Игорь Морозов - Праздничная культура Вологодского края
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Праздничная культура Вологодского края"
Описание и краткое содержание "Праздничная культура Вологодского края" читать бесплатно онлайн.
Альманах «Российский этнограф» является изданием самого широкого профиля. Кроме академических работ в нем будут публиковаться этнографические очерки, путевые заметки и другие материалы, представляющие интерес для этнологической дисциплины.
Издателя не разделяют некоторых позиций авторов альманаха.
Очень часто эта игра сопровождалась пением песен. В д. Власьевская под песни «Груня», «С-по лугу, лугу» парни и девушки вставали в две параллельные шеренги. Последняя пара бралась за руки и поднимала их, а затем, приплясывая, шла вдоль ряда девушек, пропуская их под руками.
Когда проходили ряд до конца, обнимались и вставали впереди колонны. После этого шла следующая пара и т. д. В д. Бурцевская парень и девушка обегали стоящие в шеренге пары с двух сторон под песню «Из-за горы-то я выскоцю». В д. Маркуш при этом пели как длинные песни, так и частушки.
Чаще всего, однако, встречается широко распространенный и поныне вариант игры. Игроки вставали в пары боком друг к другу, подняв вверх сомкнутые руки, а игрок без пары пробегал под руками и выбирал кого-либо из стоящих себе в пару. Причем иногда он не брал стоящего игрока за руку, а подавал ему платок (д. Фоминская Верхов.). В некоторых местах игроки брались за руки, встав лицом друг к другу (дд. Березник, Тимошино).
В более поздний период, когда в эту игру играли ужа дети, они в тайне от водящего выбирали себе какое-нибудь игровое имя (название птиц, животных, красок). Поэтому, когда водящий хотел взять себе в пару одного из игроков, он должен был сначала угадать его игровое имя — из двух, предложенных на выбор (д. Брюшная).
ПИЛОЙ ХОДИТЬ (д. Клипов Починок), ПИЛА (д. Татариново), УЛИЦЕЙ (д. Ягрыш). Существовали варианты улицы, которые несколько напоминали игру в ручеек постоянным перемещением игроков по кругу или с одного конца шеренги к другому. Один из них выглядел так. Парни и девушки стояли парами по кругу. Каждая пара, взявшись за руки, обегала змейкой всех в кругу (д. Ягрыш).
В д. Клюшов Починок пары (девочка с девочкой и мальчик с мальчиком) вставали друг за другом. Одна из пар обегала остальных змейкой. По пути кто-либо из бежавших мальчиков брал за руку девочку и увлекал за собой в начало колонны, а другой мальчик вставал к оставшейся без пары. Затем девочки выбирали себе мальчиков и т. д., пока все пары не становились смешанными.
Играющие могли становиться и цепочкой, взяв друг друга за руки. Игрок, оказавшийся с краю, пробегал змейкой под поднятыми руками стоящих пар. Остальные в это время пели: «Гори-гори ясно, / Чтобы не погасло! /Взглянь на небо — птички летят, / Колокольчики звенят!» Бежавший, выбрав себе кого-нибудь в пару, уводил его с собой в начало цепочки (д. Кузовля).
Последние два варианта игры более характерны для весенних и летних гуляний.
ОЛЕНЬ (с. Воскресенское, д. Коковановская, д. Ямская). Это старая посиделочная игра, широко бытовавшая на Русском Севере и описанная многими авторами. Главный персонаж этой игры некоторые исследователи связывают с мифологическим персонажем, популярным у многих народов Севера. К началу века игра встречалась уже довольно редко. Вот, например, вариант, записанный А.Шустиковым в Кадниковском уезде.
«Садятся несколько парней посреди избы на скамейку, а девицы вокруг их ходят и поют следующее:
— Тепло ли тибе, олень?
Холодно ли тибе, олень?
— Мне-ка в лите-то тепло,
А зимою холодно.
Принакройте-тко!
Со девушки платок,
Со молодушки вьюнок,
Со молодца кафтан,
Со старая старушки
Косой вороток. (вар.: Со малово ребёночка —
Со молодушки вьюнок,
Со молодца кафтан,
Со старый старушки
Косой вороток.
(вар.:Со малово ребёночка —
Пелёночка,
С удалово молодца —
Красна шапочка,
Со красный девицы —
Платок с головы)
И это время одна из девиц подходит к какому-нибудь парню и отдает ему о головы, свой платок, а остальные девицы опять запоют эту же песню сначала и т. д., пока всех парней не «прикроют». Когда у каждого из парней окажется в руках по платку, тогда один из них — обыкновенно сидящий о краю скамьи — машет по полу платком и поет:
— Волочу я волочу,
На кабак сволочу
И на вине пропью!
В это время та девица, чей платок «волочит» парень, подходит к нему с целью выкупить платок и при этом поет:
— Я не дам изволочить,
Я не дам истолочитъ,
Я сама изволочу,
Я сама истолочу,
И на кабак снесу,
На вине пропью,
И повыскочу повыше.
Поцелую молодца!
