Бернард Быховский - Шопенгауэр

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Шопенгауэр"
Описание и краткое содержание "Шопенгауэр" читать бесплатно онлайн.
Работа представляет собой критический анализ системы одного на своеобразнейших философов XIX в., Артура Шопенгауэра. Автор рассматривает важнейшие аспекты философии Шопенгауэра — его теорию мира как воли, гносеологию, этику, эстетику, а также место воззрений Шопенгауэра в современной буржуазной философии.
В своей статье «Снова о Шопенгауэре» Франц Меринг писал: «Не только невозможно, но прямо немыслимо, чтобы кто-либо находящийся в рядах борющегося под своим классовым знаменем пролетариата мог относиться иначе, чем, так сказать, со страстной антипатией к делу жизни человека, который был философом среди филистеров и филистером среди философов» (21, 253–254).
Предельный антагонизм социализма и шопенгауэрианства совершенно ясен как социалистам, так и шопенгауэрианцам. «Социалист не может теперь отказаться от ненависти к Шопенгауэру, который был индивидуалистом и проповедовал аскетизм как высший идеал. Социалист хочет создать на земле небесное равенство; но это еще не факт, а лишь идеал, который в его глазах является порождением извращенности и невежества мужчин и женщин — заблуждение, коренящееся в интеллекте». Шопенгауэр учил, что заблуждение — это «порождение сердца или воли, которая так устроена, что человек никогда не может стать счастливым». Это «глубокомысленное» разъяснение принадлежит перу Э. Пейна, одного из авторов номера «Шопенгауэровского ежегодника», посвященного столетию со дня его смерти (47, XLI, 115).
Что иное, кроме крайнего антагонизма, может быть между революционным научным мировоззрением и «оппонентом гуманистических идеалов и беспощадным критиком интеллектуальных воззрений, благодаря которым стали возможными как научное развитие, так и социальный прогресс»? И было бы совершенно абсурдным, продолжает автор новейшей монографии о Шопенгауэре П. Гардинер, представлять Шопенгауэра как некоего своеобразного приверженца идеалов эпохи Просвещения (36, 23 и 29). В отличие от Маркса, признает Гардинер, Шопенгауэру была чужда реформистская и революционная мораль, ему были противны всякие радикальные изменения социальной структуры. Он считал «ненужными и бесполезными попытки возложить ответственность за дурное положение вещей на системы или организации» (там же, 180). Для католического философа Т. Лангена нет никаких сомнений в том, что противопоставление Шопенгауэром мировой воли как абсолютного принципа разуму и реальному материальному принципу, утверждаемому Марксом (37, 58), уводит теорию и практику в противоположные стороны.
Философия Шопенгауэра — концентрат антидиалектического антиматериализма. Всякий историзм, а тем более диалектический, для него пустая «болтовня». «Ибо мы того мнения, — пишет он, — что бесконечно далек от философского познания мира всякий полагающий, что он может схватить сущность оного как-нибудь исторически…» (6, 283). Истинное философское миросозерцание, уверяет он, отвергает «историческое философствование» с его «становлением», с его стремлением ответить на вопросы: откуда, куда и зачем.
А диалектическая логика, признающая движущей силой развития борьбу противоположностей, для Шопенгауэра — софистический вздор. «Да и каждый, — пишет он, — при надлежащем размышлении, наперед признает невозможным, чтобы понятия… согласно с логикой, соединенные в суждения и умозаключения, должны были приводить к противоречиям. Ведь в таком случае следовало бы допустить, что противоречия должны заключаться в самом созерцательно данном явлении… что невозможно… Что-либо реальное быть и в то же время не быть не может. Зенон элеатик — своими известными софизмами, а Кант — своими антиномиями, конечно, хотели доказать противное» (7, III, 533). Что уж говорить о сумасбродстве Гегеля!
Но, как мы знаем, решающим в борьбе философских направлений является не отношение к диалектике: метафизики, как и диалектики, стоят либо на идеалистической, либо на материалистической почве, и наиболее острая борьба происходит на этом именно фронте. «Философские системы (это совершенно ясно для Шопенгауэра) такой же неуживчивой натуры, как пауки… хищные животные, истребляющие друг друга. Борьба эта длится более двух тысячелетий» (7, III, 125). Место философии самого Шопенгауэра в этой непримиримой борьбе не вызывает никаких сомнений, как бы он ни ополчался против классического немецкого идеализма. «С происхождением высшего сознания, — гласит § 351 его „Паралипомен“, — весь этот мир исчезает, как легкая утренняя греза, как оптическая иллюзия». Что же остается? Ответ Шопенгауэра недвусмысленен: «Весь созерцаемый и объективно изображающийся мир, со включением собственного тела каждого вместе со временем, пространством и причинностью… принадлежит, как представление к идеальному; на стороне же реального остается единственно одна воля» (7, II, 368).
«Шопенгауэрианство» и «марксизм» — антонимы. Борьба против материализма, против диалектики, против понимания человека как общественного существа, против социальной, а тем более классовой, сущности морали, против осуществимости исторического прогресса — таково философское наследие Шопенгауэра, служащее долголетним источником инспирации последующей буржуазной философии, вступившей в ожесточенную борьбу против ненавистного ей, крепнущего и развивающегося, овладевающего умами прогрессивного человечества диалектического материализма.
