Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том V

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Собрание сочинений. Том V"
Описание и краткое содержание "Собрание сочинений. Том V" читать бесплатно онлайн.
Знаю, что мне возразят: невозможно, мол, любить врагов и делать им добро. Неправда. Возможно было Давиду, который плакал о погибших врагах своих — Сауле и Авессаломе (2 Цар 1:17). Ибо плач о погибели врагов — это явный знак любви к врагам. Возможно было святому Стефану, который за врагов своих, побивающих его камнями, молился: Господи! Не вмени им греха сего (Деян 7:60). Возможно было и всем святым. Потому возможно и тебе. Ты человек, и они людьми были. Ты немощен, и они такую же немощь имели.
Дети, обучающиеся чтению, сначала учат буквы, потом учатся по складам читать, а далее и книги читать научатся. Так должно и христианам в христианском учении поступать. Сперва должно научиться добром за добро воздавать, то есть иметь благодарность; потом злом за зло не воздавать, досаждением за досаждение, обидой за обиду, и не мстить ни словом, ни делом обидевшему; а далее и врагов любить, и добро творить ненавидящим, и добром за зло воздавать. Это и есть лестница, по которой христиане восходят к совершенству, которое состоит в любви ко врагам.
Что же, христианин, если тебе повелено врагов любить и добро ненавидящим творить, повелено Тем, Который создал тебя, а когда ты погиб, Кровью и смертью Своей искупил, Тем, Кто и смерть и жизнь твою в руке Своей держит, — восхочешь ли и будешь ли прощать оскорбившему тебя? Если бы тебе повелел земной царь не только ближнему твоему обиды его простить, но еще и послужить ему, а в противном случае смертью умереть, — что бы ты лучше избрал: умереть или простить и послужить ближнему твоему? Думаю, что ты лучше бы восхотел простить и послужить ближнему твоему, нежели умереть. Царь Небесный повелевает не только прощать оскорбляющим, но и врагов любить, и добро творить ненавидящим. Иначе вечная смерть последует тем, которые повеления Царя Небесного не слушают. Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! — войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф 7:21).
Истинная добродетель состоит в победе над самим собой, в том, чтобы делать не то, что растленное естество хочет, но что святая воля Божия хочет; покорять свою волю воле Божией, и побеждать зло добром; побеждать гордость смирением, гнев кротостью и терпением, ненависть любовью. Это и есть христианская победа, и она славнее, нежели побеждать народы. Этого требует от нас Бог: Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим 12:21).
Гнев, если в начале не укротится, обращается в злобу. Злоба, как в историях читаем и ныне видим, причиняет великие беды и напасти, как самим злобствующим, так и тем, на которых злоба бывает. Ибо такими людьми дьявол, дух злобы, обладает, и ведет их, куда хочет, и делает через них, что хочет. Поэтому сказано апостолом: Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу (Еф 4:26–27).
Берегись же, христианин, гнев держать на ближнего твоего, чтобы не обратился в злобу, и так бы ты себя и ближнего своего не погубил, но вскоре укрощай гнев и разбивай его (о камень), как беззаконного младенца, пока мал, чтобы не вырос и не погубил тебя самого (Пс 136:9). Апостол святой всех христиан увещевает и молит к согласию и миру, и сильные к тому доводы полагает, говоря: Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф 4:1–6). И еще: Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр 12:14).
Рассуждай, христианин, как нужен и необходим мир и согласие христианам. Потому написано о первых христианах: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян 4:32). О, любезное содружество и предорогое братство, когда у многих сердце и душа едина! Ясно, что они единым духом Небесного своего Отца водимы были. Ибо, где мир, согласие и единодушие, там Бог мира. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим 8:14). Насколько же хорошо и прекрасно иметь между собой мир и согласие, святой пророк воспел в особом, целиком этому посвященном, псалме: Вот, что хорошо и что прекрасно, — жить братьям вместе (Пс 132:1), — и далее: ибо там заповедал Господь благословение и жизнь до века (Пс 132:3).
Примечай христианин:
1) Все друг другу — ближние: начальники и их подчиненные, пастыри и их люди, родители и их дети, мужья и их жены, господа и их крестьяне, продающие и покупающие, и всякий человек другому человеку. Я тебе, а ты мне ближний. Потому каждый христианин должен другому воздавать то, чего требует сам Бог, и вера в Него, и любовь, и должность христианская, и закон Божий написанный, и сама совесть. Ибо все это к одному сводится, и к одной цели, то есть к нашему блаженству, стремится.
