» » » » Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки


Авторские права

Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки
Рейтинг:
Название:
Быт русского народа. Часть 7. Святки
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Быт русского народа. Часть 7. Святки"

Описание и краткое содержание "Быт русского народа. Часть 7. Святки" читать бесплатно онлайн.



Весьма жаль, что многие из наших с большими способностями литераторов уклонялись от своей народности; заменяли русские выражения иностранными и подражали слепо чужеземному. Старинные народные и нынешние песни убеждают нас, что можно писать без слепого подражания к другим народам. Какая сила и простота чувствований сохранились во многих наших песнях! Какой в них стройный звук и какая невыразимая приятность в оборотах и мыслях! Потому что все излито из сердца, без вымысла, натяжки и раболепной переимчивости. В них все трогает нас, потому что оно близко к нашим мыслям; потому что все это наше, русское, неподдельное; все проникнуто любовью к родине, отечеству.


В середине XIX в. вышла и почти сразу же стала библиографической редкостью книга известного ученого А.В.Терещенко «Быт русского народа» — первая попытка в России научной разработки этнографического материала. Однако до сих пор она не переиздана, хотя в свое время ею зачитывались и специалисты, и простолюдины.

Семь частей, составляющих это произведение, превосходят многие известные сочинения на аналогичную тему обстоятельностью изложения и объемом, но при этом изящно написаны и доступны восприятию любого, даже самого неискушенного любителя русской старины.

В середине XIX века вышла и почти сразу же стала библиографической редкостью книга известного ученого А. В. Терещенко «Быт русского народа» — первая попытка в России научной разработки этнографического материала. В свое время ею зачитывались и специалисты, и простолюдины.

В настоящее издание вошли часть шестая этой книги, посвященная обрядным праздникам: неделе Ваий (Вербной неделе), Пасхе, Русальной неделе, Семику, Троице, Первому апреля, Первому мая, и заключительная, седьмая часть, в которой дано подробное описание Святок и широкой Масленицы.






Подобный обряд обсевания сохранился в некоторых местах восточной России, так, наприм., в губерниях: Рязанской, Владимирской, Симбирской, Нижегородской, Пензенской и Саратовской — там он именуется авсенем, овсеном, усенем, говсенем, бауценем, баусенем и таусенем. Все эти слова суть испорченные от местного употребления. Нет сомнения, что они означают овес, коим обыкновенно посыпают в то время, и само поздравление поэтому называется овсеном. Там, ходя по домам, обсыпают овсом из лукошка или рукавицы; зерно это собирают для весеннего посева.

Овсен в тех же губерниях употребляется часто вместо коляды. В этих местах по деревням начиняют кишки и желудки и варят свиные ноги, кои раздают посыпальщикам вместо подарков. Молодые женщины и девицы (в Рязан. губ.) ходят под окна петь овсен ввечеру нового года. Одна из них носит за собою кошель, называемый махоноска, для поклажи подарков. Под окном или у дверей избы спрашивают: прокликать ли овсен? Получив согласие, поют:

Среди Москвы
Ворота пестры,
Ворота пестры,
Вереи красны.
Светел месяц,
То сам хозяин — сударь;
Красное солнце,
То подруга его;
Что часты звезды,
То детки их.
Прикажите, не держите,
Собаками не травите,
Подайте подачку!

Если не подают подачки, то продолжают:

Наша подачка
В дверь не лезет,
В окошки не идет,
Сам сударь не шлет.
Подайте подачку!
Кишки, желудки,
Свиные шутки
В печи сидели,
На их глядели.
Полайте подачку!

С получением подачки отвечают целым хором: хозяина и хозяйку поздравляем с праздником, с новым годом.

Овсен, овсен!
Ты ходил, ты гулял
По крутым горам,
По святым вечерам.
Овсен, овсен!
Ты летал, ты порхал
К Филимону на двор,
Ко Прокофьевичу.
Овсен, овсен!
Ты сыскал, угадал
На широком дворе
Полны ведры вином.
Овсен, овсен!
У хозяина двор
Осушен, омощен,
Чисто выметен.
Овсен, овсен!
Посредине Москвы
У хозяина двор
Воротами красен.
Овсен, овсен!
Воротами красен,
Вереи их пестры,
Все обточенные.
Овсен, овсен!
У Прокофьича двор
Весь тыном затынен,
Серебром обнесен.

Хозяин открывает окно, смотрит и радушно подает подачку. Если она щедрая, то начинают притопывать с радостным свистом, прищелкивать и плясать под песнь:

На дворе у Филимона
Три теремчика стоят.
Высокие теремочки
О двенадцати венцах.
Филимон сударь хорош,
Свет Прокофьевич пригож.
Овсен, овсен!
Свет Прокофьевич пригож.

Хозяин открывает в другой раз окно и говорит ласково: «Милости просим в избу. Мы рады овсеню, гостю жданому. Не погневайтесь только, чем Бог пошлет». — Они входят в избу с похвальными припевами:

Первый терем — cветел месяц
Другой терем — красно солнце,
Третий терем — часты звезды,
Cветел месяц — хозяин сам,
Красно солнце — хозяюшка,
Часты звезды — их детушки.

В Муроме Владимирской губернии и его окрестностях толпы колядчиков стоят перед домом и спрашивают позволения петь таусен. «Дома ли хозяева?» — спрашивают колядчики. «Дома нет», — отвечают им. «Где же хозяин?» — «Уехал на торг, соли купить». — «Для чего соли?» — «Мясо солить». — «На что мясо?» — «Сына женить». — «На что сына женить?» — «Чтобы пашеньку пахати, хлеба промышляти».

