» » » » Моисей Рижский - Библейские пророки и библейские пророчества


Авторские права

Моисей Рижский - Библейские пророки и библейские пророчества

Здесь можно скачать бесплатно "Моисей Рижский - Библейские пророки и библейские пророчества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Политиздат, год 1987. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Моисей Рижский - Библейские пророки и библейские пророчества
Рейтинг:
Название:
Библейские пророки и библейские пророчества
Издательство:
Политиздат
Год:
1987
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Библейские пророки и библейские пророчества"

Описание и краткое содержание "Библейские пророки и библейские пророчества" читать бесплатно онлайн.



Содержащиеся в Библии пророчества во все времена привлекали внимание людей, на них веками спекулировала церковь в целях укрепления своего влияния. Что касается верующих, то часто в качестве самого убедительного доказательства существования бога они приводят «сбывшиеся» пророчества. Из книги кандидата исторических наук М. И. Рижского читатель узнает, кто такие библейские пророки и что представляют собой на самом деле их пророчества.

Рассчитана на преподавателей, студентов и всех, кого интересуют вопросы истории религии и атеизма.






Распространение «язычества» при Манассии и его сыне Аммоне не могло не вызвать активного протеста со стороны верных служителей Яхве, особенно из числа жрецов иерусалимского храма и пророков, а следом за ним и ответных репрессий со стороны правительства. 4 Книга Царств сохранила воспоминание о том, что «пролил Манассия и весьма много невинной крови» (21:16). Позднее возникла легенда (не подтверждающаяся источниками), что при этом погиб мученической смертью и пророк Исаия, которого по распоряжению Манассии будто бы распилили пилой в стволе дерева.

Положение религии Яхве в Иудее изменилось при следующем за Аммоном царе Иосии, который воцарился в 640 г., будучи восьми лет отроду и при очень неясных обстоятельствах. В Иерусалиме произошел очередной дворцовый переворот. Против Аммона, который так же, как и его отец, «служил идолам… и поклонялся им, и оставил Яхве бога отцов своих… составили заговор слуги Аммоновы… и умертвили царя в доме его. Но народ земли перебил всех, бывших в заговоре против царя Аммона; и воцарил народ земли Иосию, сына его, вместо него» (4 Цар. 21:20–24). В источниках нет прямых указаний на то, что в этих событиях какую-то роль сыграли «ревнители Яхве» — пророческие и жреческие круги, но именно при новом царе культ Яхве одержал решительную победу в Иудее над другими культами; впрочем, произошло это не сразу после воцарения Иосии, а двумя десятками лет позже. И, видимо, как раз в этом промежутке времени в Иудее зазвучали голоса еще трех пророков, чьи книги также вошли в Библию: Софонии, Наума и особенно Иеремии.

Уже в начале правления Иосии международная обстановка в Передней Азии существенно переменилась. Еще в 655 г. Египту удалось сбросить с плеч ассирийское иго и отвоевать независимость. А в конце 30-х гг. VII в. в подвластные Ассирии Сирию и Палестину с севера ворвались воинственные скифские племена. Они дошли до самых границ Египта и, если верить Геродоту, египетскому фараону Псамметиху удалось избегнуть скифского вторжения только уплатой богатой дани. Но филистимские города Аскалон и другие были скифами захвачены и ограблены (Геродот, 1,105). А в 626 г. поднял восстание против ассирийского владычества Вавилон. Восстание возглавил халдейский вождь Набопаласар, который и стал основателем независимого Нововавилонского царства. Набопаласар вторгся в пределы самой Ассирии. Одновременно с востока на Ассирию напали мидяне и присоединившиеся к ним скифы. В 614 г. мидяне захватили восточную провинцию Ассирии Аррапху и древнюю столицу Ассирии город Ашшур. А в 612 г. мидяне и вавилоняне, заключив между собой союз, подступили к главному городу ассирийской державы Ниневии.

Краткая справка о пророке Софонии (Цефании) в начале книги, названной его именем, сообщает только, что он был сыном Хусии, сына Годолии, сына Амории, сына Езекии и что «слово Яхве было к нему» (т. е. что он выступил со своими пророчествами) «во дни Иосии… царя иудейского» (1:1). Если приведенное в родословной пророка последнее имя относится к царю Езекии, то выходит, что Софония был царского происхождения, что вполне возможно.

В дошедшем до нас тексте Книги Софонии всего три главы, и содержание их в общем обычно для пророчеств VIII–VII вв. Яхве устами пророка грозит страшно покарать Иуду и Иерусалим за их грехи: «Простру руку мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима: истреблю с места сего остатки Ваала, имя жрецов со священниками, и тех, которые на кровлях поклоняются воинству небесному, и тех поклоняющихся, которые клянутся Яхве и… которые отступили от Яхве… ибо близок день Яхве… И будет в день жертвы Яхве: я посещу князей и сыновей царя и всех, одевающихся в одежду иноплеменников… которые дом Яхве своего наполняют насилием и обманом» (1:4–9).

В другом месте Яхве грозит расправиться с иноземными народами: «Газа будет покинута и Аскалон опустеет, Азот будет выгнан среди дня… Земля филистимская! Я истреблю тебя… И прострет он руку свою на север, и уничтожит Ассура, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня… Вот чем будет город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: «я, и нет иного кроме меня» (2:4, 13–15).

