Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том V

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Собрание сочинений. Том V"
Описание и краткое содержание "Собрание сочинений. Том V" читать бесплатно онлайн.
5) Надо, наконец, желающему просветиться богопознанием признать свое невежество, слепоту и тьму Ибо Бог умудряет невежд, а не тех, кто думает о себе, что мудр; и просвещает слепых, а не тех, кто думает о себе, что видит. Гордость же надменная и высокоумие не вмещает просвещения, более того, не допускает, но всегда в своей пребывает тьме. Кто мнит о себе, что разумен и мудр, от того отходит свет Божий и оставляет его в своем разуме и мудрости, и потому хотя много о Боге говорит, но Бога не знает таковой. Помни, что выше сказано: Бога без Бога познать не можем, и чем более кто-либо Бога познает, тем более смиряется, боится и любит Его. О чем ниже лучше увидишь.
Спасайся.
Письмо тридцать третьеПознание Божие зависит от познания Божественных Его свойств, и чем более свойства Божии познаются, тем более Сам Бог познается. Это видим и в созданных вещах: чем яснее познаются качества и свойства какой-либо вещи, тем яснее сама вещь познается. Например, что есть человек, или скот какой, или дерево, или трава, или иное что? Надо прежде свойства познать тех вещей и так от свойств к познанию самих вещей доходить. Так и Создателя нашего от свойств Его Божественных, сколько ум наш может, познаем.
Эти свойства хотя и от создания познаются, однако яснее представляет их нам святое Его слово. Я их по разуму, мне данному, предложу. Ты рассуждай, внимай и поучайся в них, и от этого поучения созидай душу в познании Его и почитании. Чем более будем познавать и размышлять о свойствах Его, тем более будем исправлять себя в истинном благочестии при помощи Его Самого. Истину эту ниже увидишь.
Спасайся.
Письмо тридцать четвертоеНет сомнения у христиан, что есть Бог и есть един существом, но троичен в Лицах, Отец, Сын и Святой Дух; и Он есть верховнейший властелин, и владеет и управляет всем миром, небом и землей, всем видимым и невидимым, и есть Царь царей и Господь господствующих, и все, что ни есть, Его всемогущая рука из ничего произвела. Ибо Он сказал, — и стало так (Быт 1:20). И как все вещи, так меня и тебя создал, о чем говорим и поем Ему со Псаломником: Руки Твои сотворили меня и создали меня (Пс 118:73). И обо всех Он, как Создатель и Отец, промышляет. Все ожидают от Тебя (Господи) пищи, чтобы Ты дал им благовременно (Пс 103:27). И далее: Очи всех на Тебя уповают, и Ты даешь им пищу благовременно: отверзаешь Ты руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению (Твоему) (Пс 144:15–16). И Он есть упование всех концов земли, и сущих в море далече (Пс 64:6).
Отсюда следует:
1) Его единого, как Бога и Создателя и Промыслителя своего, должно нам, мне и тебе, признавать и исповедовать, и сердцем веровать в Него.
2) Его, как Создателя и Бога и Господа своего, верховнейшим почитанием почитать.
3) Ему, как Господу и Властелину и Царю нашему, я и ты должны дух свой покорять, повиноваться, послушание оказывать и волю свою покорять. Ибо если царю земному, и всякой власти, и родителям повинуемся, то тем более Богу, Который и царями, и властями, и родителями владеет. И властям земным ради Бога повиноваться должно, так как Бог их установил и повелел повиноваться им, насколько более должно Богу Самому покоряться и повиноваться, как верховнейшему Властелину, ради Которого и властям земным повинуемся.
4) От сердца Ему благодарение приносить, как Создателю и Промыслителю, и потому верховнейшему Благодетелю, от Которого всякие щедроты и благодеяния на нас изливаются каждый день, а особенно через воплощение Единородного Сына Его.
5) Без покорения духа и послушания, почитание и благодарение Его не может быть (истинным). Ибо и земные власти и родители, если им подчиненные не оказывают должного послушания, почитают это непочтением и неблагодарностью, тем более невозможно без послушания почитать верховного Властелина, Бога, Который все дела и помышления человеческие знает.
6) Люди такие, которые бесстрашно закон Божий нарушают и повиновения Ему не оказывают, и так Его не почитают, тяжко согрешают, ибо и сама совесть, естественный закон, Бога убеждает почитать, и за непочитание человека обличает, и казнью грозит. Все таковые, хотя и говорят, что знают Бога, но делами отрекаются от Него (Тит 1:16). И естественный разум видит противоречие в том, чтобы Бога от сердца признавать и в то же время Его не бояться. Ибо само имя Его, если вспомнит о нем человек, хоть немного знающий и понимающий, что есть Бог, способно привести его в страх и трепет.
7) Ты думай и веруй так неизменно, что Он твой Бог, Творец, Господь, Царь и Промыслитель, хотя и всех Он есть Бог, и хотя всем одинаково повелевает уклоняться от зла и творить благое, (ты так живи) как будто повеление это тебя одного касалось. Тогда с помощью Его родится в тебе новое движение и новый дух. И чем чаще в этом размышлении и поучении упражняться будешь, день ото дня большее усердие к богопочитанию и благочестию внутри себя почувствуешь. Но везде нужна молитва. Ибо мы без Бога и размышлять о Боге не можем, как надлежит.
Спасайся.
Письмо тридцать пятоеНе должен христианин и в том сомневаться, что Бог наш безначальный, бесконечный, и потому вечный и присносущный. Он один существенно живет, не может не быть, существо Его и естество есть сама жизнь. Все созданные вещи имеют начало, так как Он привел их из небытия в бытие, и их может опять не быть, если бы так Ему изводилось, но Создатель как был всегда и прежде мира, так и ныне Тот же есть, и без конца Тот же будет неизменно, и как прежде не мог не быть, так и (всегда) не может не быть. Поэтому мы не только называем Его Вечный, но и Вечность, не только Живой, но и Жизнь, не только Присносущный, но и Присносущие, не только Пребывающий, но и Бытие; называем Сый (Сущий), что означает: и был, и есть, и будет. И в Писании Святом говорит Он о Себе: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, — говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр 1:8). И в других местах прекрасно изображается Его присносущие и приснобытие. Читай сам и рассуждай.
Отсюда следует:
1) Наше бытие и жизнь от Него, как приносущной Жизни и Источника жизни, зависит.
Он не может не быть, а мы можем быть и не быть. Бытие и жизнь наша, как тень от дерева, от Него происходит.
2) Отсюда учись смирение и ничтожество свое познавать. Я и ты, и даже весь свет, в бытии своем как ничто перед Ним. Как были прежде ничто, так и можем быть ничто, но Он всегда неотменно и непременно пребывает. Ты Тот же, и лета Твои не оскудеют (Пс 101:28), — поет Ему пророк.
3) Отсюда учись, что при Нем быть неотлучно — это вечная жизнь, и отлучиться от Него — вечная смерть. Как пребывающий при свете должен просвещаться, а от света удалившийся должен помрачиться, так и с жизнью пребывающий должен жить, и от жизни удалившийся должен умереть.
4) Удаляется же человек от Бога — Жизни путем греха. Берегись же греха, чтобы не удалиться от Бога — Жизни и Животворящего и чтобы вовеки в смерти не пребыть.
5) Благодари Бога и люби Его, как жизнь твою, которой оживляешься. Ибо нет для человека ничего дороже жизни, жизнь человек более всего почитает. Жизнь твоя от Него зависит, прилепляйся же к Нему, как жизни твоей, с пророком говоря: «Для меня прилепляться к Богу благо есть» (Посл. ко св. Причащению)
Спасайся.
Письмо тридцать шестоеВсемогущество Божие познаем от создания, правления мира и чудес Его, в мире сотворенных и творимых. Не было ничего, но Бог такие великие, преславные и различные сотворил дела, небо и землю, и все, что наполняет их, и сотворил из ничего, без труда, словом единым: Он сказал, — и было; повелел, — и они создались (Пс 32:9). Все это всемогущий силе приписываем. Та же всемогущая сила хранит в целости и управляет созданным миром. Небо и земля со всем, что наполняет ее, стоит и пребывает, какой была создана Создателем, и будет стоять, пока всемогущей воле Его угодно будет. Поставил их вовек, и в век века: повеление дал, и не прейдет (Пс 148:6).
Всякая стихия на своем месте пребывает и пребывать будет, всесильным словом утверждена. Небо, воздух и земноводный круг неподвижно на своих местах пребывают. Бог так повелел им, и всесильное слово Его содержит и сохраняет их так. Земля дает плоды, и животные плодятся, хлеб питает скот и людей и всякое животное. Все это происходит по всемогущему слову Его и повелению. Облака, премножеством вод исполненные, по тончайшей стихии — воздуху ходят, и с места на место переходят, и не падают на землю, но только дождь из себя испускают. Все это всемогущей силе Его относим, и прочее.
Как хозяин дом свой хранит, содержит и управляет, так Бог, как Господь, весь мир во всемогущей руке Своей содержит, хранит и управляет. В руке Его все концы земли.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание сочинений. Том V"
Книги похожие на "Собрание сочинений. Том V" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том V"
Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений. Том V", комментарии и мнения людей о произведении.