное преследование на автомашине пагубно действует не только на копытных, но и на хищников. Отмечены отдельные случаи внезапной смерти загоняемых волков. У собак, подвергавшихся в эксперименте значительным беговым нагрузкам, отмечалось выделение изо рта розовой пены, отмечены случаи смертельного исхода во время и после бега «до отказа».
В настоящее время скорость 70 км/ч у грузовых и 100 км/ч у пассажирских поездов на многих железных дорогах стала нормой. Само нахождение вблизи поезда, проходящего с такой скоростью, стало опасным. Бушевание вихревых потоков, вибрация почвы и грохот отрицательно действуют на зверей. Шум мотора на животных при определенных обстоятельствах тоже действует отрицательно. Например, при содержании выхухоли в неволе наблюдали гибель зверька, находившегося вблизи мотоцикла в момент его запуска. Остаются живы звери, если звук мотоцикла приближается постепенно.
Даже при отсутствии внешнего проявления реакции дикого животного на сухопутный транспорт происходят сдвиги физиологических показателей: учащение или замедление пульса, изменения в частоте дыхания и др.
Уловки животных, спасающихся от преследования автомашины, сводятся в основном к использованию своих преимуществ в маневрировании и преодолении неровностей пути, ограниченности сектора обстрела из автомобиля; применяются также дезориентация врага путем рассредоточения стаи или стада, укрытие в убежище. Спасаясь от автомашины, зверь зачастую бежит к укрытию, которое затрудняет или делает невозможным передвижение машины, но не всегда обеспечивает маскировку животного. Например, волки забегают в кочкарники и солонцы, где, находясь на виду, чувствуют, однако, себя в безопасности на расстоянии 100–150 м и не пытаются уходить глубже, что указывает на некую рассудочность их действий и подтверждается наличием данной повадки у зверей, не имеющих опыта спасения от автомобиля. Животные усваивают, что их маневренность выше маневренности преследователя «на колесах».
Спасаясь от автомашины, звери нередко опорожняют кишечник и мочевой пузырь, а также желудок, срыгивая пищу. Дзерены, джейраны и сайгаки, уходя от преследования хищника, делают прыжки, которые сигнализируют сородичам об опасности. Точно такие же прыжки эти звери демонстрируют, будучи преследуемы на автомашине. Арсенал повадок животных, противопоставляемый хищнику-преследователю, сходен с применяемым при бегстве от автомашины. В последнем случае он дополнительно обогащается оригинальными приемами. Уход антилоп в биотопы, непроходимые для автомашины, едва ли эффективен при их спасении от волков, которые обладают не меньшей проходимостью. Приемы же убегающих от машины волков не могли сформироваться под влиянием хищников, так как практически ни один из крупных хищников не использует длительное преследование, свойственное волкам.
Волчьи повадки частично возникли в процессе преследования человеком, пользовавшимся для этой цели лошадью и собаками. А часть приемов, очевидно, — «изобретение» современных волков, которых с борзыми и гончими практически уже не добывают, так же как и не преследуют на конях.
Скорость бега зверей, преследуемых на автомобиле, меньше, чем преследуемых на самолете. Очевидно, быстрота передвижения жертвы определяется не только естественными возможностями, но и скоростью преследователя. Резервы организма реализуются в соответствии со степенью опасности.
Спасаясь от автомашины, сайгаки, джейраны, дзерены и остальные виды антилоп, а также куланы, северные олени и многие другие копытные стремятся обогнать ее и пересечь дорогу. Подобная реакция наблюдается у этих животных и по отношению к другим движущимся объектам. Антилопы обгоняют всадника или караван верблюдов и в нескольких метрах перебегают дорогу, как бы приглашая поиграть в догонялки. Сайгаки пересекают дорогу преследователю лишь в том случае, если при этом они двигаются в сторону повышения местности, на плато, где ровная твердая поверхность дает им возможность максимально использовать свои скоростные возможности и бежать с максимальной быстротой, обычно превышающей скорость хищника, — так поступали даже больные и ослабленные животные [67]. Это простое объяснение целиком подходит к условиям о. Барсакельмес, где проходили наблюдения.
Сходное поведение других копытных и сайгаков в иных частях ареала не всегда поддается объяснению с помощью данной гипотезы. Вероятно, биологический смысл повадки «лезть под колеса» более широк. Можно предположить, что она возникла благодаря естественному стремлению животных к соревнованию друг с другом, в результате чего в процессе эволюции формировались популяции, способные к быстрому длительному бегу. Возникнув случайно, данная особенность поведения могла закрепиться в ходе естественного отбора и стала врожденной. Несмотря на инстинктивный характер, она не имеет в своем проявлении абсолютного автоматизма.
Там, где за сайгаками, джейранами часто охотятся на автомашинах, они бросают свою манеру и сразу же стремятся уйти в сторону от дороги.
Если у многих неохраняемых диких копытных наблюдается постепенное нарастание осторожности к автотранспорту, то в отношении домашнего скота выявилась обратная картина: имевшая место в период появления автомобильного транспорта опасливость в отношении к нему со временем сменилась полным равнодушием. Подобная реакция постепенно формируется у ряда тщательно охраняемых диких животных, а также обитающих на заповедных территориях. Они теряют осторожность в отношении средств сухопутного транспорта. Спокойно относясь к привычному шуму моторов, звери, однако, но теряют осторожности по отношению к естественным, экологически адекватным раздражителям, ничтожным в сравнении с параметрами раздражений, исходящих от транспортных средств.
Возможности управления поведением животных (перегон в нужное место, загон в ловушки и т. д.) с использованием автомашин ниже, чем при использовании воздушного транспорта, не имеющего преград на путях своего передвижения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Повадки диких зверей"
Книги похожие на "Повадки диких зверей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Корытин - Повадки диких зверей"
Отзывы читателей о книге "Повадки диких зверей", комментарии и мнения людей о произведении.