» » » » Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть I


Авторские права

Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть I

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть I" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть I
Рейтинг:
Название:
Быт русского народа. Часть I
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Быт русского народа. Часть I"

Описание и краткое содержание "Быт русского народа. Часть I" читать бесплатно онлайн.



Весьма жаль, что многие из наших с большими способностями литераторов уклонялись от своей народности; заменяли русские выражения иностранными и подражали слепо чужеземному. Старинные народные и нынешние песни убеждают нас, что можно писать без слепого подражания к другим народам. Какая сила и простота чувствований сохранились во многих наших песнях! Какой в них стройный звук и какая невыразимая приятность в оборотах и мыслях! Потому что все излито из сердца, без вымысла, натяжки и раболепной переимчивости. В них все трогает нас, потому что оно близко к нашим мыслям; потому что все это наше, русское, неподдельное; все проникнуто любовью к родине, отечеству.


В середине XIX в. вышла и почти сразу же стала библиографической редкостью книга известного ученого А.В.Терещенко «Быт русского народа» — первая попытка в России научной разработки этнографического материала. Однако до сих пор она не переиздана, хотя в свое время ею зачитывались и специалисты, и простолюдины.

Семь частей, составляющих это произведение, превосходят многие известные сочинения на аналогичную тему обстоятельностью изложения и объемом, но при этом изящно написаны и доступны восприятию любого, даже самого неискушенного любителя русской старины.

В первой части, которую мы предлагаем вниманию читателя, раскрывается понятие народности, дается подробное описание жилищ наших предков, повествуется об образе их жизни, домоводстве, одежде и музыкальной культуре.






При всех похвалах, расточаемых табаку от излечивания застарелых болезней, грудных и даже заразительных (см. любопытные средства, которые составлялись из табака против этих болезней, «De herba panacea» «Панацея из травы», с. 20–58, ed Ultrajecti, 1644 г.), однако в то же самое время Неандер (см. его «Tabacologia», с. 82 и след.) указал, что табак действует отравительно.

207

«Улож.», гл. XXV, пом. в «Полн. соб. законов».

208

Болтин «Примеч. на истор. Леклерка», ч. I, с. 476, 507–510. Усп. «Оп. пов. о древ. русск.», ч. I, с. 85. Татищ., его «История».

209

Ramasini «Maladies des artisants, trad, de Fourcroy», с 189.

210

«Annal. de Chim.», т. LXXI, с. 139.

211

Oiphila «Loxologie generate», т. II, с. 246, I. edition. За два столетия до Орфилы уже доказал отравительное действие табака Неандер, см. его сочин. «Tabacologia, edit. Ultrajecti», 1644 г., с. 89–139. — Он рассказывает, что каннибалы намазывали стрелы свои соком табачным; что этим соком испытывали над животными — и всегда была следствием смерть.

212

Merat. «Diet. des sciences medic».

213

Merat. «Ephemerides d'Allemagne», 2 dec., arm. 8, obs. 106.

214

Привоз всего иностранного табака ценится на 3 943 663 р.; всего более ввозится в Петербург: на 2 970 657 р. — Самое большое число фабрик в Москве, потом в Петербурге, но зато здесь производство втрое более против Москвы. — В Московской губ. считается 42 фабр., на них выделывается курительного до 24 800 пуд, нюхательного 10 248 п., сигар 496 п., всего на 950 127 р. В (Петербургской губ. выделывается курительного 43 773 п., нюхательного 6 585 п., сигар 5 000 ящ., всего на 3 266 875 р. На петербургских фабриках обделывается большей частью русский табак. В прочих губерниях считается 36 фабр. — Число табачных и табакерочных фабрик значительно увеличивается: в 1812 г. было 6, в 1816 г. 24, в 1825 г. 35, в 1840 г. 103 — «Отеч. зап.», 1843 г., № 6. «Табач. пром. в России», с. 40–43.

215

Путш «Описание картофеля», изд. С.-Петерб., 1821 г. in 4, с. 1–3, 7, 16, 13, 14–15, 27, 53, 126, 128 и 138–181, 182 и 183. Советуем домохозяевам запастись прекрасным сочинением Путша, который очень умно излагает разные породы картофеля, способы его разведения и употребления в хозяйстве.

216

Striter. «Mem. popul.», т. II, с. 29.

217

Этот посол был отправлен багдадским калифом Муктедиром к королю болгар в 922 г. «Liber Fopians und anderer Uraber Berichte Эber die Russen alterer Zeit», СПб., 1823 г.; перев. акад. Френем, с. 5.

218

FrДhn «эber Fopians und anderer Uraber Berichte Эber die Russen alterer Zeit», с. 15.

219

Египтяне почитаются изобретателями колец; они не носили их на пальцах, но на хребте ладони, почему делались широкими обручами. Евреи давно носили их. Моисей по возвращении из горы Синайской нашел золотого тельца, вылитого из колец, перстней и серег. Лакедемоняне, следуя ликурговым законам, носили железные. Римляне украшали пальцы статуй: Иумы Помпилия и Сервия Туллы. — В Риме был обычай, что жених посылал невесте железное кольцо. Кай Марий первый надел золотое кольцо. Север дозволил простым воинам носить кольца, а Август — отпущенным на волю. После этого стали носить все без разбора, отчего Тиберий запретил особым законом. Карфагеняне награждали кольцами воинские заслуги, подобно нынешним крестам; впоследствии римляне стали отличать всадников и заслуженных воинов особыми кольцами. Евреи ввели обручальное кольцо, которое от них позаимствовано христианами для утверждения брачных союзов. — Ожерелья и серьги ввели египтяне, от них же распространились по прочим частям света. — «Diction, des engines». Par., 1777 г.