2) Если христианин не воздает своему ближнему того, что должен, тогда пред ближним своим согрешает. Согрешая же пред ближним своим, согрешает и пред Богом, поскольку заповедь Божию нарушает.
3) Человек, согрешая пред ближним своим, более вредит себе, нежели ему. Ему телесно вредит, себе же душу повреждает. Ему телесную и временную беду делает, а своей душе вечную. Его лишает телесного и видимого добра, а свою душу невидимого добра лишает. Его прельщает и обманывает, но сам дьяволом уже прельщен и обманут. Над ним смеется, или ругает, или клевещет на него, но себя уже отдал посмеянию, поруганию и клевете дьявольской и прочее.
Происходит же это потому, что он вечный и неизменный закон Божий нарушает, и так, согрешая пред ближним, пред самим Богом — Законодателем согрешает, о чем дьявол, как враг христианский, старается и радуется. Ибо о том у него все старание, чтобы христианина в грех ввергнуть, и так Бога оскорбить, и согрешившего погубить, и над ним посмеяться. Смотри, христианин, куда ведет тебя согрешение к ближнему твоему. Пчела, ужалив другого, как говорят, сама погибает. Так и человек, другому вред причиняя, сам себе больше вредит, нежели ему. Берегись же, человек, зло и обиды причинять ближнему твоему, чтобы самому в большее зло не впасть.
4) Совесть с законом Божиим сходна, как видим. Что закон Божий возбраняет, то возбраняет и совесть. За что закон Божий обличает, за то обличает и совесть. Устрашает закон Божий грешника судом Божиим, слышит то же грешник и в своей совести. Показывает и хвалит закон невинность невинного человека, то же он чувствует и в совести своей. Согрешая же против совести, человек согрешает и против закона Божия, а поступая согласно и сходно совести своей, поступает согласно и сходно закону Божию. Поступай же, христианин, так, как совесть христианская требует, и будешь согласно закону Божию жить. И поэтому люди доброго человека называют совестливым, а злого — бессовестным.
5) Совести и закону Божию сходно правило: «Чего себе не хочешь, того не делай и ближнему». Этого правила держись, христианин, и не погрешишь в обхождении с ближним твоим. Что возбраняет сие правило, то возбраняет совесть и закон Божий. Не хочешь, чтобы кто-либо тебя обидел, здоровье и жизнь у тебя отнял, что-нибудь у тебя похитил и украл; не хочешь, чтобы тебя обманул в чем-нибудь; не хочешь, чтобы продал тебе худую вещь за добрую, одну за другую, гнилую за хорошую, дешевую за дорогую; не хочешь, чтобы кто-то тебя оклеветал, осудил, обругал, обесчестил, и прочее, — и сам не делай этого ближнему твоему. Ты не хочешь всего этого себе, — не хочет и он. Все это для тебя зло, — зло и для ближнего твоего. Когда ближний твой делает тебе то, чего ты себе не хочешь, — зло тебе делает, но когда и ты ближнему твоему делаешь то, чего он себе не хочет, — зло ему делаешь.
Если же грешишь против этого правила: чего себе не хочешь, и прочее, — грешишь и против совести и закона Божия, и так обличаешься совестью и законом Божиим как законопреступник. Напротив того, хочешь, чтобы ближний твой в нужде твоей помог тебе, голодного напитал, жаждущего напоил, нагого одел, странствующего в дом принял и успокоил, и прочее, — хочет и он, чтобы ты помогал ему в нужде его. Делай же для него то, чего себе хочешь. Этого требует совесть и закон Божий. Именно об этом говорит Господь: Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф 7:12). Не делаешь того ближнему своему, чего себе хочешь, — грешишь против совести и закона Божия. Держись же, христианин, и этого правила: «Чего себе хочешь, делай и для ближнего твоего», — и будешь согласно совести и закону Божию поступать.
6) Кто против совести поступает, тот упорно и с умыслом против закона Божия грешит, и потому тяжко грешит. Ибо не хочет свою волю закону Божию покорить, поэтому таковой — не истинный христианин, а ложный. Ибо истинный христианин не хочет ни в чем против совести согрешить, но старается сохранить совесть чистой от греха, и предпочитает лучше умереть, нежели против совести согрешить и ее уязвить. Да отступит же от неправды всякий, исповедующий имя Господа (2 Тим 2:19).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание сочинений. Том V"
Книги похожие на "Собрание сочинений. Том V" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том V"
Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений. Том V", комментарии и мнения людей о произведении.