Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том V

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Собрание сочинений. Том V"
Описание и краткое содержание "Собрание сочинений. Том V" читать бесплатно онлайн.
Возлюбленные христиане! Познаем нашу бедность и окаянство, и смиримся под крепкую руку Божию, да вознесет нас в свое время (1 Петр 5:6). Познаем, возлюбленные, что мы христиане — от Христа, кроткого и смиренного сердцем. Стыдно и весьма неприлично гордиться христианам, если Христос, Великий и Высокий Бог, смирил Себя. Стыдно гордиться рабам, когда Господь их смирен. Нет ничего столь неприличного и непристойного для христиан, как гордость, и ничто так не показывает христианина, как смирение. От смирения познается человек, что он истинный ученик кроткого и смиренного сердцем Иисуса. Итак, если хотим показать свидетельство, что мы истинные христиане, то научимся от Христа быть смиренными, как Он Сам увещевает нас: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф 11:29).
Напишем и углубим в нашей памяти апостольское слово: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Аминь.
Слово двадцать третье. О злобе
Злоба есть закоснелый и застарелый гнев. Гнев, если вскоре не укротится, обращается в злобу. Поэтому апостол нас увещевает и научает в самом начале и сразу отлагать гнев: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу (Еф 4:26–27). А отсюда видим, что тот дает место дьяволу, кто гнев и злобу на ближнего своего держит. Над таковым дьявол, как дух злобы, уже возобладал, и водит его как своего пленника.
Злоба рождается или от зависти, как Каин на Авеля, брата своего, имел злобу, благополучию его завидуя, злобился на него и убил его (см. Быт 4:8), или от нанесенной человеку обиды. Так люди гневаются и злобятся на обидевших их, и хотят им злом за зло воздать, и так отомстить за свою обиду.
Премерзкий и смеха достойный грех — злоба. Прочие грехи или некую корысть, или сладость согрешающему доставляют. Вор крадет, чтобы душу свою насытить. Блудник блудодействует, чтобы плоти своей угодить. А злобный без всего этого злобится. Он грешит и мучается, беззаконничает и снедается, мстит и отмщение терпит. Так злобному сама его злоба и есть наказание и биение. Если бы возможно было посмотреть в сердце злобного человека, то не что иное явилось бы там, как адское мучение. Поэтому бывает, что злобные люди темнеют и иссыхают, ибо злоба, как яд, снедает их плоть.
О лютая страсть! Лютая и пагубная и для злобствующих, и для тех, на которых она восстает и вооружается. Если в начале не бывает пресечена, то великие беды делает, так же, как усилившийся огонь многие дома поедает. «Такая вещь злоба, что если человек ее в самом начале не пресечет, то она безмерно умножается, как огонь, нашедший сухие материалы», — говорит святой Иоанн Златоуст.
Злоба по-разному совершается.
1) Через отнятие здоровья. Так делают те люди, которые, злобясь на своего ближнего, дают ему яд, и так здоровье его повреждают, от чего человек почти непрестанно мучается, и умирает. Это есть действие злобы и пагубный ее плод.
2) Через отнятие жизни, как Каин убил своего брата Авеля.
3) Через злословие и клевету. Злобный человек, желая отомстить своему ближнему и не имея чем ему навредить, вымышляет в нем порок и так проносит о нем ложный злой слух, или из малого делает великое, то есть сучок называет бревном. Поэтому бывает, что многие люди ложную клевету и поношения терпят. Всему причиной злоба.
4) Злобный, совершив злобу, часто этим хвалится: вот мол я ему дал; пусть он меня знает. Таким людям подходит слово Псалмопевца: Что хвалишься злобой, сильный (Пс 51:3)? Это гнусный и мерзкий запах злобы — радоваться и хвалиться о повреждении и погибели других. О, лютое и пагубное действие злобы! Должно было человеку, как согрешившему против Бога и ближнего своего, сожалеть и каяться, но злобный этим хвалится и превозносится. Грешит, и хвалится грехом, беззаконничает, и беззаконием превозносится. Это действует в нем мерзкая и пагубная злоба. Человек! Хвалишься и радуешься ныне о беззаконном твоем деле, но если не исправишься, будешь тогда воздыхать, плакать и рыдать, когда все твои, как и прочих беззаконников, беззаконные дела будут представлены пред тобой, и всему миру будут явлены. Тогда ты увидишь свою погибель.
5) В некоторых людях так сильно действует и умножается злоба, что они не боятся говорить: «Я мол сам погибну, а его достану!»
