Павел Остапенко - История тайной войны в Средние века. Византия и Западная Европа

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История тайной войны в Средние века. Византия и Западная Европа"
Описание и краткое содержание "История тайной войны в Средние века. Византия и Западная Европа" читать бесплатно онлайн.
Огромное количество сражений, как военных, так и политических, было выиграно коварством, подкупом и убийством. Зачастую победу войску и спасение государству приносит не ратная доблесть и не мудрое правление, а меткий удар фанатика. А сколько королей лишились тронов по милости женского коварства? Сколько великих полководцев и политиков придворные интриги сделали жалкими узниками? Примеров тому множество. И только малая часть составляет эту книгу.
Император ответил на эти обвинения тоном, вполне приличествующим его сану. Ответ имел форму письма к королю английскому — он был первым из королей, кому Григорий направил буллу об отлучении Фридриха.
В этом знаменитом манифесте император довольно резко и недвусмысленно очерчивал опасности, какими угрожают притязания Папы на владычество над всеми христианскими народами. Фридрих указывал, что если политика Папы восторжествует, все христианские государи подвергнутся таким же унижениям, каким нынче подвергся он. И делал вывод, что верховным владыкам христианских государств следует совместно восстать против невыносимой тирании Папы. В заключение император яркими красками изображал нравственную испорченность римской иерархии.
Когда знаменитый юрист Роффредо Беневентский прочел этот манифест римлянам на Капитолийском холме, многие выразили одобрение словам императора. В Риме сформировалась партия сторонников Фридриха, вождями ее были представители рода Франджиани.
Григорий наложил интердикт на все те места, в которых будет находиться император. В ответ Фридрих отправил всем администраторам Сицилийского королевства приказание с требованием, чтобы епископы и священники продолжали совершать богослужение. Лишь немногие прелаты и священники отважились ослушаться императора. Григорий вновь хотел провозгласить отлучение Фридриха, но тогда римляне взялись за оружие и прогнали его из города.
Император, пренебрегая отлучением, летом 1228 года с небольшим войском отплыл из Бриндизи в Сирию. Этим он поставил Папу в очень неловкое положение: Григорию приходилось осуждать дело, которое церковь признавала величайшей заслугой перед Богом. Папа запретил этот — шестой — крестовый поход. Он заявил, что Фридрих II — не крестоносец, а пират, «служитель Магомета», что он отправился на Восток не для войны с исламом, а для «похищения королевства в Святой земле». Конечно, такая позиция папства могла только уменьшить шансы крестоносной экспедиции и еще больше скомпрометировать идею крестового похода, и без того утратившую популярность на Западе. Григорий IX вел неумную игру: крестовый поход в его руках сделался лишь козырем в политической борьбе папства с империей за главенство в феодальном мире.
Впрочем, Фридрих II, метивший в иерусалимские короли, также преследовал чисто политические цели. Он видел в крестовом походе средство к созданию «универсальной» империи Гогенштауфенов. К религиозным вопросам этот правитель всегда проявлял полное равнодушие. Центр тяжести своей европейской политики Фридрих II, не пользовавшийся почти никакой властью в Германии, сосредоточил на Сицилии и Италии, а интересы торговли с Востоком в этой политике занимали не последнее место. Известно, что Фридрих II в большом количестве вывозил на Восток хлеб из Сицилии, причем никому не разрешалось грузить корабли в гаванях, прежде чем императорские суда с хлебом не выйдут в море. Установление контроля над средиземноморской торговлей помогло бы Гогенштауфенам приблизиться к осуществлению сумасбродных идей установления всемирного господства Штауфенской империи, вынашиваемых еще Фридрихом I Барбароссой. Достойный наследник Барбароссы, Фридрих II добивался распространения своей власти не только в Европе, но также в Сирии и Палестине; мало того, по пути в Сирию в 1228 году он пытался прибрать к рукам и остров Кипр.
По известиям с Востока, сложившееся там положение как раз благоприятствовало крестовому походу. Камиль, султан египетский, вел войну со своим братом, султаном Дамаска. Султан египетский вступил в переговоры с императором. Оба они относились к религии одинаково; политика для них была важнее ислама или христианства. Камиль предоставил христианам свободу богослужения в Египте; Фридрих покровительствовал сицилийским мусульманам. Летом 1227 года к Фридриху приезжал египетский посол с драгоценными подарками от султана, с просьбой о помощи и обещанием отдать за нее императору Палестину. Фридрих II охотно принял это предложение и сам отправил к египетскому султану посольство с богатыми подарками и изъявлениями дружбы.
7 сентября 1228 года император Фридрих с войском прибыл в Акру. Бароны, духовенство, рыцари, народ встретили его с почестями. Тамплиеры и иоанниты стали перед ним на колени и целовали его колено, но сказали, что не могут обедать с ним, потому что он отлучен от церкви. Силы христиан, пришедших с императором в Сирию, насчитывали только 800 рыцарей и 10 000 человек пехоты, но это небольшое войско, ободренное твердостью своего вождя, прониклось уверенностью в победе. Фридрих был не похож на иерусалимских королей, бывших марионетками в руках местного патриарха и тамплиеров. Он умел заставить всех повиноваться себе.
