» » » Светлана Соловьева - Психологическое консультирование. Справочник практического психолога


Авторские права

Светлана Соловьева - Психологическое консультирование. Справочник практического психолога

Здесь можно купить и скачать "Светлана Соловьева - Психологическое консультирование. Справочник практического психолога" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психотерапия. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Соловьева - Психологическое консультирование. Справочник практического психолога
Рейтинг:
Название:
Психологическое консультирование. Справочник практического психолога
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психологическое консультирование. Справочник практического психолога"

Описание и краткое содержание "Психологическое консультирование. Справочник практического психолога" читать бесплатно онлайн.



В справочнике изложены важнейшие теоретические положения и понятия психологического консультирования, описаны его основные техники. Рассматриваются методы применения психологического консультирования в работе с психическими больными и выздоравливающими людьми, школьниками и студентами, а также в области карьеры, брака и семьи. Большое внимание уделяется структуре психологической проблемы и созданию терапевтической гипотезы.






Конечная цель терапии по Фрейду – облегчить клиенту возможность любить и работать. Фрейд не считал, что терапия имеет цель сделать человека счастливым. На самом деле он рассматривал терапию как «удаление невротического страдания вместе с обычными несчастьями» (Фрейд З., 1918). Одно из главных достижений психотерапии – повышение способности индивида выносить амбивалентность и конфликты, то есть «жить с неудобствами». В том, что среди целей терапии на первое место следует выдвинуть здоровое функционирование, а не счастье, с Фрейдом согласны и многие представители других направлений в психологии и психотерапии.

В самом общем виде терапевтический процесс предполагает выполнение следующих действий:

• установление аналитической связи между терапевтом и пациентом;

• формирование трансферных и контртрансферных взаимоотношений и их анализ;

• выявление подавляемого «цензурой» содержания бессознательного методом свободных ассоциаций, толкованием сновидений, анализом символического содержания невротических симптомов.

Одной из наиболее популярных версий психодинамического направления является теория объектных отношений, по-своему интерпретирующая личность, проблемы нормы и патологии, здоровья и болезни, по-своему конструирующая технологию психологического вмешательства. Центральное место в формировании теории объектных отношений принадлежит Д. В. Винникот, В. Р. Д. Фейрберн, О. Кернберг, М. Малер и Дж. Мастерсон. В соответствии с представлениями этих авторов, личность – явление уникальное; она содержит свою уникальность уже при рождении. Ответственность родителей заключается не в том, чтобы сформировать характер, снабдить его условностями или вписать в рамки определенного образца, а так поддержать этот характер, чтобы его скрытая уникальность могла проявить себя и обеспечить полноценное развитие индивида.

Фрейд видел развитие в элементах регулирования и выражения сексуальности и агрессивности, а теория объектных отношений сфокусирована на развитии отдельной, дифференцированной, интегрированной и цельной личности. Управление сексуальностью и агрессивностью – важный источник развития личности, но важны также и чувство голода, и потребность в близости, внимании, компетентности, власти. Полноценно развитая личность уникальна, креативна, гибка и саморегулируема. Она правдива перед собой, и ее поведение скорее вытекает из собственных планов и схем, а не из некоего экстернализованного образа того, как это должно быть («ложное Я»). Наиболее значимый фактор в развитии истинного «Я» – отношения с другими людьми, особенно с матерью. Отношения с другими людьми видятся психоаналитиками как субкатегория отношений с объектами вообще. Поэтому, хотя теоретики объектных отношений более всего интересуются отношениями с людьми, они называют их «объектными отношениями».

