» » » Михаил Маслов - Истребитель И-153 «Чайка»


Авторские права

Михаил Маслов - Истребитель И-153 «Чайка»

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Маслов - Истребитель И-153 «Чайка»" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная техника, оружее, издательство «Экспринт», год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Маслов - Истребитель И-153 «Чайка»
Рейтинг:
Название:
Истребитель И-153 «Чайка»
Издательство:
«Экспринт»
Год:
2006
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Истребитель И-153 «Чайка»"

Описание и краткое содержание "Истребитель И-153 «Чайка»" читать бесплатно онлайн.



Советский истребитель И-153 "Чайка" нередко называют легендарным. При этом его легендарность может пониматься в двояком смысле. До сих пор история создания и применение нескольких тысяч самолетов И-153 продолжает строиться из множества легенд, слухов и домыслов. Действительно легендарным сделали "Чайку" советские пилоты в 1941 г. Отождествляя себя со своей огромной страной, оскорбленной и униженной в первые месяцы войны, они поистине героически воевали на этих устаревших бипланах. Победы в воздушном бою над технически превосходящим противником давались нелегко, поэтому и ценность такой победы была весьма высока. Несмотря на широкое использование И-153 в 1941-1942 гг., большие потери и прекращение производства привели к тому, что позже самолеты этого типа использовались редко. Так "Чайка" навсегда осталась в памяти легендарным самолетом первых трудных и тяжелых боев Великой Отечественной войны.






9 марта 1940 г. в районе северной части полуострова Койвисто произошел воздушный бой пяти И-153 из 59-го иаб ВВС 7-й армии с восьмеркой финских монопланов с убирающимися шасси (указывались «типа Северский или Спитфайр»). Первыми противника внезапно атаковала пара И-153. После скоростной атаки противник стал уходить на свою территорию. Затем подошло еще звено И-153. В результате советские пилоты заявили о 5 сбитых неприятельских машинах без потерь со своей стороны.

В отличие от других участков фронта определенная ясность имеется с использованием И-153 в Особой авиагруппе (ОАГ), созданной решением Главного командования (директива № 0473 от 15.12.39 г.) для разрушения портов в Ботническом заливе и железнодорожных узлов на территории Финляндии. ОАГ организовали из авиации 7-й армии — 35-й сбп на самолетах СБ (Сиверская), 38-й иап на самолетах И-153 (Пушкин). 32 СБ и 31 И-153 во второй половине декабря 1939 г. перелетели на аэродром Синалепа в Эстонии. За период боевых действий самолеты ОАГ произвели 5259 боевых вылета с аэродромов, расположенных в Эстонии. Поначалу, пользуясь плохой погодой, бомбардировщики действовали без прикрытия истребителей. Начиная с февраля 1940 г. использование И-153 увеличилось, в этот период в состав группы вошел 15-й истребительный полк на И-153. Стандартный запас топлива позволял осуществлять полеты на дальности 170 — 180 км. Затем стали использовать подвесные баки и радиус действия «Чаек» увеличился до 250 — 270 км.

Кроме сопровождения бомбардировщиков с февраля 1940 г. И-153 из 38-го и 15-го иап, атаковали наземные объекты, небольшие мосты и железнодорожные станции. Бомбовая нагрузка составляла 100 — 200 кг. Бомбы сбрасывались с пикирования под углом 60 — 80° с высоты 800 м. Летчики группы заявили о повреждении 45 железнодорожных эшелонов. Хотя полного прекращения перевозок не произошло, отмечалось снижение интенсивности движения.

11 марта 1940 г. 12 И-153 из состава ОАГ с высоты 600 м атаковали финский ледокол на участке Хельсинки — Порвоо. Было сброшено 6 бомб ФАБ-100, 22 ФАБ-50 и 8 ЗАБ-50. Отмечено 4 попадания в ледокол.

Количество истребителей, принимавших участие в советско-финляндской войне и разбивка по типам

* ВВС Северо-Западного фронта, ПВО Ленинграда и ВВС 7-й и 13-й армий.