Колядчики тогда начинают:

Ой, тавсен, тавсен!
Мы ходим, не гуляем,
С святым вечером
Поздравляем.
Хозяин дома, ой, дома,
Хозяин, давай пирог.

Если не высылают подачки, то шумят под окнами, кричат и грозят разломить двери и вынуть из печи пироги.

На Васильев вечер и в святки старухи говорят причитанья детям и девицам:

Каляда, каляда,
Где была?
Коней пасла.
Что выпасла?
Коня в седле
С золотым чепраком,
Шелковой уздой.
Где кони?
За вороты ушли.
Где вороты?
Водой снесло.
Где вода?
Быки выпили.
Где быки?
В рощи ушли.
Где рощи?
Черви выточили.
Где черви?
Гуси выклевали.
Где гуси?
В тростник ушли.
Где тростник?
За лугом зеленым.
Где луга?
Девки вытоптали.
Где девки?
Замуж пошли.
Где мужья?
По каляду ушли.
Где каляда?
На печи в углу.
Каляда, каляда!
В печи была.

Колядные причитанья часто сочиняются по произволу и приноравливаются к случаю.

В некоторых уездах Саратовской губернии мальчики ходят под окна и поют эту коляду уже с некоторыми изменениями.

Коляда в упомянутых местах России так искажена народом, что она иногда поется на Васильев вечер как обыкновенная коляда, а иногда заменяет посыпальный обычай. Такое ощутительное изменение приписать должно местным обыкновениям.

В Пензенской губернии в вечер перед новым годом ходят мальчики и девушки и кричат под окошками:

Таусен! таусен!
Кишки да лепешки, свиные ножки,
Кто подаст, тот золотой глаз,
А кто не подаст, собачий глаз.

Из окошка подают жареную кишку или сдобную лепешку.

Накануне нового года женщины Саратовской губернии Хвалынского и Петровского уездов сносят огромный омет (кучу) соломы и зажигают его посреди улицы. Горящий омет называется тогда Костромою, которая окружается девушками и ими величается:

О, свет, моя Кострома!
У костромушки головушка болит,
У костромушки бело лицо горит.

Ходят еще под окнами с кошелем и поют таусен. Подошедши к окну, спрашивают: «Старый русин! не кричать ли таусен?» Если хозяин согласен, то поют:

Таусен, таусен?
Дома ли хозяин?
Таусен!
На базар уехал,
Таусен!
Топорик купить,
Таусен!
На что топорик?
Таусен!
Дровцы рубить,
Таусен!
На что дровцы?
Таусен!
Пивцо варить,
Таусен!
Сына женить,
Таусен!
Летела пава,
Таусен!
Через наши поля,
Таусен!
Роняла перья,
Таусен!
Кому перья, брати?
Таусен!
На что перья?
Таусен!
Шапочку шити,
Таусен!
Перьями пушити,
Таусен!
На что шапочку?
Таусен!
На базар ехати,
Таусен!
Топорик купить,
Таусен!
Дрова рубить,
Таусен!
Пиво варить,
Таусен!
Мосты мостить,
Таусен!
Кому мостами ездити?
Таусен!
Царю-государю,
Таусен!

Если вместо слов: царю-государю говорят — молодцу-удальцу, тогда прибавляют:

На чем ему ездити?
Таусен!
На сивенькой свинке.
Таусен!
Чем погоняти?
Таусен!
Живым поросенком,
Таусен!

По окончании таусен приговаривают:

Кишки да лепешки,
Свиные ножки,
В печи сидели,
На нас глядели,
В кошель захотели.

Хозяин подает кишку, лепешку и свиную ножку, нарочно для них заготовленные.

В Балашовском уезде поют таусен в вечер нового года. Толпа мальчиков и девушек сговаривается, к кому идти прежде? Пойдем к Онуфричу: он ведь барана резал нынче, а потом зайдем к Сидорычу и т. д.; они знают, где что стряпалось. По очереди подходят к воротам и спрашивают:

Чанны ворота!
Посконна борода!
Кричать ли Таусен!

Получив позволение хозяина, поют:

Кишки да желудки,
Таусен!
В печи-то сидели,
Таусен!
На нас-то глядели,
Таусен!
В кошель захотели.
Таусен!
Стояла тут сосна,
Таусен!
На сосне-то пава,
Таусен!
Пава-то упала,
Таусен!
Перья разроняла,
Таусен!
Кому эти перья брать?
Таусен!
Кому подбирать?
Таусен!
Хозяину дома, Онуфричу,
Таусен!
На что ему перья?
Таусен!
Шурьев-то дарити,
Таусен!
Шурья-то спесивы,
Таусен!
С коней не слезают,
Таусен!
Сапог не ломают,
Таусен!

Во время таусена некоторые из поющих пляшут; потом кричат хозяину дома:

Чанны ворота!
Посконна борода!
Честь была тебе предложена,
Теперь подавай кишки да ножки
В задние окошки,
В честь любимой сношки,—

если есть у хозяина сноха; в противном же случае приговаривают в честь любимой дочери или самой хозяйки. Подавшего хозяина благодарят, а на неподавшего закричат:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Быт русского народа. Часть 7. Святки"

Книги похожие на "Быт русского народа. Часть 7. Святки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Терещенко

Александр Терещенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки"

Отзывы читателей о книге "Быт русского народа. Часть 7. Святки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.