Развитие личности – это сепарация от других людей (от значимых «объектов») и индивидуация, формирующая чувство собственной уникальности. Так, согласно М. Малер, в первый месяц жизни ребенок находится на стадии нормального аутизма. На этой стадии внимание ребенка к окружающему миру поверхностно, он больше занят своими внутренними ощущениями. Младенца в этот период можно описать как нарциссичного. У него нет интереса к внешнему миру, фактически у него нет еще и концепции внешнего мира. Внешние объекты, например, мать, не воспринимаются им как внешние, и их присутствие может туманно ощущаться как сопровождение удовлетворения потребностей. Младенец может чувствовать, что только его желания достаточно для того, чтобы появилась мать и удовлетворила его потребность.

Со второго или третьего месяца жизни ребенок начинает более внимательно относиться к миру. На этой стадии, известной как нормальный симбиоз, ребенок не в состоянии делать различия между собственными усилиями добиться удовлетворения своих потребностей и реакцией матери на его потребности. Теперь ребенок может уже осознавать внешние импульсы, особенно те, которые связаны с матерью, но он не воспринимает мать как внешний объект, как отдельного человека. В результате ребенок ощущает себя слившимся с матерью, то есть ребенок и мать представляют собой единое целое и имеют общую границу с окружающим миром. Например, когда мать кормит ребенка, он воспринимает руку матери и бутылочку как часть своего собственного тела, кормящего себя. Таким образом, если мать немедленно не удовлетворяет голод ребенка, он воспринимает свое собственное «Я» как наносящее боль и приводящее к фрустрации.

Примерно в четырехмесячном возрасте начинается настоящий процесс сепарации-индивидуации. Первая фаза этого процесса (приблизительно от 4-го до 10-го месяца) связана с развитием у ребенка чувства телесного отделения от матери. Через свою деятельность ребенок начинает осознавать, что он и мать физически разделены. Это осознание провоцирует беспокойство, и ребенок периодически проверяет, здесь ли мать, стремясь удостовериться в ее присутствии. С 10-го месяца наступает фаза тренировки, длящаяся до 14-го месяца, в ходе которой приобретаются моторные навыки, способствующие дальнейшему отделению от матери. Когда ребенок начинает ходить, у него появляется чувство всемогущества. Чтобы в течение этих фаз развитие было успешным, ребенок должен испытать «достаточно хороший материнский уход» (Винникот Д. В., 1965). «Хорошая мать» положительно стимулирует и поддерживает процесс развития ребенка. Чрезмерно защищающая мать берет ребенка на руки не тогда, когда нужно утешить ребенка, а тогда, когда нужно утешиться ей самой. Такое поведение матери может подавить инициативу ребенка и его продвижение к самостоятельности. Оно тормозит развитие у ребенка чувства себя как отделенного от матери индивида. Отвергающая мать, которая соблюдает дистанцию между собой и ребенком, также приносит вред, так как она не обеспечивает надежного тыла. Ребенку нужны как поддержка матери, так и некоторая свобода исследований. Отвергающая, соблюдающая дистанцию мать предоставляет ему свободу, но не обеспечивает поддержки. Ее ребенок никогда не сможет успешно отделить себя и индивидуализироваться, потому что он всегда будет тосковать по единению с матерью.

Следующая стадия сепарации-индивидуации – фаза возобновления связей – длится с 14-го по 24-й месяц жизни. Теоретики объектных отношений предполагают, что различные виды психопатологии, включая пограничное расстройство личности и пищевые нарушения, например, булимия, берут свое начало на этой стадии развития. Во время возобновления связей ребенок начинает лучше осознавать свою отделенность от матери. Его радостное чувство всемогущества исчезает по мере осознания им своей отделенности. Он начинает чувствовать себя слабым, маленьким и беспомощным. На этом этапе ребенок должен смириться с фактом своего отделения от матери. В качестве конкретного примера разделения можно рассмотреть ситуацию, когда ребенок, чувствуя себя слабым и беспомощным, обращается к матери. Если мать не способна должным образом отреагировать на его потребности, ребенок остается беспомощным, но не может позволить себе рассердиться на мать. Поэтому он «отщепляет» от себя ту свою часть, которая нуждается в поддержке. Он должен также отделить от себя свой гнев на мать, потому что сердиться на нее слишком опасно. Лучше чувствовать себя «плохим», чем слабым, нуждающимся в поддержке и сердитым на мать. В дальнейшей жизни этот человек будет иметь проблемы в межличностных отношениях. Он сразу станет чувствовать себя «плохим», как только кто-то не захочет удовлетворить его потребности.

