Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том V

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Собрание сочинений. Том V"
Описание и краткое содержание "Собрание сочинений. Том V" читать бесплатно онлайн.
Тогда тленное переменится в нетленное, смертное в бессмертное, гнилое в неувядающее, временное в вечное, страдание в радость, печаль в веселье, клятва в благословение, нищета в богатство, немощь в вечное здравие, уничижение в небесную славу, поношение в честь. Тогда исполнится слово Господне: Се, творю все новое (Откр 21:5).
Видишь, где и какая награда будет крест носящим и Христу последующим. Так они со Христом страдают, чтобы с Ним и прославиться (Рим 8:17). Он уничиженное тело их преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп 3:21). Те, которые сообразуются страданию Христову, сообразны будут и в славе Ему. Это их посреди скорби веселит, в страдании укрепляет и в подвиге поддерживает. Надежды без утешения не бывает, она же и самое тяжкое мучение умягчает и преодолевает.
Спасайся.
Письмо сто девятнадцатоеВопрошаешь: как апостолы приняли предсказание о страдании Христовом?
Ответ. Евангелист святой говорит, что они весьма опечалились (Мф 17:23). Но Господь сказал, что и им самим, и прочим, которые хотят Его учениками быть и с Ним участие иметь во царствии Его, надо крест свой взять и за Ним идти. Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов (Лк 9:23–26); и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф 10:38).
Вот что Господь апостолам и всем христианам предлагает: не только, мол, Мне идти следует на крест, но и вам и прочим принимающим слово Мое, надо последовать за Мной и готовыми быть ко всякому злостраданию. Я господь ваш, вы рабы, — последуйте же Господу своему. Я учитель ваш, вы ученики, — последуйте же Учителю своему. Я вождь к небесному царствию, вы путники, — последуйте же Мне, Вождю своему, если хотите туда дойти.
Но рассмотрим эти слова Господа по порядку и вложим их в сердце наше.
1) Учениками Христовыми называются не только апостолы, но и все христиане. Почему? Потому что учение Его принимают и тому последуют. Ведь ученик называется учеником, потому что учится у учителя. В силу этого и читаем в Деяниях Апостольских, что и в то время все христиане назывались учениками. Посему надо христианам, как ученикам Христовым, от слова Его и от примера жизни Его учиться добрым нравам и им последовать. Ибо ученикам должно быть подражателями и слову учения и примеру жизни учителя. Иначе и учениками быть и называться истинно не могут. Поэтому говорит Господь: Научитесь от Меня (Мф 11:29). И еще: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин 13:15). Если же слово Христово принимаешь как истину, — оно и воистину есть истина, — и видишь во Евангелии божественные нравы Его, то учишься ли, как ученик от учителя, и исправляешь ли нравы твои по тому правилу, рассуждай. Ведь непременно должен учиться от Христа тот, кто хочет христианином быть. Ибо христианин — это ученик Христов.
2) Что значит отречься от себя?
Ответ. Знаешь ли, что делают люди, когда видят, как иных, которых не любят, бьют и уязвляют, или другое какое зло им причиняют? Нерадят и небрегут о них, и не имеют к ним никакого сожаления. Это к себе приложи и поступай с собой, как со врагом, которого не любишь, отсеки волю твою и не делай того, что ей угодно. Презри и возненавидь себя для блага же твоего, и не люби во зло. Что в естество вошло после создания (Адама), то все, как непотребное, отсекай, делайся иным, чем прежде был, — лучшим. Пусть будет цело то, что Бог создал, но от того, что потом вошло, — отвращайся. Каждый человек сам себе первейший враг, враждуй же на себя, а не на других. Никто тебя не обидит, если сам себя не обидишь. Не гневайся же на других, а гневайся на себя. Когда хвалят тебя, не утешайся тем, а когда гонят и поносят, не скорби. Человек после падения ветхим человеком сделался, в похоти тлеющим. Отрекись же от ветхого человека, отрекись от всякой похоти, которая враждует на душу, созданную по образу Божию. Отрекись от стыда и страха, который не полезен ей, и не стыдись и не ужасайся там, где слово Божие не велит.
Скажешь, что трудно это человеку делать? И я знаю что трудно, но нужно. Трудность и неудобство нужда должна победить. Тем, кто трудится и понуждает себя и просит, Бог всемогущий помогает. Добродетель истинная с великой неудобностью совершается, и там добродетель, где победа над страстной плотью. Младенца не называем целомудренным, так как против похоти не борется; и глухого не называем терпеливым и кротким, если поносят его, и не гневается, потому что не слышит; и больного и не имеющего хлеба постником (не называем), так как один не имеет, чего есть, а другой не может. Себя же самого победить — добродетельно, и похвально, и славно. В этом весь подвиг христианский состоит.
3) Что значит взять крест свой?
Ответ. Готовым быть на все противное, что ни приключится, то есть на всякое злострадание, даже и до самой смерти, если это нужно будет ради чести имени Божия.
Что значит нести крест свой?
Ответ. Терпеть всякое злострадание безропотно и великодушно, хотя бы сердце и весьма уязвлялось.
4) Что значит последовать Христу, как говорит Господь: Возьми крест свой и следуй за Мною?
Ответ. Злодеи страждут и несут крест свой, но не последуют Христу, поскольку по делам своим страждут. А что значит следовать Христу? — Быть в истинном покаянии, и плоды покаяния творить, и терпеть всякое злострадание, какое ни приключится, ради любви Божией, взирая на Самого Христа, так пострадавшего; потому что Христос все праведно творил и греха не сотворил, и добру учил, но всякое злострадание терпел ради нас, творя волю Небесного Своего Отца и совершая дело Его (Ин 4:34), быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:8).
Таким образом, Он научил нас примером Своим, как нам подобает угождать Богу, то есть: добро творить и злоключение терпеть, чтобы и тем, и другим волю Божию исполнить. Ибо Богу угождать значит то же, что и волю Его творить, ибо без этого невозможно угодить Богу. Воля же Божия хочет, чтобы мы добро творили и все противное, что ни приключится, великодушно сносили и безропотным терпением преодолевали. Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному (1 Петр 2:21–23). И это есть учение апостольское. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны (1 Петр 2:19–21).
5) Что значит: кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, и прочее?
Ответ. Под словом «душа» здесь понимается жизнь. В случае гонения, когда нужно будет или умереть, или от Христа отречься, то должно отречься от жизни своей и умереть, но не отрекаться от Христа. Кто умрет так (не отрекшись от Христа), не умрет, но жив будет (Пс 117:17) и, временную жизнь потеряв, обретет вечную жизнь. А кто в подобном искушении восхочет сохранить жизнь свою (душу свою сберечь), тот лишится вечной жизни (потеряет ее). Ибо человеку-христианину не только от имения, чести, родителей и сродников, но и от самой жизни своей отречься должно за честь имени Христова. Христа, возлюбившего нас и предавшего Себя за нас, должно любить не только больше родителей наших, отца и матери, и прочего в мире этом находящегося, но и больше жизни нашей.
Видишь отсюда, что никакой любви ко Христу не имеют те, которые сродников своих преизобильно награждают, а просящим ради имени Христова отказывают или мало что дают. Таковые плоть и кровь свою любят, а не Христа, ради Которого не только имения, но и жизни своей щадить не должно христианину. И имение наше — это Его имение, от Него нам данное, и жизнь наша — Ему принадлежит, ибо Им нам дана. Ибо и мы и имение наше — это Его создание. Поэтому, когда отнимается от нас имение или жизнь наша, то не наше отнимается, но то, что Бог нам подал. Потому с Иовом должно всякому признавать: Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! (Иов 1:21). Бог дает нам и имение и жизнь — может от нас и отнять, но хочет, чтобы мы по воле своей, ради любви к Нему оставили все, когда нужно будет. Так, оставив все, кроме Бога, Самого Бога приобретем, Который и богатством и жизнью нашей будет, но вечной и несравненно лучшей. В Нем и честь, и слава, и имение, и жизнь и блаженство обретается совершенное. Без Бога не может быть никакого истинного блаженства.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание сочинений. Том V"
Книги похожие на "Собрание сочинений. Том V" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том V"
Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений. Том V", комментарии и мнения людей о произведении.