** ВВС 15-й армии сформированы 18.02.40 г.

*** ВВС ОАГ приступили к боевой деятельности 21.12.39 г.

По финским аэродромам самолеты Отдельной авиагруппы на первом этапе не действовали. В феврале — марте было совершено 18 самолето-вылетов СБ и 116 самолето-вылетов И-153 по аэродромам. Было заявлено о 49 уничтоженных самолетах противника: трех на земле и 46 — в воздухе.

Потери ОАГ до прекращения боевых действий составили 11 СБ, 13 ДБ-3, 5 И-153.

«Чайка» как зеркало советской авиации

Сегодня И-153 «Чайка» известен как один из последних и самых совершенных истребителей бипланной схемы предвоенного периода. Но, отмечая его участие в боевых действиях, прежде всего в 1941 г. обычно говорят, что это был устаревший самолет. На самом деле массовое производство И-153 началось лишь осенью 1939 г., причем на одном из лучших советских авиазаводов № 1, расположенном всего в 15 минутах езды от Кремля. В 1940 г. производство «Чаек» достигло максимума, и эти самолеты в большом количестве стали поступать в войска как совершенно новая техника. Ниже приводится список поставок И-153 по месяцам 1940 г. с указанием частей и мест назначения (в скобках количество поставленных истребителей). В отношении получателей нет единой классификации, в документах указывались не только авиаполки, но и аэродромы, базы и комендатуры.

Февраль 1940 г.

153-й иап (79), 146-й иап (63), 133-й иап (20), 18-я комендатура (38), 44-я авиабаза (8), 6-я авиабаза (5). Всего в феврале 213.

Март 1940 г.

123-й ап (63), Комендантский аэродром (14), 15-я авиабаза (11), 92-й ип (вплоть до мая 51), 91-й ип (63), ЗАКВО 82-й ип (50), 62-й ип (13), БОВО лично комдиву Гусеву (1).

Всего в марте 266.

Апрель 1940 г.

МВО (11), 84-й ип (63), 60-я аб (10), 305-я аб (39), ОдВО 55-й ип (15), 133-й иап (43). Всего в апреле 181.

Май 1940 г.

НИИ ВВС (4), 20-й ип (10), 22-я аб (3), 119-я авиабаза (19), 38-й ип (15), 13-я аэ (15), ДВК Комсомольск РЦП (10), 133-й иап (20).

Всего в мае 96.

Июнь 1940 г.

Резервный смешанный полк г. Рязань (8), Эскадрилья особого назначения (3), ВВА (6), НИИ ВВС (1), МВО (41), 57-я аб (19), НИИ ПАВ (2), Серпуховская авиашкола (1), Ногинск (1), 24-я ад (10), 127-йап(38), 130-я авиабаза (30), ЛВО 38-я авиабаза (28), 54-я аб (9), 145-й и 147-й ип (8), 131-й ип (23), 60-я аб (6), 45-й им (10), ОРЛВО (1), ХВО (1), 40-й ип (5), 47-й ип (5), ВВС ОКА-1 (1), 168-й ип (10), ЗакВО 68-й ип (13), 60-я аб (25, из них 3 с пушками ШВАК).

Всего в июне 315.

Июль 1940 г.

ОдВО 55-й ип (15), 160-й pan (6), 4-й ип (10), Командование СибВО (1), ЗабВО 9-й ип (10). 13-й ип (10), 32-й ип (10), 70-й ип (15), ДВК зип (10), 14-й ип (10), 29-й ип (15), 40-й ип (10), 47-й ип (5), 17-й ип (4), 28-й ип (16), 46-й ип (30), СА-ВО 116-й ип (30).

Всего в июле 207.

Август 1940 г.

ОдВО 55-й ип (30), 166-й pan (2), 53-й аб (6), 162-й ип (6), 163-й ип (6), СКВО 161-й pan (6), 4-й ип (14), 13-й ип (43), 149-й ип (20), 17-й ип (15), 9-й ип (5), 22-й ип (10), 28-я ад (1), ДВФ 5-й ип (10), ДВФ зип (5), Липецкие курсы (12), ПрибВО 148-й ип (4), 15-й ип (11).

