Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 3

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Быт русского народа. Часть 3"
Описание и краткое содержание "Быт русского народа. Часть 3" читать бесплатно онлайн.
Весьма жаль, что многие из наших с большими способностями литераторов уклонялись от своей народности; заменяли русские выражения иностранными и подражали слепо чужеземному. Старинные народные и нынешние песни убеждают нас, что можно писать без слепого подражания к другим народам. Какая сила и простота чувствований сохранились во многих наших песнях! Какой в них стройный звук и какая невыразимая приятность в оборотах и мыслях! Потому что все излито из сердца, без вымысла, натяжки и раболепной переимчивости. В них все трогает нас, потому что оно близко к нашим мыслям; потому что все это наше, русское, неподдельное; все проникнуто любовью к родине, отечеству.
В середине XIX в. вышла и почти сразу же стала библиографической редкостью книга известного ученого А.В.Терещенко «Быт русского народа» — первая попытка в России научной разработки этнографического материала. Однако до сих пор она не переиздана, хотя в свое время ею зачитывались и специалисты, и простолюдины.
Семь частей, составляющих это произведение, превосходят многие известные сочинения на аналогичную тему обстоятельностью изложения и объемом, но при этом изящно написаны и доступны восприятию любого, даже самого неискушенного любителя русской старины.
В третьей части описываются обряды крещения, похорон, поминок. Здесь мы знакомимся также с Дмитриевской субботой, о глубоком смысле которой многие сегодня уже не знают.
Печатается по изданию 1847–1848 годов.
Иоанн IV еще постановил синодики по умершим невинно в его царствование. По ним он велел петь панихиды и служить литургию собором в субботу сыропустную. Кирило-Белоозерской же обители предписал поминать их ежедневно. Монастыри дарил большими окладами, чтобы они молили Бога об усопших и о спасении его души. В духовном завещании он ставит в первую обязанность поминать прародителей и родителей, коим через то делается отраднее, а поминающим ниспосылается царствие небесное[78].
Царевна София, прикрывая несчастливый поход своего любимца кн. Вас. Вас. Голицына противу перекопских татар (1686 г.), который растерял около 200 000 воинов, объявила его победителем славным и никогда не слыханным и повелела внести в синодик имена всех падших воинов для поминовения в соборных церквах и монастырях. Церковным уставом 1668 г. предписывалось посылать в Покровскую субботу (октября 1) священников и архимандритов в убогие дома для совершения общей панихиды служить обедни по всем церквам и раздавать милостыню за упокой.
РАЗНЫЕ НАЗВАНИЯ ДМИТРИЕВСКОЙ СУББОТЫ И ПОМИНОВЕНИЕДмитриевская суббота называется в иных местах Дмитрия Солунского[79], Родительскою поминальною[80] и Вселенскою[81]. В Литве поминки, известные под именем Дедин и Осенин, отправлялись в октябре месяце. У латышей они называются Божий день или Велли — обряд в честь богини вечности Веллоны; в западной Руси деды (dziady). В Ярославской, Вологодской, Вятской, Костромской и Нижегородской губер. удержалось название Дедовой, т. е. память по усопшим родителям, родственникам и друзьям. Там говорится: «На дедовой неделе, родители отдохнут», — это значит, когда первые морозы замораживают землю и потом настает оттепель; тогда простой народ думает, что покойникам делается в могиле теплее. Простолюдины уверены, что сами мертвые терпят стужу и нуждаются в поминальных пирушках.
Дмитриевская суббота — одна из важнейших поминальных. В это время поминающие готовят угощение. Кутья, кисель с сытою и молоком, пироги, блины, коржи, кныши, резки или лепешки, пиво и водка — суть непременные принадлежности при поминании. Многие не довольствуются этим: жарят разное жаркое, варят молочную кашу и яйца всмятку, пекут калачи и сытники и после панихиды начинают пирушку на могилах, полагая, что сами покойники разделяют их трапезу, и это так сильно укоренилось во всеобщем мнении простолюдинов, что считают за грех, если не попировать над прахом.
Простой народ припоминает со слезами добрые качества усопших, восхваляет их добродетели и потом начинает пить за упокой, отчего вошло в поговорку: «Начинают за упокой, а кончают за радость». Потому что, преисполненные винными парами, забывают печаль и начинают проводить время в шумных забавах. В деревнях наделяют церковнослужителей поминальным кушаньем весьма щедро, отчего произошла пословица: «Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота».
Поминки не всегда оканчиваются мирно: начинают рыданиями, а оканчивают стенаниями. Наши церковные по становления строго запрещают гульливые поминовения.
СЛОВАРЬ РЕДКИХ И СТАРИННЫХ СЛОВ
Аксамитный — бархатный.
Аргамак — рослая и дорогая азиатская лошадь.
Браный — вытканный узорами.
Бумажник — здесь: стеганый тюфячок на хлопчаткой бумаге, стеганка для подстилки.
Воздвизальный крест — деревянный крест, употребляемый при священнодействии на всенощной праздника Воздвижения.
Волокита — здесь: бездомный скиталец, бродяга, нищий.
Гайдамака — вольница, разбойник, грабитель.
Гарный — свадебный, относящийся к свадебному пиршеству.
Демество — старинный церковный напев, взятый из греческого, исполняемый гнусливо и в один голос.
Дружка — второй свадебный чин со стороны жениха, женатый молодой человек, главный распорядитель, бойкий, знающий весь обряд, общий увеселитель и затейник; он же уводит и ночью стережет молодых.
Еста — старинная форма глагола есть.
Запона — здесь: полотнище, полсть для завешивания и охранения чего-либо.
Золотный — парчовый, вытканный из золота, шитый золотом.
Изголовье — здесь: подушка, подстилка.
Индикт — пятнадцатилетний период времени с началом отсчета от 1 сентября, а также число лет этого кругооборота, отвечающее данному году.
Кадь — чан, посуда с обручем большого объема.
Казимир — вышедшая из употребления шерстяная ткань, легкое сукно, полусукно с косой ниткой.
Комка — шелковая китайская ткань с разводами.
Камчатный — сделанный из камки.
Кармазин — тонкое, ярко-алое полотно.
Клирос (крылос) — место в церкви для певцов и сами певцы во время службы.
Келарь — инок, заведующий монастырскими припасами или светскими делами монастыря.
Кика — женский головной убор, род повойника.
Косячее окошечко — кособокое.
Кут — угол, закуток, тупик.
Кутний угол — придверный угол; иногда — бабий угол, стряпная за перегородкою, за занавескою; в некоторых областях — красный угол.
Куфтер — сверток.
Лихой человек — здесь: злой, злобный, мстительный, лукавый.
Меды крепкие — напиток из меда с водой, хмелем и пряностями.
Миро — благовонное масло; в церковном значении деревянное масло, варенное с красным вином и благовониями, освящаемое в Великий четверток для совершения таинства миропомазания.
Миропомазание — церковное таинство, совершаемое через помазание св.
миром; обряд постановления, посвящения русских царей.
Муравленый — покрытый муравою: глазурью, поливою.
Наседка — женщина, всецело занятая своими детьми.
Окольничий — сан приближенного к царю, по службе, лица, второй сверху по чину.
Оловянник — оловянная кружка.
Очипок — нижний чепец, под платок.
Объярь — старинная волнистая шелковая ткань.
Папошник — печенье.
Пелена — широкая или сшитая полотнищами ткань.
Пенязь серебряная — деньга, деньги.
Перепечь — род кулича, каравая, а также все хлебное, собираемое попами и причтом по домам после Пасхи при обходе с образами.
Перечень — итог, сумма, общий вывод, извлечение.
Пестрядь — пеньковая грубая ткань, пестрая или полосатая.
Плахта — домотканая ткань, домотканина.
Плис — бумажный бархат.
Поглядки — смотрины, смотрение невесты.
Поддатник — дружка.
Поддружье — свадебный чин, помощник дружки.
Поезжаные — участвующие в свадебном поезде.
Позыватня — женщина, посылаемая невестой для приглашения гостей.
Покут — укромное место; кладбище.
Политичный — дипломатичный, предусмотрительный.
Порушка — настой из сушеной малины, малиновый чай.
Полсть — полотнище, толстый и плотный лоскут, тканый, плетеный, стеганый, сбитый, валеный на подстилку, занавесь, отгородку.
Пряжево — жареное.
Пряженые пироги — жаренные в масле пироги.
Посмевающийся — осмелившийся, отважившийся.
Постельничий — в допетровской России — придворная боярская должность и чин.
Приколотый молодец — нищий молодец.
Причет (причт) церковный — клир, священно- и церковнослужители од ного прихода; иногда — паства, приход.
Ряжена — хорошо одета; договоренность, обусловленность.
Сгибень — пирог, обычно сложенный вдвое, с кашей либо с ягодами.
Скудельничий — принадлежащий гончару, черепичнику; могильщик, кладбищенский сторож.
Сорок — четыредесять, четыре десятка.
Сулейка, сулея — бутыль, полуштоф, плоская склянка.
Сурепка — рапс.
Сурна — черная краска.
Терлик — длинный кафтан с перехватом и короткими рукавами.
Трапеза — здесь: столовая; престол в алтаре.
Тысяцкий — выборный голова, старшина из крестьян.
Убрусцы, убрус — платок, фата, полотнище.
Фряжский — чужеземный, иностранный.
Хустка — кусок холста, ширинка, платок.
Червчатый — червленый, темно-красный, багряный.
Чертежное место — здесь: возвышенное место.
Чиберка — швея, мастерица, портниха, белошвейка.
Ширинка — здесь: полотнище, отрезок цельной ткани во всю ее ширину, полотенце, платок.
Ясельничий — управляющий конюшенным приказом; смотритель конюшен и лошадей.
Примечания
1
См. «Инструкцию врачебным управам», 1797 г., янв. 19.
2
Одно из таких заведений, находящееся в Петербурге — по Фонтанке, между Обуховским и Измайловским мостами — состоит под особым покровительством ее императорского высочества в. к. Елены Павловны и возвысилось до европейской известности. Тут преподают начальное основание медицины, но обращено главнейшее внимание на усовершенствование в повивальном знании, и каждая бабка столько приобретает медицинских сведений, что в случае надобности сама может подать врачебное пособие. Выпускаемые отсюда бабки определяются к казенным местам, если они получили образование от правительства, а прочие занимаются частным лечением. Слово бабка заменено ныне названием бабушки, из коих иные бывают восемнадцати лет от роду.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Быт русского народа. Часть 3"
Книги похожие на "Быт русского народа. Часть 3" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 3"
Отзывы читателей о книге "Быт русского народа. Часть 3", комментарии и мнения людей о произведении.