Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том V

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Собрание сочинений. Том V"
Описание и краткое содержание "Собрание сочинений. Том V" читать бесплатно онлайн.
Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф 5:14). Пора, пора, о пора! Время уже действовать Господу (Пс 118:126).
Не знает человек, где суд Божий его постигнет, и там упадет в ров, где не чает. Фараон, египетский царь, гнался вослед Израиля, и хотел людей Божиих снова пленить, и где думал выгоду корысть себе добыть, там гроб себе получил. Этот богопротивник всему миру в пример поставлен. Много и ныне фараонов. Но я никому не желаю того, что с фараоном приключилось, а желаю всем, что блудный сын сотворил. Тогда радость будет у Ангелов Божиих, — по слову Господнему (Лк 15:10).
Нет позднего покаяния, пока человек в мире сем живет. Только о том покаянии, которое бывает у больного при смерти, который все прошедшее время без покаяния, в грехах прожил, ничего не говорю: с какой надеждой таковой отходит отсюда, один Бог знает. Поэтому лучше заранее покаяться и начать новую христианскую жизнь, тогда с доброй надеждой отойдет человек.
Не начало, но конец похваляется. Начни, пока здоров, и хотя скоро смерть тебя постигнет, спасешься, и все грехи твои не будут помянуты пред Богом. Так сильно пред Богом покаяние истинное, но с верою во Христа сопряженное! Притом прочитай Послание к римлянам 2:3 [16] и прочее.
Письмо пятнадцатоеДавно я тебе не писал. Прости, виноват. Ныне пишу, и на сей картине, по силе моей, представляю тебе всего мира позорище. Смотри на него и внимай, и рассуждай о себе, как подвизаешься, дабы потом поздно и бесполезно не раскаиваться.
1) Житие наше в веке сем не иное что есть, как путь к будущему веку. На этот путь во время рождения восходим, а во время смерти его оканчиваем. И каждый живущий на земле — путник. Путь этот для иного кратчайший, как для младенцев умирающих; для иного он дольше, как для отроков и юношей умирающих; для иного и того дольше, как для мужей и стариков умирающих. Как известен нам день и образ начала пути сего, ибо все равно рождаемся, так неизвестен день, час и образ окончания его, ибо не знаем, как и когда окончим его. Внимай сему! Кончина там нас постигнет, где не чаем, и тогда постигает, когда не надеемся. Рассуждай и помни об этом. Блажен и мудр, кто рассуждает и помнит об этом.
Итак, будь на пути всегда таким, каким при конце хочешь быть, и блажен будешь! Берегись греха, и в содеянных грехах кайся, как при кончине берегутся люди греха и каются. Рассуждай о богатстве, чести, славе, утехах и о прочих мира сего вещах на пути так, как при конце люди рассуждают. Молись Богу на пути, призывай Его так и милости у Него ищи так, как при конце молятся люди, и блажен будешь. Тогда, где тебя кончина ни постигнет, и как ни постигнет, и когда ни постигнет, блаженно скончаешься.
2) Если жизнь наша на земле — путь, и мы путники, пришельцы и странники, как и все отцы наши (1 Пар 29:15; Евр 11:13; Пс 38:13), то Отечество наше, дом наш, место упокоения нашего, наследие наше не здесь, иначе бы всегда неисходно должны пребывать здесь. Итак, почему на пути скрываем сокровища наши? Почему на пути и в странствовании ищем чести, славы и утешений? Почему мир сей как Отечество наше принимаем? Ибо не ради сокровища, богатства, чести, славы и прочих утех рождаемся и входим в мир, но ради того, что перейти на оный век, поскольку как вошли в мир сей, так и выйти из него мы должны; и как ничего в мир не внесли, так ничего и не вынесем.
Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него, — учит апостол (1 Тим 6:7). И само дело показывает это. Ибо ни богатый богатства своего, ни сановитый чести своей, ни родовитый благородства своего, ни славный славы своей и прочего не выносят с собою. Кончина всех равными делает. Ибо, где лежит в земле господин, где слуга его, где сановитый, где низкий, где богатый, где нищий, невозможно познать. Потому пишется: собирает сокровище человек, и не знает, кому соберет его (Пс 38:7). Оставят чужим богатство свое. При смерти он ничего не возьмет и не сойдет с ним слава его (Пс 48:11, 18).
Видишь, что от путника при кончине его все отходит, и как сам нагим вошел в мир, так нагим и исходит от мира, и если бы только нагим, а не упоенным любовью мира, которая есть вражда против Бога (Иак 4:4; 1 Ин 2:15), и не обремененным грехами! Посему слава мира сего, честь и богатство и прочие утехи, как тень, как сновидение, как пар, который является на малое время и исчезает (Иак 4:14), и превращается в ничто. Зачем же за тенью, за сновидением и паром гоняться, а истину оставлять? Зачем искать того, что сегодня или завтра следует оставить?
