» » » » Юрий Цеханович - О маленьких рыбаках и больших рыбах

Юрий Цеханович - О маленьких рыбаках и больших рыбах

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Цеханович - О маленьких рыбаках и больших рыбах" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Природа и животные, издательство Свердловское областное государственное издательство, год 1966. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
О маленьких рыбаках и больших рыбах
Свердловское областное государственное издательство
1966

Описание книги "О маленьких рыбаках и больших рыбах"

Описание и краткое содержание "О маленьких рыбаках и больших рыбах" читать бесплатно онлайн.

Книгу Ю. Цехановича «О маленьких рыбаках и больших рыбах» можно отнести к таким книгам, с героями которых не хочется расставаться. Она написана живо, увлекательно, с хорошим теплым юмором. Рассказ в ней идет от лица мальчика, события развертываются в небольшом дореволюционном городке.

Два друга, Шурик и Федя, страстно увлекаются ужением рыбы. Они мечтают ловить «не каких-нибудь там сорожек, окуньков и прочую мелочь, а щук больших, лещей, голавлей этак фунтов в десять…»

В различные переделки попадают мальчики из-за своего увлечения, но не отказываются от него. После первой, плачевно закончившейся рыбалки, после одной страшной ночи на плотах друзья решают, что просто так, без знания дела рыбы не поймаешь.

Из разговоров со старшими они узнают, в каких местах водятся окуни и щуки, по каким приметам эти места можно найти, на какую приманку и какой удочкой лучше поймать ту или иную рыбу.

Дождавшись лета, друзья отправляются на поиски заветных мест.

Весело, интересно проходит жизнь у мальчиков. Сколько нового узнают они! Сколько чудесных мгновений переживают, знакомясь с окружающей их природой! Шире, значительнее становится их мир, ежедневно раздвигаются его границы.

Приключения Шурика и Феди и составляют содержание этой книги.

В данный сборник включены все произведения Ю.В. Цехановича, написанные для детей среднего возраста. Они повествуют о жизни мальчика, пытливо вглядывающегося в живую жизнь окружающей его природы. Автобиографичность этих произведений несомненна. Произведения Цехановича — наглядный пример плодотворного содружества талантливого художника и биолога-краеведа. И трудно сказать, где сильнее писатель — в оригинальной ли обрисовке действующих лиц или в динамическом развертывании познавательного материала, подаваемого с глубоким знанием дела. То и другое оставляет незабываемое впечатление.

Так и провозились мы целый день, пока мама не пришла со службы. За обедом она сказала, что завтра придет Семен Васильевич посмотреть наш аквариум и помочь нам в случае надобности. Мы с Федей были рады, — нам очень хотелось, чтобы аквариум был налажен «по всем правилам».

После обеда мы пошли на Ярбу попробовать, не удастся ли наловить жильцов для аквариума. Для ловли мы применили способ, о котором прочитали все в той же книжке Золотницкого. Мы взяли одну из наших больших банок, затянули отверстие марлей, в которой проделали дырочку. Потом положили в банку несколько земляных червяков, привязали ее на веревку и бросили на дно Ярбы в том месте, где раньше удили пескарей. А другую банку, с кусочками хлеба, бросили в другое место поглубже. Часа через полтора у нас оказалось около десятка пескарей, несколько сорожек, два гольца, один крохотный лещик и язик. Всю эту Добычу мы рассадили по банкам и снесли домой.

На другой день только что мы позавтракали, как пришел Семен Васильевич. Поздоровавшись с мамой, он подал мне стеклянную банку с двумя рыбками.

— Тебе же новые жильцы нужны для нового аквариума, так вот, возьми на разводку! — А сам улыбается своей широкой улыбкой и белые зубы показывает.

Я взглянул на рыбок, а это, оказывается, макроподы. Я так обрадовался, что закричал не своим голосом:

— Федя! Гляди-ка — макроподы!

А мама говорит Семену Васильевичу:

— Ну, подлили масла в огонь. Я и так в отчаянии — ребята с ума сошли с этим своим аквариумом. Только о нем и думают. А завтра уж учебные занятия!

— Они же умные ребята, Вера Александровна, — сказал Семен Васильевич и поглядел на нас хитро, — они же понимают! Сделают аквариум и за учение примутся. А если сейчас они немножко и с ума сошли, так это ничего. Я вот и большой, а тоже на этом деле слегка помешан.

Семен Васильевич пробыл у нас до вечера. Вместе с ним мы сходили на Ярбу и принесли оттуда свежей воды. Семен Васильевич настоял на том, чтобы сменить в аквариуме вчерашнюю воду. В ней могли оказаться вредные для будущих жильцов аквариума вещества, перешедшие из садовой земли.

Вместе с водой мы принесли с Ярбы и растения. Семен Васильевич указал нам несколько таких, которые и на зиму остаются зелеными — роголистник и знакомые уже нам элодею и телорез. Он посоветовал побольше посадить растений в аквариум. Если их будет достаточно, то почти не придется менять в аквариуме воду, в ней будет всегда кислород.

— Растения же при свете выделяют в воду кислород, а животные этим кислородом дышат. Вот какая хитрая механика! — сказал Семен Васильевич.

По его указаниям мы с Федей посадили в аквариуме принесенные растения. В нем сразу стало уютно и весело.

Теперь можно было приступить и к заселению аквариума жильцами. Сначала мы посадили в него двух макроподов. Как пестрые птички, разлетелись они в разные стороны и стали гоняться друг за другом, сверкая ярким нарядом среди зеленых стеблей элодеи.

Пока мы любовались ими, Семен Васильевич тщательно осмотрел пескариков и других рыбок, выбрал из них только самых здоровых и бодрых на вид, а остальных забраковал.