Эти места в пророчестве дают возможность достаточно точно определить, когда оно было произнесено или написано: до падения Ниневии в 612 г., — для пророка она еще существует, этот гордый и «торжествующий» город, но уже над Ассуром нависла реальная угроза в лице наступающих вавилонян и мидян, — значит, после 626 г. Есть возможность еще более уточнить дату пророчества. Софония нападает на тех, кто еще поклоняется ассирийским и другим языческим божествам, и ничем не дает понять, что по этим культам уже был нанесен царем Иосией решительный удар. Религиозная реформа Иосии (о ней речь пойдет впереди) была проведена в 622 г. Стало быть, пророчества Софонии появились на свет, скорее всего, между 626 и 622 гг. до н. э., когда реформа в Иудее еще только готовилась, и можно не сомневаться, что Софония, как, вероятно, и некоторые другие пророки Яхве, знал об этом и даже принимал участие в ее идеологической подготовке.

В таком случае становится понятным, почему у Софонии, в отличие от Амоса и даже от Исаии, гнев Яхве вызывает главным образом не социальная несправедливость и даже не моральное падение народа в лице его высших слоев, а культовая сторона — поклонение языческим богам и идолам. Софония объявляет, что Яхве уничтожит «остатки Ваала» и тех жрецов и священников, которые служат языческим богам, — именно таким образом и расправились со своими соперниками жрецы иерусалимского храма Яхве с помощью царя Иосии в 622 г. Пророк своим выступлением преследовал вполне конкретную и актуальную цель, хотя построил его по привычному традиционному плану.

В двух-трех местах упоминает он о насилии и обмане со стороны князей и судей и о том, что в «день гнева Яхве» не спасет их ни серебро их, ни золото их (1:18). Эти люди лицемерно клянутся именем Яхве, а «говорят в сердце своем: «не делает Яхве ни добра, ни зла» (1:12) — от него, значит, нечего ожидать ни помощи, ни награды за добрые дела, ни кары за злые, и бояться его тоже не стоит. Но Яхве им этого ни за что не простит: «обратятся богатства их в добычу и домы их — в запустение» (1:13). Софония явно пророчит военное нашествие, и притом в ближайшем будущем: «Близок великий день Яхве, близок, и очень поспешает… горько возопиет тогда и самый храбрый!.. День трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен» (1:14, 16). На какого завоевателя намекал пророк? Это не могли быть ни Ассирия, ни Вавилон, ни Мидия — они в эти годы сами вели между собой смертельную борьбу. Скорей всего, можно было ожидать очередного нашествия скифов, которые уже однажды ворвались в Палестину, неся с собой смерть и разрушение, и ушли с богатой добычей[49].

Не обошелся Софония и без утешительной части в своем пророчестве. Она занимает большую часть третьей главы. Пророк обещает, что в тот день Яхве, очистив Иуду от грешников, оставит «народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Яхве. Остатки Израиля не будут делать неправды… сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их». Тогда Яхве отменит свой приговор над Израилем, прогонит его врагов и сам скажет своему народу: «Яхве, царь израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла» (3:11–15).

Характерно, что именно в этой части библейская критика обнаружила и позднейшие добавления в духе возвеличивания будущего Израиля и религии Яхве, к которой обратятся все народы. Такой вставкой считаются, например, стихи 9—10 3-й главы, в которых Яхве обещает: «Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Яхве и служили ему единодушно. Из заречных стран Ефиопии поклонники мои, дети рассеянных моих, принесут мне дары». Окончание главы (стихи 14–20), по всем признакам, тоже вставлено позднейшим редактором, и скорее всего в послепленное время. В нем Яхве обещает собрать всех «сетующих о торжественных празднествах» и тех, что рассеяны среди других народов. «В то время приведу вас и тогда же соберу вас, ибо сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу плен ваш перед глазами вашими…» Это явно не мог написать Софония: Иуде еще только через четверть века с лишним предстояло пережить позор вавилонского пленения.

Стоит, пожалуй, сделать еще одно замечание в связи с пророчеством Софонии: описание в нем «дня Яхве» — дня страшного суда над миром — послужило, по-видимому, мотивом для автора сочиненной в средние века католической поминальной молитвы, знаменитого «Реквиема». В «Реквиеме», который написан на латинском языке, слова «Диес ирэ, диес илла» (лат. «день гнева, тот день») буквально перенесены из Книги Софонии (1:15).

Почти одновременно с Софонией произносил свои пророчества в Иудее пророк Наум. От него дошло, однако, только одно пророчество, книга под его именем так и начинается: «Пророчество о Ниневии; книга видений Наума елкосеянина» (1:1). Родиной Наума был, значит, небольшой иудейский городок Элкош.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Библейские пророки и библейские пророчества"

Книги похожие на "Библейские пророки и библейские пророчества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Моисей Рижский

Моисей Рижский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Моисей Рижский - Библейские пророки и библейские пророчества"

Отзывы читателей о книге "Библейские пророки и библейские пророчества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.