» » » » Дмитрий Харитонович - История Крестовых походов


Авторские права

Дмитрий Харитонович - История Крестовых походов

Здесь можно купить и скачать "Дмитрий Харитонович - История Крестовых походов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дмитрий Харитонович - История Крестовых походов
Рейтинг:
Название:
История Крестовых походов
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Крестовых походов"

Описание и краткое содержание "История Крестовых походов" читать бесплатно онлайн.



Вам предстоит окунуться в интереснейший рассказ о Крестовых походах, написанный увлекательным, доступным, сохраняющим особенности устной речи языком. За что король Англии Ричард I получил прозвище Львиное Сердце? Кто такой Гаммельнский крысолов? Сколько всего было Крестовых походов? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной книге.

В конце приведены указатели имен и географических наименований, прежних и нынешних. Издание снабжено множеством иллюстраций и картами походов.






Среди крестьянского населения европейцев почти не было. Основное население королевства составляли местные уроженцы: арабы, греки, армяне, сирийцы. Они облагались оброком от 1/4 до 1/3 урожая, в ряде мест существовала и барщина, то есть обязанность крестьянина обрабатывать поле, принадлежащее господину, а не только собственный надел.

Надо сказать, что после ужасов первых лет завоевания в латинской Сирии, как нередко называли государство крестоносцев, установился относительный мир между коренным населением и пришельцами. Дело не только в том, что среди элиты Иерусалимского королевства были люди, родившиеся в Святой Земле. Существовали и смешанные браки, победители принимали некоторые обычаи побежденных, в частности привычку к комфорту. Правда, местные уроженцы из числа франков, особенно от смешанных браков, называвшиеся пуланами, то есть «жеребятами» на местном lingua franca, франкском языке, представлявшем собой смесь разных языков и диалектов на основе старофранцузского [29] , были или считались, во всяком случае на Западе, людьми второго сорта в сравнении с прибывавшими из Европы. Хотя Иерусалимское королевство и не было, как я попытался показать выше, колониальным образованием позднейшего типа, некоторые нравы колоний зарождались уже там. В XIX—XX вв. во французском языке бытовало выражение pieds noirs, то есть «черноногие». Так именовались французы – уроженцы колоний, на которых жители метрополии и чиновники колониальной администрации смотрели как на не совсем полноценных французов и которые в большинстве своем, мучаясь от социальной ущемленности, стремились любым путем утвердить свое превосходство над «грязными туземцами» (Дорогой читатель! Это тебе ничего не напоминает?). Впрочем, о пуланах подобное не говорили.

Положение туземцев, не только местных христиан, но и мусульман, было не столь уж плохим. Им разрешалось, хотя и со значительными ограничениями, исповедовать свою религию, судиться по собственным законам в собственных судах. Существовали даже мусульмане на низших ступенях администрации.

Мусульмане в христианском королевстве

Вот как описывает жизнь мусульман в Иерусалимском королевстве арабский путешественник Ибн Джубайр, вообще-то враждебно настроенный к христианам-завоевателям: «Мы двинулись по дороге, вдоль которой тянулись поселения, где живут мусульмане, пребывающие в великом благоденствии под франками – да сохранит нас Аллах от подобного искушения! Условия, навязанные им, состоят в уступке половины посева в период жатвы, выплаты поголовного налога в один динар и семь кират (такой налог они платили и до завоевания своим мусульманским хозяевам. – Д. Х .) и вдобавок легкий налог на фруктовые деревья. Мусульмане являются владельцами своих домов и управляют ими, как сами разумеют… Сердца многих исполняются соблазна осесть там, когда они видят положение своих собратьев в областях, управляемых мусульманами, ибо состояние тех весьма далеко от процветающего. К несчастью для мусульман, в странах, где правят их единоверцы, они всегда жалуются на несправедливость своих владык, но зато хвалят поведение франков, правосудием которых можно только гордиться». Тот же Ибн Джубайр говорит о христианах, живущих близ Ливанского хребта, что они приносят воду и пищу мусульманским отшельникам, и прибавляет: «И если христиане так относятся к противникам их религии, то что же ты скажешь об отношении мусульман друг к другу?».

Общим местом в литературе о крестовых походах является подчеркивание терпимости мусульманских правителей и противопоставление ее нетерпимости крестоносцев. И это во многом верно, но никак не во всем, о чем свидетельствует Ибн Джубайр. Еще одно доказательство слышится в словах очевидца событий, человека, родившегося незадолго до того, как Папа Урбан II провозгласил крестовый поход, и умершего вскоре после отвоевания Иерусалима мусульманами. Это эмир Шейзара Усама ибн Мункыз, оставивший интереснейшую «Книгу назиданий», состоящую в основном из воспоминаний автора. Так вот, он описывает, как, бывая в Иерусалиме, он ходил молиться в ал-Аксу. Мечеть эта была превращена в христианскую церковь и отдана ордену тамплиеров (о них ниже), но те сохранили рядом с ал-Аксой маленькую мечеть. «Когда я заходил в мечеть ал-Акса, в которой находились тамплиеры, бывшие моими друзьями, они освобождали ту маленькую мечеть, чтобы я мог в ней помолиться». Однажды в этой мечети на Усаму напал какой-то христианин, требовавший, чтобы эмир Шейзара молился по-христиански, но его урезонили и объяснили, что это прибывший недавно из Европы франк, не знающий местных обычаев.