Всего в августе 206.

Сентябрь 1940 г.

8-й ип (15), 47-й ип (50), 18-й ип (25), КОВО 17-й ип (6), 166-й рап (4), 12-й ип (20), 42-й ип (25), 5-й ип (63).

Всего в сентябре 208.

Октябрь 1940 г.

47-й ип (8), 12-й ип (15), 127-й ип (23), ВВС МВО (13), ВВА (28), Кубинка 24-й ип (?), КОВО 7-й ип (48).

Всего в октябре 132.

Ноябрь 1940 г.

13-й ип (10), 12-й ип (12), 7-й ип (15), 23-й ип (20), 149-й ип (10), 70-й ип (6), 8-й ип (10), 129-й ип (60), 49-й ип (20).

Всего в ноябре 163.

Декабрь 1940 г.

164-й ип (63), 165-й ип (63), 120-й ип (33), 169-й ип (59).

Всего в декабре 218.

Истребитель И-153 "Чайка» с воздушным винтом ВВ-1 Старт по тревоге. Летчики в зимних комбинезонах бегут к своим «Чайкам»

Таким образом, в 1940 г. в различные соединения ВВС РККА всего поставлено 2005 И-153. С учетом самолетов, поставленных в 1939 г., по состоянию на 20 — 25 сентября 1940 г. в частях ВВС Красной армии насчитывалось 2135 И-153 М-62 и 304 И-153 М-63.

Впрочем, столь масштабные поставки в войска касались и других типов советских самолетов. За три предвоенных года в войска поступило около десяти тысяч истребителей, причем едва ли не половина — около четырех тысяч — в 1940 г. Хотя некоторые типы самолетов уже не вполне отвечали требованиям времени, они вписывались в некую теорию о «массовой» армии, которая должна была задавить любого врага если не качеством, так количеством.

На практике титанические усилия авиапромышленности привели в основном к механическому накоплению вооружения (в данном случае истребителей), что повредило качеству. До 1940 г. большинство авиаполков комплектовалось слетанным и неплохо подготовленным личным составом, многие пилоты имели боевой опыт, полученный в Испании, Китае и Монголии. Ускоренное формирование новых авиачастей в предвоенный год привело к тому, что часть летного состава изымалась из сплоченных кадровых соединений, в значительной степени ослабляя последние. Опытные воздушные бойцы занимали командные должности, но, будучи хорошими пилотами, они зачастую оказывались заурядными командирами. Летный состав выпускался авиашколами ускоренно, без необходимого налета и практических навыков, приобрести которые в строевых частях оказалось совсем непросто. Аэродромов для этой всевозрастающей армады не хватало, многие только строились или расширялись. Ощущался недостаток авиационного топлива, который требовался не только для возможных боевых действий, но и для проведения тренировочных полетов. Как ни старались экономить, эту проблему не решили. Летом 1941 г. некоторые части имели запас топлива лишь на два-три дня боевых действий. Кроме этого, командование берегло не только топливо, но и ресурс авиадвигателей, которого при интенсивных тренировочных полетах, не осталось бы для войны.

Летчик у И-153 зорко вглядывается в небо. Типичная довоенная фотография  Серийный И-153 «Чайка» на лыжном шасси И-153, втулка винта которого закрыта коком  Запуск двигателя И-153 с помощью аэродромного автостартера

Еще одной напастью стала необыкновенно снежная, ненастная и слякотная зима 1940/41 г. Отвратительная погода мешала полноценному вводу в строй молодых летчиков, а их в последнюю предвоенную осень в войска прибыло немало: только в ВВС Ленинградского военного округа в этот период прибыло 700 выпускников летных школ. Многие полки, в которые они направлялись, существовали зачастую только на бумаге — имелись лишь номера полков и их штабы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Истребитель И-153 «Чайка»"

Книги похожие на "Истребитель И-153 «Чайка»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Маслов

Михаил Маслов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Маслов - Истребитель И-153 «Чайка»"

Отзывы читателей о книге "Истребитель И-153 «Чайка»", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.