О, бедная тварь! Разве не знаешь ты, что такое погибель? Приложи свою руку к огню и отчасти вкусишь горести ее. Этого терпеть не можешь — стерпишь ли горесть гееннского огня, в который человек весь будет погружен и потоплен, и будет гореть и не сгорать вовеки! Но когда осмотришься, сам узнаешь, что такие слова дьявол, дух злобы, производит и произносит в тебе.
Видите, возлюбленные христиане, какое лютое и тяжкое зло — злоба. Злы и горьки плоды злобы; зла и горька сама злоба, которая такие плоды рождает. Горе миру от злобы! Она всем и всячески вредит, как выше сказано, от нее никому и нигде невозможно укрыться. Когда не может иначе человеку повредить, то через свой язык пускает яд на человека. Сколько ни есть в мире бед, напастей и зол, причина им всем — злоба. Итак, горе миру от злобы! Но большее горе самим злобствующим! Они вредят телам других, и своей душе; тело других умерщвляют, а у себя души, временную жизнь у других отнимают, а у себя вечную; временно других губят, а себя навечно. К такому тяжкому злу злоба приводит.
Злобствующим, если они не хотят навечно погибнуть, должно исправиться и свое злобное сердце переменить. Этому способствует следующее:
1) Страшно злобиться христианам, которым не только своих друзей, но и врагов повелено любить Господом Иисусом Христом. Страшно творить зло христианам, которым повелено и ненавидящим благотворить (см. Мф 5:44). Страшно христианам мстить, потому что им повелено и согрешения людям оставлять (см. Мф 6:14). Мститель впадет в руки Мстителя — Бога. Страшно же впасть в руки Бога живаго (Евр 10:31)! Да внимает этому злобствующая душа и яд злобы своей да умерщвляет покаянием и сокрушением сердца. Иначе со своими грехами явится на Страшном Суде Христовом, и по делам своим примет (см. Мф 16:27).
2) Часто бывает, что злобные, желая повредить другим, прежде вредят самим себе: тот яд, который другим готовят, сами съедают; тем мечом, который против других обнажают, себя умерщвляют, и меч их входит в сердца их (см. Пс 36:15); и в тот ров, который другим выкапывают, сами впадают. Это есть то, о чем поет Псалмопевец: Он вырыл ров и углубил его, но упадет в яму, которую сделал. Обратится злоба его на голову его, и на темя его неправда его сойдет (Пс 7:16–17). И Господь говорит: какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф 7:2).
Возлюбленные христиане! Послушаем мы увещание апостольское: солнце да не зайдет во гневе вашем, и гнев в самом начале усмирим и укротим, и, пока мал этот беззаконный младенец, убьем его, чтобы не вырос и не овладел нами. Отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбим чистое словесное молоко, дабы от него возрасти нам во спасение (1 Петр 2:1–2). Возлюбленные! Не будем подражать злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. (3 Ин 1:11). Аминь.
Слово двадцать четвертое. О любви
Беседовали мы о злобе, теперь побеседуем о любви. Любовь — добродетель, противоположная злобе. Насколько горька злоба, настолько сладка любовь. Насколько вредна и пагубна злоба, настолько полезна любовь; и сколь злы и горьки плоды злобы, столь добры и сладки плоды любви. Злоба и для злобствующих, и для других горька; любовь и для любящих, и для любимых сладка.
Злоба снедает и связывает сердце; любовь развязывает и расширяет сердце.
Злоба умерщвляет; любовь оживляет. Мертв тот, кто в злобе живет, и жив тот, кто в любви пребывает.
Злоба печалит; любовь утешает, приносит радость и веселит.
Злоба жестока и свирепа; любовь мягка и кротка.
Злоба горда и превозносчива, а любовь смиренна.
Злоба немилосердна; любовь милосердна. Злоба нетерпелива; любовь долготерпелива.
Злоба творит зло; любовь зла не творит, но творит добро.
Злоба всем ненавистна и гнусна; любовь для всех благоприятна и любима.
Злобу все осуждают; любовь все хвалят и превозносят.
Живущий в злобе беден и окаянен; живущий в любви блажен и благословен. Живущим в злобе и Бог, и люди гнушаются; о пребывающем в любви Бог и люди радуются.
Злоба — это семя дьявольское; любовь — семя Божественное.
Итак, окаянно и пребедно состояние злобных людей, хотя бы они как боги в мире почитались; преблаженно и утешительно состояние сердец, исполненных любовью, даже если они как земля и гной попираются.
Те внешне красивы, но внутри гнусны; эти внешне некрасивы, но внутри сладки.
Те внешне блистают, но внутри темнеют и чернеют; эти внешне не смотрятся как нечто ценное, но внутри все имеют.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание сочинений. Том V"
Книги похожие на "Собрание сочинений. Том V" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том V"
Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений. Том V", комментарии и мнения людей о произведении.