Камиль уже одолевал тогда султана Дамаска, но все-таки с почетом принял послов императора и сам отправил к нему послов. Фридрих сумел поставить себя в такое положение, что Камиль видел: та сторона, на которую станет он, одержит победу. За свой союз Фридрих требовал только святых мест, отдать которые Камиль обещал через послов, приезжавших в Европу.
Фридрих II готовился выступить в поход, когда в Сирию прибыли два францисканских монаха с письмами от Папы к патриарху Иерусалима и гроссмейстерам рыцарских орденов. Папа запрещал повиноваться отлученному от церкви императору. Фридрих немедленно по прибытию в Сирию отправил к Папе посольство с уверениями, что не возвратится, не освободив Святую землю от неверных. Но это не подействовало на Григория: вражда к Фридриху была в нем сильнее усердия к восстановлению власти христианства в Иерусалиме. Результаты проклятия императору, присланного Папой, тотчас дали о себе знать: патриарх Иерусалимский и все местное духовенство стали возбуждать в христианском населении вражду к нему. Фридрих для успокоения их совести велел объявить приказ о выступлении в поход не от своего имени, а «от имени Бога и христианства». Тамплиеры и иоанниты присоединились к его войску, отправившемуся к городу Иоппии, но император понимал, что теперь окружен изменниками.
Камиль в тот момент стоял в одном переходе от Иоппии. Испытывая глубокое уважение к уму и храбрости императора и поддерживая с ним связь через Фахр-ад-дина, знаменитого ученого, он предостерег его против предателей, устроивших заговор с целью лишить его жизни и в подтверждение своих слов прислал Фридриху письмо, которое получил из христианского лагеря. В этом письме изменники сообщали султану, что император отправляется на богомолье к Иордану и что в этой поездке легко убить его или взять в плен. В это же время император получил известие, что Папа послал войско в Апулию, чтобы отнять эту итальянскую область у него.
Фридрих решился немедленно заключить мир с Камилем. Оба они были равнодушны к религии, но уважали религиозные чувства своих народов. Мусульмане считали святыней мечеть, построенную Омаром в Иерусалиме. Камиль не мог отдать ее христианам, и Фридрих согласился, чтобы она оставалась во власти мусульман. Камиль отдал христианам весь остальной Иерусалим, Вифлеемскую и Назаретскую области и все морское побережье от Иоппии до Сидона. На этих условиях 18 февраля 1229 года был заключен мир. Таким образом, император почти без всякой войны возвратил христианам святые места, за которые пятьдесят лет они безуспешно бились с мусульманами.
Однако благоразумная и успешная политика Фридриха принесла ему больше упреков, чем благодарностей. Патриарх Иерусалимский Гарольд, гроссмейстеры тамплиеров и иоаннитов сердились на то, что договор с Камилем заключен без их участия. Патриарху следовало бы радоваться, что при Гробе Спасителя снова будет совершаться христианское богослужение; следовало бы винить Папу в том, что Фридрих не смог сделать более обширных приобретений для церкви. Вместо этого Гарольд запретил христианам посещать Иерусалим. Он написал два послания, в которых горько жаловался на императора, подружившегося с врагом Христовым. В них он также говорил, что Фридрих в душе «язычник и мусульманин», что потому он оказывает неверным больше расположения, чем служителям Христовым, что он ведет нехристианскую жизнь с певицами и танцовщицами, которых прислал ему в подарок султан, что он держит в своей свите сарацинов и они его любимые собеседники.
Не обращая внимания на происки Папы и патриарха, Фридрих отправился в Иерусалим, и толпы верующих пошли туда под его охраной. Он поклонился Гробу Спасителя, затем ушел из храма, потому что духовенство не хотело совершать богослужение при нем, отлученном от церкви. Но по окончании литургии Фридрих вошел в храм, взял королевскую корону и собственноручно возложил ее на себя; церковного обряда коронации не было, германцы заменили его радостными песнями.
Вконец разъяренный восточной политикой соперника (видимо, на то, что Гроб Господень вырван из «рук неверных», в тот момент Григорию было наплевать), Папа обвинил Фридриха в измене христианству. По указанию Иерусалимского патриарха на «святой град» был наложен интердикт: во всех церквах Иерусалима римский престол запретил богослужение — там ведь пребывал отлученный император, противник Папы. В это же время Григорий IX продолжал военные действия в южно-итальянских владениях «освободителя Гроба Господня». Фридрих срочно покинул Палестину и поспешил в Италию, чтобы вступить в вооруженную борьбу с войсками римского первосвященника. Фридрих победил, и в 1230 году по Сан-Джерманскому миру Папа вынужден был снять отлучение с недавнего «служителя Магомета», а в следующем году утвердил договоры Фридриха II с мусульманами и предписал своим прелатам в Святой земле, а также тамплиерам и иоаннитам соблюдать мир с Камилем.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История тайной войны в Средние века. Византия и Западная Европа"
Книги похожие на "История тайной войны в Средние века. Византия и Западная Европа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Павел Остапенко - История тайной войны в Средние века. Византия и Западная Европа"
Отзывы читателей о книге "История тайной войны в Средние века. Византия и Западная Европа", комментарии и мнения людей о произведении.