Мурад Аджи - Азиатская Европа (сборник)

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Азиатская Европа (сборник)"
Описание и краткое содержание "Азиатская Европа (сборник)" читать бесплатно онлайн.
Это — неожиданная книга, в нее вошли две полюбившиеся читателю работы автора: «Европа. Тюрки. Великая Степь» и «Тюрки и мир: сокровенная история». Она о событиях, положивших начало духовной культуре Евразии и Северной Африки.
События вроде бы известные и вместе с тем совершенно неизвестные широкому читателю, ведь об истории рассказывает географ, а у него иной взгляд на мир, на историю. Простое в его устах становится сложным, сложное — понятным. Этим привлекательна книга. Особое внимание автор уделяет истоку мировых религий и Великой Степи, с которой началась Россия и многие другие европейские страны.
Например, в одной из пещер археологам открылось изваяние, увидев которое ученые заподозрили подделку — уж очень современно правильным выглядело оно. Лицо казалось женским, при свечах это впечатление усиливалось, но стоило отойти к краю пещеры, как овал лица преображался. Из камня проступал образ воина. Мужественное лицо сильного мужчины. Работа очень тонкая. Художник вырезал ее из природного сталагмита, навечно оставив свое произведение в этой священной пещере.
Что больше всего удивляло? Локон, прядь волос, свисающая с бритой головы, — «оселедец». Очерченный овал лица, подрубленный подбородок с ямочкой и локон на левой стороне головы. Вот он, оказывается, какой, хохол. Самый древний ему скульптурный памятник: «небесный человек», которому поклонялись воины. Здесь звучали слова присяги на верность службы тюркскому народу.
Обычай оставлять локон на бритой голове тюрки, видимо, заимствовали у кришнаитов, которые олицетворяли святость на Востоке. Среди кумыков, как рассказывали старики, еще в начале XX века встречались люди с оселедцем на бритой голове. Его оставляли мальчику, который едва не ушел в мир иной. Считалось, что Бог увидит сверху локон и не даст человеку потеряться второй раз.
…Древнее искусство Южной Сибири убедительнее слов. Возможно, не все рисунки и скульптуры высечены рукой тюрка. Возможно, в «сибирской культуре» присутствует интернациональное начало. Больше того, что-то тюрки заимствовали у китайцев, персов, тибетцев, с которыми поддерживали контакты. Но…
Во II веке, когда началось Великое переселение народов, когда опустели города и станицы в «глубинной Азии», около которых найдены характерные предметы быта, наскальные картины, статуи, больше уже никто не вдохнул жизнь в эти края — кипчаки ушли в Европу, а вместе с ними ушла их культура. Впрочем, нет — она, конечно, не ушла. Осталась. Но масштабы ее стали иными.
Каменные картины — грандиозное зрелище. В них все чинно и торжественно. Рисунки на ленских скалах сохранились особенно хорошо, время пощадило их. Вот что пишет о них Окладников: «Главным сюжетом здесь являются изображения лошадей и всадников. Лошади часто украшены султанами и подшейными кистями. На шеях видны острые зубцы подстриженной гривы. Лошади иногда одеты в специальную броню, которая, как и броня на фигурках всадников, передается поперечными линиями. У всадников видны в руках копья с флажками».
Казалось бы, одного этого достаточно, чтобы, доверившись воображению, услышать конский топот, увидеть самих всадников. Все-таки картины Великого переселения народов! Однако ж — тишина. Даже поэты промолчали. А эти наскальные картины совпадают с письменными свидетельствами европейских историков, впервые увидевших кипчакское воинство в IV веке. Разве это не интересно? Разве это ничего не объясняет и не доказывает?
В ленском селе Шишкине на скале запечатлена батальная картина: конные воины со знаменами в руках, их кони в богатых сбруях. Прорисованы даже мелкие детали одежды всадников. Это ли безвестные воины? Кто, какой народ мира, кроме кипчаков, имел подобное войско? Сколько же им молчать в таежной тишине?
Взглянем на знамена всадников. Все они прикреплены к древку, почти квадратные, сбоку от них отходят три поперечных «хвоста» — шлыка, которые развевались на ходу, при скачке. Встречались знамена с двумя косицами.
Оказывается, культ знамени у тюрков был и три тысячи лет назад, ибо знамя считалось талисманом улуса, в нем обитал дух — покровитель рода, который давал победы. Поэтому знамя стало святыней: ему приносили жертвы, оно было центром рода, его духом… И упаси бог, если с ним что-то случится. После этого род духовно умирал, его не узнавали даже при живых людях. Уронить знамя, а тем более сломать древко было очень плохим предзнаменованием. Видимо, отсюда выражения «сломанный дух», «упавший духом»… [36] Знамя (по-тюркски «тух») было отражением философии тюрка.
Надо ли удивляться, что в Европе знамена тюркского типа получили распространение после IV века и сохранились до сих пор. Равно как сохранилось и отношение к знамени как к святыне, хотя истоки этой традиции забыты.
Наскальные произведения «глубинной Азии» дают ответы на многие «европейские» вопросы… Кроме изобразительного ряда на них иногда встречается и письменный ряд — рунические надписи-заклинания. Они выполнены авторами картин или скульптур. Вот автограф «исчезнувшего народа». Его не надо придумывать…
Всё разом (включая письмена с Алтая) в IV веке появилось в Европе! Даже знамена с крестом [37].
Археологические памятники, открытые, например, венгерскими учеными, удивительно точно повторяют «исчезнувшие» сибирские, будто копируют их, с той лишь разницей, что по времени моложе… Великое переселение народов и не могло пройти бесследно, иначе оно не было бы Великим!
В Венгрии в погребениях воинов археологи нашли пластины с «сибирским» орнаментом. Те пластины двойные: верхняя (серебряная или золотая) прикреплялась к нижней (медной или бронзовой). Таких в Сибири не было. Но шашки, украшения сбруи, наконечники стрел, поясные бляшки ничем не отличались от сибирских. Выходило, в Европе «исчезнувший народ» сохранил свои обычаи. И вместе с тем здесь кипчаки нашли новое. Их культура не умерла, не растворилась, а продолжала развиваться!
Позже обнаружился и район, где изготовляли эти необычные пластины, между Днепром и Доном — Лебедия (по-тюркски Кумания). Люди здесь почитали лебедей. А придумали эту «двойную» технологию золочения, разумеется, намного раньше.
Она зафиксирована в находках из Пазырыкских курганов. Уже две с половиной тысячи лет назад алтайцы свободно обращались с золотом и ртутью: покрывали золотой фольгой (с помощью ртутных растворов) изделия. К слову, точно таким же способом в средневековье европейцы золотили купола церквей.
А разве не ставит в тупик находка, обнаруженная у подножия скалы в окрестностях Красноярска? Там изображена карта звездного неба. Отчетливо видны Большая Медведица, Полярная звезда… Пять тысяч лет назад кому-то понадобилось «нарисовать» эту карту. Люди тогда только-только начинали осваивать бронзу, выходя из дремучего каменного века. И — карта звездного неба. Фантастика.
Ставит в тупик и другая находка, ее сделали около святилища Ажирая-Аджирая. Там на скале изображен крокодил, пожирающий солнце. Откуда на Древнем Алтае знали о тропическом чудовище?.. Выходит, карта звездного неба имела конкретное практическое назначение — она помогала странствовать.
Серьезную информацию несут археологам даже обыкновенные кирпичи. Здания в «глубинной Азии» выложены из точно таких же кирпичей, что и городища на Нижнем Дону. В Аксае, например, целый подземный город V–VI веков! Теперь там музей, а в нем стенд с выставленными кирпичами мыслимых и немыслимых форм, размеров, возрастов.
И на Дону, и на Алтае делали одинаковые кирпичи — с изображением (чеканом) совершенно одинаковых животных и всадников. Из кирпичей с теми же «фирменными» знаками сложена древнеболгарская столица Преслава; возможно, она и была городом, куда приезжал Приск. В Болгарии есть наскальные рисунки, будто скопированные с известных алтайских… Всё это далеко не случайные совпадения.
Хорунжие периода Великого переселения народов (наскальная живопись Сибири). Вот откуда вышли первые знаменосцы Европы
Между прочим, «кирпич» — слово тюркское. Правильнее «кирпеч» — «глина из печи». Археологи предлагают назвать кирпич еще одной «визитной карточкой» тюрков. Почему бы и нет? Тем более тюрки разбирались и в дворцовой архитектуре. Около сибирского города Абакан откопали «здание дворцового типа», как его скромно назвали археологи. Почти две тысячи лет ему… А сколько таких дворцов покоятся под слоем земли и общего безразличия к ним?
Культуру кипчаков отличала единая художественная традиция. Это подметил и академик А. П. Окладников: 1—рисунки из Шишкино; 2, 3 — г. Орсо на Байкале; 4, 5, 9, 10 — из Болгарии; 6–8 — с Нижнего Дона
Голова идет кругом после чтения книг профессора С. И. Руденко и академика А. П. Окладникова. Последний в годы цензурного террора нашел мужество и незадолго до смерти вошел в бессмертие как ученый, написав правду: «Древняя тюркская Сибирь оказывается… теснее связанной с Западом, чем с Востоком. Ее культуры оказались много богаче и ярче, чем можно было полагать ранее. У берегов Байкала, на Ангаре и Лене сходились и расходились пути древних культур Востока и Запада, существовали мощные по тем временам самобытные культурные очаги, без учета которых история Евразии не может быть полностью понятой. Как мы видим по находкам… Прибайкалья… эти связи ведут на Дон и на Дунай». Впервые правду о кипчаках заявили открыто, без оговорок. Воистину Европа начиналась в Сибири!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Азиатская Европа (сборник)"
Книги похожие на "Азиатская Европа (сборник)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мурад Аджи - Азиатская Европа (сборник)"
Отзывы читателей о книге "Азиатская Европа (сборник)", комментарии и мнения людей о произведении.