» » » » Григорий Логвин - Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль


Авторские права

Григорий Логвин - Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль

Здесь можно скачать бесплатно "Григорий Логвин - Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Искусство, год 1980. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Григорий Логвин - Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль
Рейтинг:
Название:
Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль
Издательство:
Искусство
Год:
1980
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль"

Описание и краткое содержание "Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль" читать бесплатно онлайн.



Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль — древнейшие города нашей Родины в земле северян, о которых на заре нашей истории летописец говорил, что они «седоша на Десне и по Семи и по Суле».






Интересен потир из храма Спаса, изготовленный по заказу Дунина-Борковского в 1683 г. Это один из самых интересных потиров. Его высота равна 33 см. На позолоченную чашу потира снаружи одета ажурная из орнаментов в стиле барокко сетка, в картушах которой выгравированы изображения святых и герб заказчика; их рисунок — уверенный и изящный, а исполнение- мастерское (ил. 72). На дне его ножки, в прямоугольных картушах, в невысоком рельефе даны шесть сцен из цикла «Страсти Христа». Этому потиру по стилю близка чаша- келых из Благовещенской церкви, изготовленная в Данциге мастером С. S. по заказу Дунина-Борковского. Подобные произведения свидетельствуют о связях украинского ювелирного искусства с западноевропейским. Многочисленные памятники местного ювелирного мастерства красотой композиции, изысканностью рельефной орнаментации не уступают лучшим образцам европейского ювелирного дела.


79. Церковь Троицы в селе Новый Белоус. XVIII в.


80. Церковь Троицы. Купол


Во второй половине XVII в. и в XVIII в. в Чернигове значительных успехов достигает литейное дело. Пушки и колокола, собранные ныне в Историческом музее, дают прекрасное представление о мастерстве черниговских ремесленников. Колокол, отлитый мастером Алексеем Ивановичем в 1720 г. по заказу гетмана Полуботка, отличается изящной формой. В его картуше с растительными барочными орнаментами помещен герб гетмана.

Для вышивок местного производства характерен изящный орнамент, колорит их чаще всего красный, реже — черный либо черно-красный. Весьма любопытен по иконографии рушник, изготовленный «Марией Дьячихой, року 1827, февраля 20 дня» (ил. 73). Композиция его вышивки навеяна произведениями иконной живописи: по нижним краям полотенца вышиты конные фигурки Георгия Змееборца, а над ними — Богоматерь Знамение и архангелы.

Музейное собрание керамики показывает, сколь оригинальным было в Чернигове в XVII–XIX вв. гончарное искусство. Черниговщина издавна славилась изготовлением как бытовой посуды, так и печных изразцов, которые вывозились в другие города Украины и даже в Россию, Полихромная керамика, расписанная цветными эмалями или подглазурными росписями белыми, зелеными и коричневыми красками, отличалась изысканностью и звучностью цвета. Изразцы изготовлялись как рельефные, так и расписные. В орнаментах и стиле керамических изделий XVIII в. заметно влияние искусства барокко, а XIX в. — классицизма.

Архитектура и произведения других видов искусств древнего Чернигова являются крупным вкладом в художественную культуру нашей Родины. Героическая эпоха борьбы с половцами, походы чернигово-северских князей воспеты с захватывающей силой в эпической поэме «Слово о полку Игореве». Зодчие и художники славного города не уступали автору «Слова» и создали памятники, достойные своего времени. Они явились высшим проявлением народного духа. Татаро-монгольское нашествие насильственно оборвало историческое развитие народа.

Монументальное строительство и крупные художественные работы стали возможными только в XVII–XVIII вв. Антифеодальная борьба и развивающееся национальное самосознание поставили перед искусством иные проблемы и задачи. И на этот раз мастера, работавшие в Чернигове, оказались на высоте исторических требований. Они оставили потомству яркие и оригинальные произведения — трехнефные храмы, в которых соединили творчески переосмысленные достижения древних мастеров с новыми традициями. А в создании типов трехкамерных, трехкупольных и пятикупольных, крестовых в плане храмов местными зодчими было сказано новое слово: в их памятниках наиболее совершенно решена проблема высотного раскрытия внутреннего пространства. Черниговские гражданские здания принадлежат к одним из лучших в украинской архитектуре. Местные мастера — зодчие и художники — своим творчеством заполнили одну из ярких страниц украинского искусства.

Село Новый Белоус

Село Новый Белоус расположено в четырех километрах от Чернигова. В нем находится яркий образец черниговского деревянного зодчества — церковь Троицы, возведенная в XVIII в. (ил. 79). Сейчас она представляет собой крестчатое, одноглавое здание. Первоначально она была трехчастной: имела граненую апсиду и квадратный бабинец, была увенчана одной главой с тремя заломами. В ее интерьере впечатляет высотно раскрытое при помощи бани-верха внутреннее пространство. Плотник с большим мастерством использует для этого напряженный ритм вертикальных и наклонных частей бани-верха, то затененных, то освещенных, а также ритм затяжек-скоб, создающих причудливый рисунок, усиливающий иллюзию высоты верхней части церкви (илл. 80). Подобные деревянные храмы — лучшее воплощение идей народной архитектурной эстетики. Своими высокими архитектурно-художественными достоинствами, совершенством инженерно-конструктивной и планово-пространственной структуры они оказали влияние на поступательное развитие каменного зодчества.

Седнев

Седнев находится в 20 километрах от Чернигова, и, чтобы к нему проехать, необходимо свернуть влево, с шоссе Чернигов- Новгород-Северский. Это древнейшее поселение, где до сих пор еще сохранилось множество курганных могильников. Из шести наиболее ранних поселений, обнаруженных здесь, археологами, одно относится к эпохе бронзы, три — к скифской эпохе, два — к раннеславянской. Одно из поселений считается северским и датируется VIII–IX столетиями, в древности оно называлось Сновейском или Сновеском. В 1068 г. возле него черниговский князь Святослав Ярославич разбил 12-тысячное войско половцев. В XVI в. Сновеск стали называть Седневом. В 1846 и 1847 гг. здесь жил Тарас Шевченко, где создал некоторые свои произведения, а также написал несколько акварелей древних курганов и пейзажей окрестностей Седнева. Бывали тут и художник Л. Жемчужников и поэт Л. Глибов, написавший под впечатлением красоты берегов реки Снова свою знаменитую песню «CToiTb гора високая». В XVII в. здесь основал свое имение полковник Яков Лизогуб.

Среди густых садов, на самом краю обрыва, еще и теперь стоят две каменные постройки — каменица Лизогуба и церковь Рождества богородицы. Они сооружены в 1690-х гг.


81. Церковь св. Юрия в Седневе. XVII в.


82. Каменица Лизогуба в Седневе. 1690-е гг.


83. Благовещенская церковь (1690-е гг.) и колокольня (XIX в.) в Седневе


Место для обоих сооружений выбрано очень удачно. Отсюда открываются очаровательные виды на окрестные поля, луга и леса на горизонте.

Седневская каменица (ил. 82), так же как и черниговский дом Лизогуба, повторяет планировку «хаты на две половины», но ее облик иной. Если в Чернигове, главном городе полка, Лизогуб возводит импозантный дом, архитектура которого нарядна, то здесь, в любимом имении, где он часто жил, полковник строит скромный и уютный дом. В отличие от городского дома здесь всего одни сени и по две небольшие комнаты, по их сторонам, как и в жилых постройках полесских сел Северщины; они расположены по одной линии. Небольшие окошки, лишенные украшений, еще больше усиливают сходство этой каменицы с сельскими хатами.

Длинной осью дом вытянут по линии север — юг. Со стороны его восточного фасада расположено крылечко-ганок. Каменица имеет как бы два этажа — первый и полуподвальный; они почти идентичны в плане и отличаются только тем, что в полуподвале справа от помещения под ганком есть еще тайник- маленькая комнатка с двумя глубокими нишками. В первом этаже смежные с сенями комнаты перекрыты четырехгранными сомкнутыми сводами, а крайние — коробовыми. В плане сени, так же как и комнаты, расположенные по сторонам от них, прямоугольные, длинной стороной они ориентированы перпендикулярно продольной оси здания, две другие комнаты — квадратные. В поперечных и в западной стенах сделано много глубоких ниш; они играли не только конструктивную, разгрузочную роль, но и имели хозяйственное значение, они увеличивали полезную площадь дома — служили открытыми шкафчиками, или «мысниками», ибо имели деревянные полочки. Пол первоначально был дощатый, уложенный на очень толстые балки. В поперечных стенах сеней находились два дымохода, куда были выведены каналы от печей. На фасадах горизонтальное членение дома выявлено пояском-полочкой.

Архитектура каменицы Лизогуба совершенно лишена каких- либо деталей. Современное завершение ганка башенкой в псевдоготических формах не первоначальное — оно сделано в первой четверти XIX в.

Из восточных окон открывается вид на Заречье. Крылечкоганок, расположенное по оси восточного фасада, обращенного в сторону реки, нарушает монотонность силуэта и оживляет будничную по виду постройку.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль"

Книги похожие на "Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Григорий Логвин

Григорий Логвин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Григорий Логвин - Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль"

Отзывы читателей о книге "Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.