Девушка целует парня, и тот отдает ей платок. Следующая девица проделывает то же самое, и игра продолжается до тех пор, пока у всех парней не будут выкуплены платки. Но бывает и так, шутки ради, что парень, поцеловавшись, вместо того, чтобы немедленно отдать девице платок, отдает его другому парню, наиболее знакомому девице, и тот тоже получает «выкуп» платка, заключающийся в поцелуе».
В некоторых местах эту игру можно записать и в наши дни. Чаще всего достаточно полные тексты встречаются в восточных районах области. При этом тексты и игра везде почти одинаковы. Так, в с. Воскресенское оленем играли одни девушки. Сажали одну из них на стул, а остальные ходили вокруг, держа друг друга за талию, и пели песню, варианты которой приведены ниже:
— Сидит олень, сидит молодой
Под кустиком, под орешничком,
Тепло ли, олень, тепло ли, молодой?
(вар.1: — Ты сиди, сиди, олень,
Под кустиком, под кореньицем.
Тепло ли, олень, или холодно? — д. Коковановская;
вар.2: — Как под яблонью олень,
Под кудрявою олень. — д. Харитоновская Тарн.;
вар. З: — Сидит олень сутул, горбат,
Наперед покляп. — Сольвыч. у.)
Приведите оленя,
Призакуцкайте (=тепло одеть),
Призакурежайте (=закутатъ).
С молодово молодця
Ешчо шапоцька,
С красной девоцьки
Фатоцька,
Со старой старушки —
Кокошницек!
— Сидит олень,
Сидит молодой.
— Тепло ли те, олень,
Холодно ли те, олень?
— Мне-ка ночь тепло,
Мне-ка день студено.
— Приведите оленя,
Принакушкайте (=тепло одеть),
Приналулёшкайте (=одетъ кое-как).
Со девушки платок,
Со молодушки — венок,
Со старые старушки,
Со шурёночка,
Со малого ребёночка —
Рубашка с плеч.
Все обходили круг и по очереди клали платок на голову сидящей. После того, как все накрывали «оленя» платками, он вставал и разбрасывал их. Остальные, смеясь, разбирали свои платки, а парни им помогали, В с. Баданки девушки выкупали свои платки, выплясывая перед «оленем».
В Сольвычегодском уезде в конце прошлого века эта игра входила в состав женитьбы. Девушка, которую «опевали», должна была что-либо повесить на стоящего в кругу парня-»оленя», а в конце игры, после того, как «олень» пел: «Выкупай-ко ты, Авдотьюшка, венок; / Я не дам венка без выкупа!» — эти вещи «выкупали», то есть ходили парам по избе под какую-нибудь песню.
ДРЁМА, ДРЁМОЙ (Тарн., Верхов., Сямж., Кирил., У.-Куб.) — Эта игра была известна в начале века лишь в нескольких районах нынешней Вологодской области. Более-менее цельные тексты сохранялись еще в 30-е годы. Имеет параллели и в южно-русском фольклоре, и у южных и западных славян (например, у болгар, чехов и словаков), однако по ряду признаков можно с уверенностью утверждать, что предлагаемый здесь вариант является типично севернорусским.
В дрему играли на посиделках, в основном, на плясках и игрищах в святки; в некоторых деревнях (дд. Тырлынинская, Александровская, Каплинская) только на маленьких вечеринках. В этом случае в игре участвовали одни девочки. Вот, к примеру, как это было в д. Тырлынинская: «Посадят одну на стув, а круг её ходят («городком» — д. Юркинская) да поют:
— Шчё сидит-то Дрёма,
Да шчё на стульцике,
Шчё прядёт-то Дрёма,
Шевковые нитоцьки.
Нитоцьки-сокрутоцьки,
Положила на полоцьку,
Велела взять милёноцьку.
(вар.: Сидит Дрёма на стульцике,
Прядёт шовковый лён
На нитоцьки,
Да на сокрутоцьки. — дд. Александровская, Першинская)
— Здравствуй, Дрёма,
А пойдём к обидни!
(вар.5 Пойдём питъ-пироватъ! — дд. Александровская, Каплинская)
— Нево цьто нарядицци!
— Пряла да ткала,
Куда шчё девала?
— На тын изметала,
Поповы жеребята
На копытах уволокли.
Вот Дрёма сидит на стули, я подам ей платок-то, положу на колини-то свою фатку. Ну дак и сколько тут циловек ходит, все эко же одно и поют. А потом опеть-ходят, фатоцьки просят обратно. А опеть это же поют. Дак под конець: «Здраствуй, Дрёма! Отдай платок! — А как жениха-то зовут?» — скажет, как жениха зовут (каково хош назови — хоть Василий, хоть Олёксандр, хоть Михайло), она платок ей назад и подаёт.»
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Праздничная культура Вологодского края"
Книги похожие на "Праздничная культура Вологодского края" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Морозов - Праздничная культура Вологодского края"
Отзывы читателей о книге "Праздничная культура Вологодского края", комментарии и мнения людей о произведении.