Пескарики, попав в аквариум, сразу спустились на дно, но скоро все собрались в гроте и залегли там неподвижно.

Потом мы посадили двух гольцов. Эти тоже спустились на дно, выбрали себе по камешку и стали над ними, чуть-чуть к ним прикасаясь.

— Это интересные рыбки, — сказал Семен Васильевич. — Это же живые барометры! — и он рассказал нам, что в хорошую погоду гольцы вот так и стоят неподвижно близ самого дна, а перед ненастьем, перед грозой, перед бурей поднимаются и беспокойно плавают у поверхности воды все время, пока длится непогода.

Потом мы посадили в аквариум несколько сорожек и тритонов. Успокоившись после пересадки, сорожки бойко заплавали среди зелени, точно знакомясь со своим новым местожительством.

Тритоны, беспокойно обследовав аквариум, очень скоро выбрались на верхушку грота и залегли на ней.

Наконец, мы пересадили в аквариум катушек и прудовиков, а карасиков Семен Васильевич посоветовал держать в банке, где была тина и где они чувствовали себя хорошо.

Аквариум был готов. Пришла мама и Марьюшка.

— А ведь совсем недурно! — заметила мама. — Молодцы!

— Выдумщики! Что выдумали! — сказала Марьюшка.

— Моего полку прибыло! — сказал Семен Васильевич и улыбнулся самой широкой своей улыбкой.

А мы с Федей стояли молча и все смотрели и не могли насмотреться на аквариум.

Уже совсем стемнело. Семен Васильевич ушел домой. А мы все еще не могли оторваться от аквариума, и мама напрасно звала нас в столовую.

— Ты представь себе, Шурик, — мечтательно сказал Федя, — как хорошо будет: наступит зима, и Сна, и Ярба, и пруды все замерзнут. А у нас с тобой точно кусочек лета будет в комнате.

— Хорошо. А только надо будет обязательно еще фонтанчик в аквариуме сделать, как у Семена Васильевича.

Утром, на другой день, когда я уходил в училище, мама, как и раньше, дала мне пятачок на завтрак.

— А как же, — говорю, — мамочка, за аквариум я с тобой рассчитаюсь?

Но мама даже круглые глаза сделала:

— Ты что ж, — говорит, — серьезно думаешь, что я тебя из-за твоего аквариума месяц голодом держать буду? Иди-ка, иди, не глупи. Да не думай больше об аквариуме. Пора об учении подумать.

ПЕТРУСЬ

(Из повести «По воде»)

I

В один из первых дней весенних каникул я и мой старый друг Федя отправились к Мише Закатаеву, с которым мы недавно подружились. Мы не просто шли к нему в гости, а на «собрание», и вот по какому случаю.

Несколько дней тому назад мы решили непременно этим летом отправиться в дальнее плавание по нашей реке Сне на лодке верст на полтораста, на двести. Для обсуждения этого большого мероприятия Миша и пригласил нас с Федей к себе на «собрание».

— Во всяком деле, — сказал он высокопарно, — нужна последовательность и организация. Мы устроим собрание, выберем председателя и секретаря, обсудим наш проект и после прений запишем в протокол постановления.

Миша был уже большой мальчик, лет четырнадцати-пятнадцати, на год-полтора старше нас с Федей. Откуда он набрался таких в то время непривычных и не совсем понятных для нас слов: «последовательность», «организация», «прения», «протокол» и так далее, я никак не мог догадаться. Я называл эти слова «возвышенными», потому что Миша произносил их каким-то особенным, напыщенным тоном и при этом оттопыривал свои и без того толстые губы. Мне даже иногда казалось, что, употребляя их, Миша кого-то из себя изображает. Но прийти на «собрание» я охотно согласился, это было для меня ново и интересно — ведь я еще ни разу не бывал на «собраниях».

День был веселый, солнечный, настоящий весенний. На вершинах еще безлистых старых лип и берез, которыми весь зарос наш маленький городок, оглушительно орали около своих гнезд белоносые грачи. Воробьи возбужденно чирикали в акациях. Бесчисленные ручейки, ручьи и целые бурные потоки с шумом, пеной и брызгами, блестя на солнце, неслись к реке вдоль покатых улиц. Ребятишки пускали в них кораблики, строили плотины и громко перекликались.

В детстве это весеннее оживление действовало на меня неотразимо. Особенно глубоко волновали меня весенние ручьи. Они как будто звали меня с собой и обещали мне что-то такое хорошее, что у меня дух захватывало от радости.

И сейчас, как только мы с Федей вышли на улицу, мне вдруг стало очень весело, захотелось сделать что-нибудь особенное, необыкновенное, как-то проявить себя….

Вероятно, и Федя чувствовал нечто подобное, потому что и он был беспричинно весел. Мы шли с ним и болтали всякий вздор, смеялись, а над чем — и сами не знали, толкали друг друга в лужи, брызгались водой.

Миша жил в большом старом деревянном доме на одной из нижних улиц города.

Через темные сени мы вошли в такой же темный коридорчик, в который по обе стороны выходило несколько дверей. Из ближайшей двери справа, откуда вкусно пахло печеным сдобным тестом, высунулась седая женская голова с красным разгоряченным лицом, в больших круглых очках. Ни о чем не спросив нас, голова кивнула на вешалку и, сказав: «Раздевайтесь, пожалуйста, и проходите в комнаты», — исчезла. И дверь за ней закрылась.

В дальнем конце коридорчика был виден свет, и оттуда доносились голоса, смех, пение и звуки какой-то музыки. Мы с Федей разделись, по коридорчику прошли в большую залитую солнцем комнату и остановились в дверях.

В комнате почти не было мебели — обеденный стол, шкаф с посудой, деревянный, ничем не обитый простой диван да несколько стульев — вот и все. Зато людей в ней было много. