Сусанна Георгиевская - Отрочество

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Отрочество"
Описание и краткое содержание "Отрочество" читать бесплатно онлайн.
Книга о советской школе, об учениках и учителях.
«Самый дорогой и самый близкий мой друг, читатель! Ни с кем я не бывала так откровенна, как с тобой. Каждый замысел я обращала к твоему сердцу, считая, что ты не можешь не услышать искренность волнения, которое я испытывала, говоря с тобой о тебе. И о себе». Повесть о дружбе, о чести и верности, и, конечно, о любви…
Мимо них прошли ребята-экскурсанты. «Гляди, гляди», — говорили школьники, показывая, из вежливости к экскурсоводу, не пальцами, а подбородками на витрины, макеты и манекены, обернутые пестрыми тканями.
Больше всего им, видно, понравился яванский кузнец. Да и было чему понравиться. Кузнец сидел, поджавши ноги, и выковывал что-то на своей крошечной наковальне.
Слева женщина с Борнео кропотливо накладывала на длинную ткань все один и тот же бесконечный узор.
— Не отставайте, не отставайте! — торопила ребят девушка-экскурсовод с длинной указкой в руках. — Всем видно?
А Озеровский уже прошел зал Индии и Индонезии. Теперь он вел мальчиков через залы второго этажа.
— Простите, пожалуйста, — вдруг сказал Саша. — Это… это, кажется, таблички с острова Пасхи, которые привез Маклай? Таблички с неразгаданной клинописью?
— Откуда ты знаешь? — быстро спросил Озеровский и остановился.
— Я читал. В «Этнографическом вестнике».
— Ага… Прелестно… Ты что ж, стало быть, читаешь специальные книги?
— Да, когда удается достать.
— А что ты еще прочел?
Саша густо порозовел, сказал «сейчас», вынул из бокового кармана курточки записную книжку и подал ее Озеровскому.
«Литература, искусство, наука, техника» — стояло на первом листке книжки. Дальше на многих страницах шли длинные столбики названий. Против каждой прочитанной книги виднелся значок, сделанный цветным карандашом.
Озеровский с любопытством и даже некоторым удивлением перевел глаза с книжки на розовое лицо Саши.
— Так, так…
Даня почел это «так, так» за восхищение исключительной ученостью своего друга.
— Он, он… — сказал Даня, — он у нас читает больше всех ребят вместе взятых. Он так работает над собой… Он даже записался в институтскую библиотеку. Честное слово! По блату. Тогда, во время сбора лома — помните? — он познакомился со студентами. Они его записали в свою библиотеку.
— По блату?
И Озеровский засмеялся так искренне, что Даня не выдержал. Оборвав свою речь, он тоже засмеялся весело и заливисто.
Озеровский передал Саше записную книжечку, и Саша деловито спрятал ее обратно в карман.
— Ну что ж, — сказал Озеровский, — очень хорошо. Так куда же теперь тебя записать по блату? Может быть, займешься Индонезией? Интересуешься?
— Очень! — чуть слышно сказал Саша.
— Ладно. Приходи послезавтра. Запомнишь? Ровно в пять. Попрошу не опаздывать.
— Я не опоздаю, — серьезно сказал Саша.
— Ну, а тебе куда бы хотелось, кладоискатель?
— Мы вместе! — быстро сказал Даня.
— Вместе так вместе. Значит, в среду, в пять.
— Угу! — ответил Даня и благодарно посмотрел на Озеровского.
* * *В пионерской комнате отодвинуты к самой стенке оба стола — маленький столик Зои Николаевны и большой, покрытый красным сукном. По полу разостланы листы ватмана. Тут же лежат на животе Мика Калитин, Лека Калитин, Кузнецов, Денисов, Левченков, Петровский, Яковлев, Кардашев и Джигучев.
Между листами ватмана разбросаны карандаши и линейки. Против каждого листа стоят бутылки с тушью. Мальчики работают: они делают подписи под фото для школьной выставки, посвященной Индонезии.
Работать за столом много удобней. Но разместиться там такое количество народу не может, поэтому пишут, лежа на животе, на полу.
— Ну как? — спрашивает Лека Калитин.
— Заедает, — отвечает, вздыхая, Калитин Мика.
— Я залез за кромку, потому что ты меня все время толкаешь под правый бок, — говорит Кузнецову Боря Левченков, хотя его никто не толкал.
— Ну давай я тебя для равновесия толкну под левый, — спокойно предлагает Кузнецов.
Сема Денисов трудится молча, сосредоточенно глядя на лист ватмана поверх очков. Поздний вечер — и в раскрытую дверь то и дело заглядывает мать Семы, Агриппина Петровна Денисова:
— Семен, ты скоро?
— Мама, не ждите, пожалуйста! Я занят. Идите домой и ложитесь. Я никого не разбужу, я не зажгу свет. Вот увидите.
Она уходит.
— Давайте что-нибудь споем, ребята! — предлагает Саша Петровский.
— Да, тебе, может быть, легко, — отвечает Лека Калитин, — а я не могу все вместе — писать и петь. Я не Наполеон.
— Наполеон не пел, — авторитетно говорит Даня.
— Откуда ты знаешь?
— И, во-первых, не Наполеон, а Юлий Цезарь, — отвечает Саша.
— Юлий Цезарь тоже не пел, — говорит Левченков.
— Положим! — веско отвечает Мика Калитин.
Но спор не разгорается — все заняты. Тишина.
Мика Калитин пишет:
«Из вложенного в Индонезию капитала 40 процентов принадлежит американцам».
Печатные буквы уже вычерчены карандашом. Мика их заливает тушью. Он добрался до «капитала», сейчас дойдет до слова «принадлежит».
Ему кажется, что дело у него движется медленно. У Леки — быстрее. Ничего не поделаешь, у Леки — опыт: он два года работал художником в стенгазете. Тишина. Слышен только скрип рейсфедеров. Лека пишет:
«Примитивные хижины местного населения с сентября по март затопляются водой».
Это его третья подпись. Две уже сушатся на столике Зои Николаевны.
У Леки — опыт. Бесспорно. Но опыт работы в стенгазете, а не работы на полу.
— Заедает! — жалуется Лека.
— Собралась компания нытиков, — говорит Кардашев. — Почему это у меня не заедает? — и тут же ставит большую кляксу.
— Ага! — торжествуют братья Калитины.
Но Кардашев не из племени нытиков. Он преспокойно соскабливает кляксу безопасной бритвой и продолжает писать:
«Американские капиталисты постепенно вытесняют голландцев. В связи с гонкой вооружения их фирмы проявляют большой интерес к добыче каучука и олова».
— Несправедливо распределили! — жалуется Боря Левченков. — У некоторых — короткие.
— А тебя вообще никто не заставлял, — отвечает Кузнецов, — можешь не делать ни длинные, ни короткие.
Кузнецов — лучший чертежник в классе. Он заканчивает четвертую подпись:
«Напав на республику, голландские войска подвергли бомбардировке Джакарту».
Он уже на слове «бомбардировка».
Левченков молчит и хмурится. Нет, он больше не сваляет дурака. Сейчас он себе возьмет:
«Страна у нас маленькая, а рот большой». (Подпись под фотоснимком, изображающим Голландию.)
Костя Джигучев пишет:
«Индонезийский народ под руководством компартии поднялся с оружием в руках на борьбу за национальную независимость».
Костя работает еще лучше Кузнецова. Буквы у него изящные и несколько вытянуты вверх. Ничего удивительного! Человек в девятом классе. Когда вы перейдете в девятый класс, вы тоже, может быть, будете чертить и писать подписи на плакатах не хуже Джигучева.
Костя не считает, сколько подписей сделал; не считает, и сколько их еще осталось. Сегодня суббота — можно поработать подольше.
Время от времени, опершись руками о пол, Костя осторожно выскальзывает из общего ряда, приподнимается и, балансируя, чтобы не наступить на бутылки с тушью, карандаши и линейки, медленно шагает между лежащими на полу мальчиками.
Пройдя туда и обратно и заглянув каждому через плечо, он останавливается. Стоит посреди комнаты, зажав между третьим и указательным пальцем быстро-быстро вращающийся рейсфедер. Костя похож на капитана корабля, оглядывающего свою команду: ноги у него широко расставлены — как будто бы для того, чтобы удержать равновесие во время сильной качки.
— Ребята, кто возьмет эту? — спрашивает он. — Ты, что ли, Борис? (Левченков уже кончил писать.)
— Почему это мне самую длинную? Четырнадцать слов! — ворчит Левченков. — Пусть Кузнецов берет.
— Ладно, давай, — не поднимая глаз от работы, говорит Саша Петровский.
— Ну, тогда тебе вот эту. Идет?
— Идет.
Левченков берет листок, читает и вдруг вскакивает с полу, размахивая длинными руками:
— Да ведь тут целых семнадцать слов!
Лека Калитин фыркает. Уронив голову на руки, задыхается от смеха Мика Калитин.
— Пиши, пиши, — говорит Костя Джигучев. — Никто не торгуется, один ты!
Левченков густо краснеет и, ни на кого не глядя, ложится на пол.
Когда он кончит и зальет эту подпись тушью, он ее поставит для обозрения на подоконник — рядом с другими своими подписями. Всем будет видно, сколько он наработал сегодня вечером.
Несмотря на позднее время и тишину, здание школы пронизано звуками и шорохами: тоненько потрескивают трубы парового отопления, скребется под полом мышь, где-то отвалился кусочек штукатурки… Когда ребята молчат, звуки слышны совершенно отчетливо. Но вот их заглушают шаркающие шаги тети Сливы.
— Выставка выставкой, а спать пора, — говорит она, заглядывая в пионерскую комнату.
Ребята притворяются, будто не слышат. Они не зря корпят. Скоро откроется школьный лекторий, и у первого звена много поводов для того, чтобы волноваться и тревожиться.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Отрочество"
Книги похожие на "Отрочество" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сусанна Георгиевская - Отрочество"
Отзывы читателей о книге "Отрочество", комментарии и мнения людей о произведении.