» » » » Алена Либина - Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации


Авторские права

Алена Либина - Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации

Здесь можно купить и скачать "Алена Либина - Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алена Либина - Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации
Рейтинг:
Название:
Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации"

Описание и краткое содержание "Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации" читать бесплатно онлайн.



Данная книга является первым изданием в мировой психологии, интегрирующим в рамках одного концептуального подхода основные теоретические и экспериментальные направления совладания человека со стрессом, жизненными кризисами и сложными ситуациями. Предлагаемая многомерная модель совладания, названная автором Совладающий Интеллект, описывает универсальную систему диагностики и анализа эффективных и неэффективных способов разрешения жизненных проблем. Построенная на научных принципах единая классификация совладающего и защитного поведения помогает каждому читателю освоить эффективные способы разрешения жизненных проблем.

Издание предназначено для профессиональных психологов, консультантов, студентов и преподавателей гуманитарных и медицинских вузов. Книга будет интересна и очень полезна широкому кругу читателей, которые хотят научиться справляться со стрессовыми ситуациями.






Дифференциально-психологическое исследование компетентности

В настоящее время в дифференциально-психологических исследованиях понятие «компетентность» используется довольно широко ( М. К. Кабардов, 1993, 2001; А. В. Либина, 1994, 1995, 1999, 2000; А. В. Либин, 1999, 2000 ). Так, М. К. Кабардов в работах по выявлению коммуникативных и когнитивных составляющих языковых способностей соотносит психологическое понятие компетентности с лингвистическим понятием компетенции и рассматривает компетентность в качестве «обученности» – результативной характеристики процесса обучения. Проводя дифференциацию между компетентностью и способностями, Кабардов пишет, что в случае учета цены достижения результата компетентность выступает в качестве результата научения, перекрывающего понятие «способность» ( 2001, с. 14 ). В этом случае понятие способность будет соответствовать «обучаемости» . М. К. Кабардовым различаются следующие три вида компетентности, или компетенции:

языковая компетенция, рассматриваемая в качестве «потенциала лингвистических (языковых) знаний человека, совокупности правил анализа и синтеза единиц языка, позволяющих строить и анализировать предложения, пользоваться системой языка для целей коммуникации» ( 2001, с. 15 );

речевая компетенция , трактуемая как «результат обучения, реализации потенциальных возможностей, задатков» человека ( 2001, с. 16 );

коммуникативная компетенция , понимаемая как «сформированная способность человека выступать в качестве субъекта» общения ( 2001, с. 16 ). Согласно Кабардову коммуникативная компетентность позволяет человеку одновременно выступать в качестве «цели» и «результата обучения».

Индивидуальные различия в изучении эффективных и неэффективных способов жизни и деятельности

В отечественной дифференциальной психологии особое значение придается изучению специфики взаимодействия психологических, природных и социальных факторов в организации индивидуального поведения. При этом наибольшее внимание уделяется изучению природных оснований, лежащих в основе интра– и интериндивидуальных различий и сходства. Иначе говоря, между различными индивидуальными параметрами одного человека, а также различиями и сходством между разными людьми ( Б. М. Теплов, 1941, 1943, 1956–1966, 1985; В. Д. Небылицын, 1964, 1966; Э. А. Голубева, 1983, 1979, 1993, 1997; Е. А. Климов, 1984; Н. А. Аминов, 1979, 1997; М. К. Кабардов, 1983, 1985, 1989, 1993, 1997, 2001; С. А. Изюмова, 1991, 1997; И. А. Левочкина, 1994, 1997; В. В. Печенков, 1989, 1997; Е. П. Гусева, 1994; И. В. Тихомирова, 1994; В. М. Русалов, 1979, 1986; А. В. Либин, 1994, 1985, 1999, 2000 ). Диагностика интер– и интраиндивидуальных различий играет огромную роль в выявлении механизмов эффективных способов освоения человеком различных сфер жизни и деятельности, в частности педагогической ( Н. А. Аминов, 1970, 1979, 1988, 1997; Н. А. Аминов с соавт. 1994 ), актерской ( Б. М. Теплов, 1940; И. А. Левочкина, 1988; И. В. Ти хомирова, 1988; Н. А. Аминов, Э. А. Голубева с соавт., 1989; Е. П. Гусева, 1994; Е. П. Гусева, И. А. Левочкина, В. В. Печенков, И. В. Тихомирова, 1994 ) и профессиональной деятельности в широком смысле слова ( Е. А. Климов, 1984 ).

Так, на примере изучения педагогической деятельности Н. А. Аминовым ( 1970, 1979, 1988, 1997 ) теоретически обоснована и экспериментально подтверждена идея выявления эффективных способов освоения профессии на основе анализа результатов деятельности наиболее успешных профессионалов. Причем эффективными способами освоения профессии являются те, которые, максимально отражая индивидуальное своеобразие каждого человека, способствуют раскрытию его личностного потенциала и наилучшему использованию имеющихся у него природных психологических ресурсов.

В работах отечественных дифференциальных психологов особый акцент ставится на способности человека обращать свои слабые стороны в сильные на основе механизма компенсации , впервые исследованном в этом контексте Б. М. Тепловым ( 1941 ), с точки зрения которого индивидуальное своеобразие человека следует рассматривать как преимущество, а не недостаток. Как справедливо отмечает В. В. Печенков, «путь социального развития человека, называемый ненаследственной адаптацией, существенно отличается от естественного отбора, который по своему смыслу не может опираться на неблагоприятные свойства» ( 1994, с. 113 ).

Детальное изучение психологических особенностей людей, получающих наибольшее удовлетворение от жизни и результатов деятельности, послужило источником выявления конструктивных и неконструктивных способов освоения мира в целом и разрешения сложных жизненных ситуаций в частности. Системный анализ динамического взаимодействия человека с миром базируется на системном подходе, являющемся ведущим в отечественной психологии ( И. М. Сеченов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, П. К. Анохин, А. А. Богданов, Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, А. А. Ухтомский ).

В интегральной модели Совладающего Интеллекта эффективными, или совладающими, являются такие способы взаимодействия индивидуальности с миром в процессе достижения желаемых целей и разрешения встречающихся на жизненном пути трудностей, которые, максимально отражая индивидуальное своеобразие каждого человека, способствуют раскрытию его личного потенциала и наилучшему использованию имеющихся у него природных, социальных и психологических ресурсов. Соответственно, неэффективными, или защитными , называются такие способы взаимодействия индивидуальности с миром в целом и разрешения жизненных трудностей в частности, которые искажают индивидуальное своеобразие человека, препятствуют раскрытию его личного потенциала и осложняют использование имеющихся у него природных и социальных ресурсов.

Заключение

Создание концепции Совладающего Интеллекта неизменно связано с изучением «места человека в мире, в жизни» ( С. Л. Рубинштейн, 1997 ). Анализ взаимодействия человека с миром с точки зрения «включенности человека в бытие», в котором человек занимает позицию «активного субъекта жизни», снимает проблему отчуждения человека от бытия, от повседневной жизни и ее сложностей. Полученное в различных теориях системное знание об эффективных и неэффективных способах взаимодействия человека с миром создало предпосылку для всестороннего изучения взаимодействия интегральной индивидуальности с внешней и внутренней действительностью. Создание концепции Совладающего Интеллекта стало логическим продолжением и развитием этого системного подхода. В модели Совладающего Интеллекта психологическое благополучие рассматривается в качестве интегрального результата динамического взаимодействия человека с миром. Под психологическим благополучием понимается субъективное ощущение удовлетворенности человека жизнью, собой и взаимоотношениями с окружающими.

Основные положения главы

> Исследователи защиты и совладания единодушны в том, что сложность оценки и восприятия затруднительных ситуаций, трудность в принятии решений и осуществлении адекватных поступков отражается в индивидуальном поведении. Изучение проблемы совладания в рамках дифференциальной психологии, основным предметом которой является исследование своеобразия каждого человека и уникальности его жизни, открывает широкую перспективу для создания единой концепции изучения совладания и защиты, названной нами Совладающим Интеллектом.

> Системный анализ феноменов совладания и психологической защиты с точки зрения изучения индивидуальных особенностей поведения в сложных ситуациях повседневности, выявления многообразия индивидуальных проявлений, а также сходства и различий между людьми, послужил основой для разработки интегральной концепции Совладающего Интеллекта. Предложенный подход интегрирует достижения в различных областях психологии и клинической практики, ориентированных на сохранение психического здоровья человека и достижения психологического благополучия.

> Динамическое взаимодействие индивидуальности с миром и его результат, каковым является психологическое благополучие человека, а также индивидуальные особенности этого взаимодействия являются основными параметрами модели Совладающего Интеллекта. Раскрытие их содержания имеет непосредственное отношение к исследованию интегральной индивидуальности человека в качестве сложной системы, разрабатываемой зарубежными и отечественными дифференциальными психологами на протяжении последнего столетия.

> Своеобразие индивидуальности проявляется на каждом из уровней динамического процесса взаимодействия человека с внешним и внутренним миром. Отличительной особенностью концепции Совладающего Интеллекта является изучение неизбежно встречающихся на жизненном пути каждого из нас трудностей через призму оказываемого на событие воздействия самого человека. В результате смены исследовательской парадигмы вместо традиционного «страдательного объекта трудностей бытия» человек предстает в образе «деятельного субъекта


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации"

Книги похожие на "Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алена Либина

Алена Либина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алена Либина - Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации"

Отзывы читателей о книге "Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.