220

«Mem. popul», т. II, с. 1008; т. III, с. 986 именует ragav8ia, род поясов; Баер «Com. acad», т. X, с. 410. — Карамзин пишет: «И. Г. Р.», т. I, с. 246, что сафьяны употреблялись на одну обувь. Какую же? Историограф объясняет впоследствии, что этой обувью были сапоги. — В древности не одни мужчины, но и женщины носили их. Этому доказательством малороссиянки, которые доселе носят по праздникам из красного или желтого сафьяна. В будние дни надевают они смазанные сапоги, которые встречаются и между великороссиянками по деревням и городам.

221

В некоторых случаях порты принимаются нашими летописцами за одежду без обозначения: верхняя ли это была, или нижняя? В. к. Ростислав велел после смерти дяди своего (1155 г.) «снесть пред ся порты и злато и серебро, и все, что ни есь». — «Русск. лет. с воскр. сп», т. II, с. 33, изд. 1793 г.

222

Малороссийские казаки долго носили и теперь некоторые носят длинный клок волос на голове, называемый хохол, а чумаки (извозчики, занимающиеся перевозкою тяжестей, соли и рыбы) носят чуприны — то же самое. Клок волос, выходя из тем<ени> головы, обвивался за правое ухо, и висевший его конец назывался оселедцем (ссльдеею), потому что он был похож на сельдь. Русские, насмехаясь над клоком волос, прозвали малороссиян хохлами, и это слово обратилось впоследствии в укорительное. Невежи под именем хохлов разумеют людей грубых и необразованных. Им простительно так думать, но случается слышать, что весьма образованные укоряют хохлом, и эти хохлы весьма благоразумно отвечают им: пехай соби каже, на то у его язык щоб брехаты. — Ношение чубов или хохлов было известно многим древним народам. Сам Тацит, живший в 1 веке по Р. X., говорит, что у свевов был обычай закручивать и пучком связывать себе волосы; что самые старики носят страшный чуб и часто завязывают его на самой макушке (horrentem capillum retro sequuntur ac saepe in ipso solo vertice religant <приводящее в изумление сооружение из волос сзади, часто завязанных на самой макушке>). Tacit «German.», гл. XXXVIII.

223

Собр. госуд. грам. и догов., см. «Духовную грам. в. к. Иоанна», под 1356 г.

224

«The oriental geography of Ebn Haukal.», с 191. Евреям запрещено было брить бороды и остригать голову в кружок. — Кн. 3. «Левит», гл. 19, с. 26. — Во время сетований остригали голову и бороду и сидели в храме с непокрытой головою. — «Плач Иеремеи», его «Послание», ст. 30.

225

Чулков Абев<ега> русск<их> суеверий, см. под словом «борода».

226

«Воскресен. лет.», ч. I, с. 69.

227

Один из употреблявшихся перстней против чар и яду я имел случай видеть (1843 г.) в Саратове. Он был найден на царских курганах — на месте бывшей столицы Золотой Орды: величина его с обыкновенный перстень, сделан из чистого арабского золота с камнем наверху и изломанной внизу пружинкою. На нем были видны следы изображения какого-то животного. — Другой найденный перстень был также золотой, но без камня, и внизу находилась остроконечная шпилька. Оба они служили отравлением, что нередко случалось при Орде, где, угощая лицемерно, в то же время пожимали руку с злобной улыбкой и сжимали наполненную ядом пружину. — Должно сказать, что этот обычай умерщвления изобретен в Италии, и туг он сильно господствовал до конца XVI в.

228

Кар. «И. Г. Р.», т. VI, изд. 1817 г., прим. 534. «Дела крымские», хран. в москов. государ. арх., с. 1029, 1030.

229

«Русск. лет. с воскр. сп.», ч. 11, с. 8, изд. 1793 г. Мониста называются в Малороссии намисто и крали; то и другое носят девушки на шеях. Мониста очень сходны с латинским словом monille. В «Превращениях» гл. X говорит Овидий: «dat digitas gemmas, dat longa monilla collo» <даровались на пальцы перстни с драгоценными камнями, даровались длинные ожерелья на шею>. Надевать на пальцы перстни с драгоценными каменьями, а на шеи длинные мониста почиталось у римлян отличием. Перстни и кольца давались мужчинам за особенные подвиги — как нынешние орденские знаки. Времена изменяют понятие об отличиях. — О римских отличиях см.: «Thesaurus eruditionis scholasticae», Frankf., ed. 1652 r. De omnibus mulierum ornamentis eruditam indicationem, Andr. Tiraquelli, in expositione: «Legum connubialium».<«Хранилище познаний о риторике», изд. Франкф. в 1652 г. Об искусстве ношения всяческих женских украшений в изложении Андр. Тираквелли «Брачные права».> — Серьги носили с незапамятных времен оба пола. — Египтяне, евреи и все восточные народы делали золотые, серебряные и из драгоценных камней. Греки и римляне украшали еще жемчугом и алмазами. Девицы и мальчики носили по одной серьге, а мужчины и женщины по две. У индийцев мужчины и женщины делали уши нарочно длинными и привешивали широкие дощечки, усыпанные драгоценностями. Калькутские царицы и придворные дамы тщеславились ушами, висевшими на грудях и унизанными биссером, — это почиталось особой красотой. Европейские дамы не доходили до этой утонченности. — Но кто знает будущее? Многие восточные обычаи начинают возобновляться, недалеко примеры: длинные женские платья, тянущиеся по земле.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Быт русского народа. Часть I"

Книги похожие на "Быт русского народа. Часть I" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Терещенко

Александр Терещенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть I"

Отзывы читателей о книге "Быт русского народа. Часть I", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.