Достижение эмоционального постоянства при восприятии объекта и целостное представление о нем происходит во время последней фазы процесса сепарации-индивидуации. Эта фаза – консолидация индивидуальности – наступает в 2–3 года. Человек, успешно прошедший эту фазу, может сохранить самоуважение, даже если ему что-то не удается, продолжать любить и ценить других людей, даже если они не оправдывают его ожиданий, сохранять образ «хорошего Я», не нуждаясь в том, чтобы постоянно ублажать других. Этот человек будет способен продолжать развивать свое истинное «Я», то есть отделять собственные намерения, восприятия и цели от намерений, восприятий и целей других людей.

При нарушениях в развитии на протяжении процесса сепарации-индивидуации может сформироваться личность, неспособная сформировать устойчивые длительные отношения, постоянно переходящая от сильной любви и привязанности к глубокому разочарованию. У нее может не произойти установление стабильной, связной идентификации, что повлечет за собой непостоянное выполнение профессиональных обязанностей, частую смену работы и неспособность удержаться на одном месте и следовать намеченной карьере. В результате человек начнет проявлять импульсивность. Из-за отсутствия стабильного внутреннего «Я» он будет нуждаться в постоянной эмоциональной стимуляции извне, чтобы чувствовать себя живым и вовлеченным в события. Поэтому он начнет заниматься беспорядочным или случайным сексом, употреблять наркотики, играть в азартные игры. Так как он не научился эмоциональному постоянству, его реакции будут сильны, но преходящи. Он будет часто подвержен сильному, но кратковременному чувству враждебности. Если он не полностью создал у себя чувство «Я» как отдельного объекта, если он чувствует себя соединенным с матерью, то будет постоянно искать «экстаз» от испытанного слияния. Для этого он начнет искать немедленных, интенсивных встреч с людьми (беспорядочный или случайный секс), в которых сможет времено пережить это чувство слияния. Но позже, когда останется один, он почувствует депрессию, пустоту и ощутит себя покинутым. Индивид, демонстрирующий модель импульсивного поведения, гнев, депрессию, непереносимость одиночества и проблемы идентичности, соответствует критериям пограничного расстройства личности по DSM-IV. В соответствии с теорией объектных отношений, психопатология – это результат нарушенных образов «Я» относительно других людей и результат отрицательного детского опыта. Есть данные, подтверждающие представление теории объектных отношений о том, что индивид с диагнозом «пограничное расстройство личности» имеет менее сложные и менее развитые внутренние образы людей, чем «нормальные» индивиды, и эти менее сложные и менее развитые образы связаны с патогенным опытом, таким как пренебрежение и насилие. Пограничные личности не могут установить здоровую идентичность. Таким образом, по мнению теоретиков объектных отношений, личность, прежде всего, межличностна, то есть она состоит из стойких моделей отношений к другим. Если у нас были достаточно «хорошие матери», то мы перенесем во взрослую жизнь эффективные прототипы взаимоотношений с другими, если же родительское воспитание было дисфункциональным, то мы понесем в дальнейшую жизнь ошибочные модели реакций. Таким образом, по теории объектных отношений, истинные взаимоотношения с матерью играют важную роль в развитии личности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психологическое консультирование. Справочник практического психолога"

Книги похожие на "Психологическое консультирование. Справочник практического психолога" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Соловьева

Светлана Соловьева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Соловьева - Психологическое консультирование. Справочник практического психолога"

Отзывы читателей о книге "Психологическое консультирование. Справочник практического психолога", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.