«Шопенгауэр был интересным явлением духа того времени… но допустить его проникнуть в дух нации и в образование молодежи и в среду преподавателей, подобно Канту, Шеллингу, Гегелю — это было бы национальным несчастьем» (47, XLIX, 189). Эти слова Карла Гуцкова, сказанные в год смерти Шопенгауэра, поныне сохранили свое значение.
Если немецкая классическая философия была немецкой теорией французской революции, то философия Шопенгауэра была немецкой теорией немецкой контрреволюции и стала одной из влиятельных теорий, служащих философским источником международной контрреволюции, оружием идеологической борьбы против научно обоснованного исторического оптимизма трудового народа. «Да, мы оптимисты, потому что мы борцы» (Ж. Марше) и мы борцы, потому что мы оптимисты, — борцы за правое дело, за дело, победа которого обеспечена объективной закономерностью исторического развития, научное познание которой — величайшее революционное завоевание философской мысли, впервые совершенное гениальными современниками Шопенгауэра — Марксом и Энгельсом.
На обращенное к его противникам восклицание Шопенгауэра: «Вы — туда, мы — сюда!» — История отвечает: Вы — в омут исторического вырождения, мы — на безграничный простор революционного обновления мира.
Указатель имен
Анкетиль-Дюперрон 19
Аристотель 29, 38
Асмус П. 122
Ашер Д. 183
Беккер И. А. 79, 86, 87, 183.
Бенеке Ф. Э. 20
Бергсон А. 187, 188
Беркли Дж. 40, 44
Боттигер К. 10
Брейэ Э. 191
Брокгауз Ф. А. 12, 21, 22, 182
Бруно Дж. 21, 170
Бэкон Ф. 158
Ванини Л. 170
Виндельбанд В. 23, 64
Виндишгретц А. 25
Витгенштейн Л. 188
Вольтер Ф. М. 141, 161
Вольф Г. 184
Гардинер П. 190, 197
Гартман Э. фон 183
Гегель Г. В. Ф. 12, 13, 14, 51, 54, 92, 95, 157, 158, 162, 182, 183, 198, 199
Гёдель К. 30
Герцен А. И. 185
Гёте И. В. 9, 10, 11, 15, 18, 19, 21
Гёте О. фон 15
Гизо Ф. П. Г. 6
Глокнер Г. 186
Гоббс Т. 134
Гольбах П. 44
Гомер 39
Граве X. 59
Грациано Б. 21
Гуцков К. 199
Данте А. 117
Дейсен П. 185
Декарт Р. 29, 68, 70
Демокрит 48, 83, 84
Дильтей В. 188
Доргут Ф. 186
Досс А. Л. фон 64, 168, 183
Зенон (элеат) 198
Кабанис П. Ж. 48
Камю А. 189
Кант И. 9, 18, 26, 29, 30, 31, 39–41, 46–51, 53–66, 68, 70, 73, 83, 92, 97—101, 106, 107, 115, 116, 124, 135, 136, 141, 153, 154, 157, 158, 163, 198, 199
Квандт И. Г. фон 135
Кьеркегор С. 187
Корти В. Р. 160
Лабес Г. В. 18
Ламарк Ж. Б. 48
Левкипп 48, 83
Лейбниц Г. В. 29, 34, 51, 159, 161
Ленин В. И. 30, 86
Лихтенштейн М. 18
Локк Дж. 48, 101
Ломброзо Ч. 17, 18
Лукреций 158
Маркет К. 13
Маркс К. 12, 85, 128, 194, 197, 200
Маркузе Г. 188
Марше Ж. 200
Мах Э. 86
Меринг Ф. 23, 105, 196
Меттерних К. Л. В. 6
Молешотт Я. 85
Мюллер Ф. фон 11
Нейрон К. 139
Никэ 159
Ницше Ф. 183, 184
Ньютон И. 11
Озаун Ф. Г. 13
Пёггелер О. 190
Пейн Э. 197
Плавт Т. М. 132
Платон 9, 47, 62–65, 73, 134, 140, 176
Петрарка Ф. 26
Пфайфер К. 179
Расин Ж. 143
Рёд В. 134
Рейнгольд К. Л. 9
Рихтер К. (Медон) 13
Руссо Ж. Ж. 39
Сартр Ж.-П. 189
Спиноза Б. 29, 77, 97, 102, 158, 161, 162
Сток Дж. 179
Страхов Н. Н. 179, 185
Теренций П. А. 114
Тертуллиан 167
Тик Л. 170
Толстой Л. Н. 185
Тургенев И. С. 185
Файхингер Г. 139, 188
Фейербах Л. 24, 84, 104, 125, 171, 178
Фет А. А. 179, 185
Фихте И. Г. 10, 50, 51, 54, 62, 182
Фишер К. 25, 142, 184
Фортлаге К. 26
Фрауенштедт Ю. 14, 18, 20, 22, 24, 25, 84, 183
Фрейд З. 188
Фридрих II 154
Хайдеггер М. 189
Хоркхаймер М. 185
Хюбшер А. 185, 186, 190
Швейцер А. 126
Шеллинг Ф. В. 50, 51, 54, 163, 182, 199
Шлегель Ф. 9
Шлейермахер Ф. Э. 10
Шмидт И. И. 21
Шопенгауэр Ад. 7, 8
Шопенгауэр Г. Ф. 7, 8
Шпенглер О. 189
Экхарт М. 170
Энгельс Ф. 85, 128, 194, 196, 200
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Шопенгауэр"
Книги похожие на "Шопенгауэр" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Бернард Быховский - Шопенгауэр"
Отзывы читателей о книге "Шопенгауэр", комментарии и мнения людей о произведении.