Конечно, хорошо там, где нас нет, конечно, установление правосудия и примеры толерантности не являются извинением для завоевания. И все же приведенные слова несколько корректируют привычную картину безудержной эксплуатации проклятыми крестоносцами несчастных мусульман, их безудержной свирепости по отношению к инаковерующим. В общем, на Востоке возникло более или менее обыкновенное феодальное государство с внутренними распрями, феодальными интригами, придворными фаворитами и фаворитками, словом, всем тем, чего хватало в Европе. Реки в Палестине не текли млеком и медом, с травинок не капало оливковое масло, зато сухая земля Иерусалимского королевства была обильно полита кровью. И это маленькое королевство («я называю его баронией, так как оно очень невелико», – говорил безвестный переводчик-перелагатель Гийома Тирского на старофранцузский язык) не могло существовать без поддержки с Запада. Конечно, время от времени благочестивые паломники решали остаться на некоторое время в Святой Земле, дабы защищать ее. Но по исполнении обета они возвращались на родину. И особой постоянной военной организацией, защищавшей Святую Землю от мусульман, стали духовно-рыцарские ордены.

Духовно-рыцарские ордены

В 1118 или 1119 г. девять рыцарей-крестоносцев из Бургундии во главе с Гуго де Пэном приняли монашеский обет по уставу цистерцианцев (ветви монашеского ордена бенедиктинцев). Однако к трем привычным монашеским обетам – бедности, целомудрия и послушания – прибавили четвертый: сражаться с неверными. Третий правитель Иерусалимского королевства (второй, носивший титул короля) Балдуин II дю Бург даровал им дом. Этот дом стоял, по преданию, на том месте, где некогда находился Соломонов храм (по-французски «temple»). В 1128 г. Папа утвердил это объединение как особую религиозную организацию, орден «Бедных (в значении принявших обет бедности, то есть отсутствия личной, но не общей собственности. – Д. Х .) рыцарей Христа и Соломонова храма». Иначе их называли храмовниками или тамплиерами. Орденская одежда – белый (по уставу цистерцианцев) плащ, с 1147 г. – с красным крестом. Это был первый, но не единственный орден Святой Земли.

Устав тамплиеров предписывал двоим есть из одной миски (символ крайней – для рыцаря – бедности помещался на гербе тамплиеров: два всадника на одной лошади), вводил строгую монашескую дисциплину и обязывал ставить послушание выше стремления к воинской славе.

В 1070 или 1080 г., то есть еще до начала крестовых походов, некий купец Мауро из южноитальянского города Амальфи основал в Иерусалиме госпиталь, посвященный св. Иоанну. Госпиталями (от лат. hospitalitas – «гостеприимство») тогда именовались странноприимные дома, в которых паломникам не только предоставляли кров и пищу, но и лечили, если это требовалось. При госпитале учреждалось братство под названием «Госпитальная братия св. Иоанна». Среди братии были монахи, заботившиеся о паломниках, и рыцари, охранявшие их, в том числе сопровождавшие от порта Акры до Иерусалима. Около 1099 г., после взятия Иерусалима крестоносцами, рыцари отделились от монахов и приняли название «Орден рыцарей госпиталя св. Иоанна Иерусалимского». Рыцари пока что обетов не принимали. В 1113 г. этот орден был официально признан Папой, причем в состав его могли включаться и священнослужители. Между 1118 и 1120 гг., возможно под влиянием тамплиеров, для членов данного ордена, которые обычно именовались иоаннитами или госпитальерами, стали обязательны четыре обета воинов-монахов. Орден превратился в духовно-рыцарский в полном смысле. Окончательно устав был утвержден лишь в 1259 г. Первоначальным одеянием членов ордена была черная мантия с короткими и очень узкими рукавами (это символизировало отсутствие свободы у монахов) и белым крестом с раздвоенным окончаниями (так называемый мальтийский крест) на левом плече. В середине XIII в. был принят красный плащ с указанным белым крестом.

Мальтийские рыцари

После падения Иерусалимского королевства госпитальеры сначала обосновались в городе Лимасол на Кипре, а в 1309 г. захватили остров Родос у Византии и сделали его орденским государством. Тогда же они стали именовать себя родосскими рыцарями. В 1523 г. турки выбили их с острова, и в 1530 г. они заняли остров Мальту и получили название мальтийских рыцарей. Мальтийские рыцари правили островом до 1798 г., когда он был захвачен французами. В надежде защититься от захватчиков Мальтийский орден еще в 1797 г. учредил особую провинцию в России, а 16 декабря того же года избрал великим магистром российского императора Павла I. Тот не только не принимал монашеских обетов, но был даже не католиком, а православным. Павел уделял огромное внимание ордену, видя в рыцарстве идею, способную противостоять губительному влиянию Французской революции. После убийства Павла новый император Александр I объявил себя не великим магистром, а всего лишь протектором (то есть покровителем) ордена, а в 1807 г. упразднил его в России. Мальта с 1800 г. была занята англичанами, превратившими ее в свою колонию. В конечном итоге в 1834 г. орден обосновался в Риме, причем резиденция ордена получила и сохраняет до сего дня право экстерриториальности. Это означает, что орден формально является суверенным государством, наподобие нынешнего Ватикана. Фактически же в наши дни Орден рыцарей госпиталя св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский) является религиозно-благотворительной организацией.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Крестовых походов"

Книги похожие на "История Крестовых походов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Харитонович

Дмитрий Харитонович - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Харитонович - История Крестовых походов"

Отзывы читателей о книге "История Крестовых походов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.