Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том IV

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Собрание сочинений. Том IV"
Описание и краткое содержание "Собрание сочинений. Том IV" читать бесплатно онлайн.
Христианин – от веры, вера от Евангелия начинается, как ниже будет сказано. Поэтому в рассуждении о христианстве нужно прежде всего вкратце предложить рассуждение о Евангелии и вере.
2) Все христианское житие есть не что иное, как всегдашнее, до кончины жизни, покаяние. Ибо каждый, сравнивая себя с зеркалом Священного Писания, увидит, что во всякий день покаянием и верою во Христа должен себя очищать и исправлять, ибо все мы много согрешаем (Иак. 3:2). Потому во всякий день христиане имеют нужду просить отпущения грехов и молиться: Отче! Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (Мф. 6:12).
§ 322. Святое Писание, как Божественное правило и ясное зеркало святого христианского жития, представляет нам, от чего мы должны уклоняться и что должны творить, если хотим подражать Небесному Отцу. Оно учит нас уклоняться от зла, и творить благое (Пс. 33:15), – да так сможем последовать Богу, Творцу и Отцу нашему. Учит, что всякое зло Богу противно и нас от Бога отводит, благообразие души нашей помрачает и растлевает, а всякое добро Богу сообразно и уподобляет нас Богу. Когда учит нас Богу подражать, то учит не мир созидать, не мертвых воскрешать, не по водам ходить, и прочие чудеса творить, ибо это есть дело единого Его всемогущества, хотя по вере и чудеса возможно творить верующему (Мк. 9:23). Но когда велит нам быть подражателями Божиими, то представляет нам к подражанию Его благость, милосердие, щедроты, правду, истину, святость, долготерпение и прочее, да взирая на эти Его Божественные свойства, и сами учимся делать то, что Он делает, как дети, видят, что отец делает, то и сами делать стараются.
В этом святом зеркале видим истину Божию, которая солгать и прельстить не может, но что объявляет, открывает и обещает нам, то непременно так и есть, как объявляется и открывается, хотя ум наш и не постигает, что показывают многие пророчества, самим делом исполнившиеся. Взирая на истину Отца Небесного, христиане не должны лгать, льстить, лукавить и лицемерить, но должны быть простосердечными, истину говорить в сердце своем, не льстить языком своим (Пс. 14:2-3). Что языком объявляют, то и в сердце должны иметь, и какими вне, пред людьми, являются, такими и внутри, в сердце, должны быть, и что согласное и непротивное Слову Божиему обещают ближнему, то должны исполнять, если то в их силе.
Представляется там правда Божия, которая каждому свое отдает. Тем увещаются и христиане отдавать всякому должное: кому подать – подать; кому оброк – оброк; кому страх-страх; кому честь – честь (Рим. 13:7). Чего не хотят себе, того другим не делать, и чего хотят себе, то и ближним делать. В этом состоит правда, которая учит всем воздавать должное. Не хотим себе зла – и ближнему нашему, то есть любому человеку, не должны желать и делать зла. Хотим себе добра – и ближнему его должны желать и делать. Не хотим, чтобы кто у нас похитил, отнял, украл что, имя наше опорочил, укорил нас, и прочее зло сделал – и сами от того должны уклоняться. Хотим, чтобы ближний нас в нужде не оставил, и сами то же ближнему нашему делать должны. Того и Христос от нас требует: Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф. 7:12).
В том чистейшем зеркале видим и удивляемся благости Божией, которая повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45). Отсюда учатся христиане не только друзей, но и врагов своих любить, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молится за обижающих и гонящих их (Мф. 5:44), не воздавать злом за зло или ругательством за ругательство (1 Петр. 3:9), но если враг голоден, накормить его; если жаждет, напоить его. Не быть побежденным злом, но побеждать зло добром (Рим. 12:20-21). Ибо если любите любящих вас, – говорит Христос христианам, – какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят (Лк. 6:32). Нисколько не выше язычников поступают христиане, которые должны, как свет от тьмы, отличаться от них благочестивой жизнью (см. Флп. 2:15), когда только любящих любят и только благотворящим благотворят.
Смотря в зеркало Святого Писания, видим святость Божию, как свет, никакой тьмы не причастный: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1:5). Так подобает и христианам, как чадам света поступать (Еф. 5:8), как чадам Божиим, о святом житии заботиться, очищать себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7:1), по примеру призвавшего Святого, и самим быть святыми во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я Свят (1 Петр. 1:15-16). Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1 Фес. 4:7). «Святость же разумеется не только в том, чтобы хранить себя от скверны, блуда и нечистоты, но и от лихоимства, зависти, гордости, тщеславия и прочего зла», – по учению святого Иоанна Златоуста (2 Кор. 7:1. – Беседа на слово апостола очистим себя, и прочее).
Еще видим там щедроты и милости Божии, и самим делом вкушаем каждый день и час сладости щедрот и милостей Его. Отсюда научаются и сами христиане милостивыми и щедрыми быть, и, как чада, Милостивому и Щедрому Отцу своему уподобляться: уделять требующим блага, которые получили от щедрой Его десницы, не затворять ушей от просящих, и не отворачиваться от требующих помощи.