3) Скажут: «Ищу, чтобы было чем питаться?»
Ответ. Не возбраняется это, надобно трудиться и искать, чем питаться, но справедливо. Однако собирать и богатеть в мире этом возбраняется христианам (см. Лк 12:15–31). К тому же, естество малым довольствуется: оно требует только нужного, пропитанием и одеждою довольствуется (1 Тим 6:8). Похоти много надобно, она недовольна тем, что имеет, но более и более желает, как тот, у кого жар внутри, всегда жаждет и напиться не может.
Смотри, не под видом ли нужды маммоне угождаешь, и где пропитание предлагается, не кроется ли сребролюбие. Похоть лукава и прелестна, много вымышляет ради себя, и всегда, под видом пищи, яд душе замышляет.
Помни, что ты путник. А честь, сан, слава, похвала человеческая, которой сыны века сего не менее, чем богатства, желают, для чего нужны, к чему потребны? Какая от них польза? Тело не требует их, жизнь без них сохраняется, ибо многие без славы, чести, похвалы, сана живут. Душа без всего того в оный век пойдет. Какую здесь нужду представит человек, который желает и ищет этого? Что остается сказать и признать, как не то, что все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин 2:16).
Видишь, что желание богатства, чести, славы и прочего — это бремя, которое путников обременяет и преклоняет к земле, и не допускает, как людям, смотреть на небо, для которого все созданы и святым Крещением обновлены. О, коль многих это тяжкое бремя обременило и погрузило в бездну! Смотри, рассуждай и берегись.
4) Кто на чужой стороне скрывает сокровище? Не посылает ли его в Отечество? Кто на пути обременяет себя? Не скорее ли свергает с себя? Кто в пленении и ссылке ищет прославления? Не более ли к Отечеству воздыхает и освобождения желает?
Странник ты на земле и пришелец, почему же скрываешь здесь сокровище твое? Путник ты, зачем себя обременяешь? В плену и ссылке ты, изгнанный из рая, почему ищешь здесь прославления? Почему к потерянному Отечеству не воздыхаешь, и славы не ищешь его, где честь, богатство и слава вечная, как и жизнь вечная? Знать, чужую страну имеешь вместо Отечества и путь вместо дома, если здесь много ищешь.
Горе имеющим чужую страну как Отечество и путь как дом! Ибо где сокровище их, там будет и сердце их (Мф 6:21). Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит (Мф 16:26)? Какая польза человеку, если найдет временное, которого вскоре лишится, а лишится вечного, которое, будучи найденным, никогда не потеряется?
5) Душа человеческая подобна зеркалу. В зеркале, когда оно обращается к небу, — небо, а когда к земле — земля изображается, так и в душе то изображается, что любит и о чем мыслит. Любит ли мир сей и то, что в мире, славу, честь, похвалу, богатство, сласть, — это в ней изображается. Любит ли Бога и небесное царство, — это в ней изображается.
А что любит душа, того и ищет, о том заботится, о том и помышляет. Так, где есть сокровище любимое у человека, там будет и сердце его. А что любила душа, в мире сем живя, чего искала, то с нею, в ней изображенное, явится в оном веке. Так за человеком последуют дела, слова и помышления в оный век, и явятся на Христовом Суде пред всеми Ангелами и человеками и Самим Судией Богом; и сам человек увидит тогда, что он делал, любил, искал, о чем заботился и помышлял в мире. Надобно же душе, как нагой от Бога произошла, так нагой от греха и от любви мира сего к Богу вновь возвратиться. Прилежно рассуждай и примечай это, душа, хотящая спастись! Вот тебе путь, вообще предложенный!
6) Путь жизни здешней двоякий: тесный и широкий.
Тесен путь потому, что путники, идущие по нему, окружены искушениями, бедами, напастями, скорбями, которые должно терпеть, и они волю свою пленяют, стесняют, преклоняют и покоряют воле Создателя своего и Бога. Этим путем идут люди благочестивые, богобоязненные и верные рабы Христовы, отдавшие Ему имена с сердцами своими, и распинающие плоть со страстями и похотями (Гал 5:24); и несут каждый свой крест, Богом, Отцом Небесным, возложенный; и следуют Христу, Сыну Божию, Господу своему, понесшему за всех нас Крест и на Кресте распятому, и ведет их в Отечество небесное.
Иисус, сын Навин ввел сынов Израилевых в землю обетованную, как читаем в Библии святой, а Иисус Сын Божий, явившийся на земле во плоти и пострадавший, и воскресший из мертвых, вводит верных Своих в небо — землю, где течет мед и молоко (Исх 33:3) вечной сладости и утешения. Примечай здесь добре, что Иисус последующих Ему, а не непоследующих вводит в небо.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание сочинений. Том V"
Книги похожие на "Собрание сочинений. Том V" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том V"
Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений. Том V", комментарии и мнения людей о произведении.