Видим там бесконечное милосердие к грешникам и Отеческое Божие сострадание к нашим немощам. Ибо тот милосердный, который душой подвигается и сердцем соболезнует, видя бедность другого. Такое милосердие Отца Небесного представляется нам в Слове Его святом, когда ради нас, погибших, и Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим. 8:32), да нас, погибших, через Него взыщет и спасет (Лк. 19:10), – а также когда нам, согрешившим Ему и кающимся, отпускает грехи. В том следовать и мы должны Отцу нашему Небесному. Он о нас милосердствует – и мы должны о братии нашей милосердствовать, по написанному: Будьте милосердны, как и Отец ваш Милосерд (Лк. 6:36). Он нам, бедствующим, сострадает – и мы должны братии нашей сострадать и соболезновать, плакать с плачущими (Рим. 12:15), помнить узников, как бы и мы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находимся в теле (Евр. 13:3). Он нам кающимся отпускает грехи, избавляет от казни, последующей за грехи, – и мы должны братии нашей из милосердия оставлять согрешения (Мф. 6:14), чтобы как нам Отцом Небесным оставляются многие долги, так и мы сами оставили малый долг ближним нашим (Мф. 18:27, 33).
Усматриваем в том же священном зеркале беспримерное долготерпение Небесного Отца, Который столько грехов всего мира, неправды, идолопоклонства и прочих тяжких беззаконий терпел и терпит, и сами, каждый день согрешая, это познаем. Видя такое долготерпение Милосердного нашего Отца, должны и мы быть терпеливыми к нашей согрешающей братии, не гневаться, не озлобляться на них, не мстить им за обиды, нам ими причиненные, но с терпением и кротостью ожидать их исправления, да так приобретем их Христу и себе истинными братиями сделаем, по подобию Небесного Отца, Который столько грешников Своим долготерпением приобрел и приобретает, как апостол написал: Долготерпение Господа нашего почитайте спасением (2 Петр. 3:15). Ибо благость Божия всякого грешника ведет к покаянию (Рим. 2:4).
Там же нам открывается, что Бог есть Дух (Ин. 4:24). И мы, хотя и не можем быть духом, как имеющие плоть и кости, но можем и должны быть духовными. Мы не должники плоти, чтобы жить по плоти, не по плоти жить, но духом умерщвлять дела плотские (Рим. 8:12-13). Должны попечения о плоти не превращать в похоти (Рим. 13:14), поступать по духу, и не исполнять вожделений плоти; плоть распинать со страстями и похотями (Гал. 5:16, 24), удаляться от плотских похотей, восстающих на душу (1 Петр. 2:11), чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией (1 Петр. 4:2), – да не о нас скажет Господь то, что сказал о первом мире: Не может Дух Мой пребывать в человеках сих, потому что они плоть (Быт. 6:3). И апостол Иуда сказал: Это люди душевные, не имеющие духа (Иуд. 1:19). Живущие по плоти Богу угодить не могут. Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут (Рим. 8:7-8).
Так и в прочем христианам подобает в Святом Писании, как в зеркале, смотреть на образ Отца Небесного, чтобы как мы носили образ перстного, носить нам и образ Небесного (1 Кор. 15:49), да так засвидетельствуют христиане свое новое духовное рождение, да покажут, что они истинно от воды и Духа рождены (Ин. 3:5), истинно от Бога родились (Ин. 1:13), истинно и нелицемерно Бога называют своим Отцом и молятся: Отче наш! Иже еси на небесех (Мф. 6:9; Лк. 11:2), и прочее – истинно сыны Божии по вере во Христа Иисуса (Гал. 3:26), ибо Ему, как сыновья Отцу, уподобляются своими нравами, и Его Божественный образ в себе носят. Ибо как от Адама рождаемся грешными, скверными, так от Бога рождаемся водою и Духом святыми и чистыми. И как от Адама рождаемся злонравными, лживыми, грехолюбивыми, не имеющими любви, завистливыми, злобными, гордыми, похотливыми, славолюбивыми, сластолюбивыми и самолюбивыми, так рожденным от Бога, как от Благого Отца, должно быть добронравными, истинными, правдолюбивыми, исполненными любви, милосердными, милостивыми, кроткими, терпеливыми, смиренными, смиренномудрыми, воздержанными, любящими добро и братолюбивыми. Как от Адама рождаемся заботящимися о плотском и земном, так рожденным от Бога подобает радеть о духовном и небесном, так как Бог есть Дух (Ин. 4:24). Ибо рожденное от плоти есть плоть, а рожденное Богом от Духа есть дух, – по словам Христа (Ин. 3:6). Ибо кто какое рождение имеет, того и свойства иметь должен.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание сочинений. Том IV"
Книги похожие на "Собрание сочинений. Том IV" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том IV"
Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений. Том IV", комментарии и мнения людей о произведении.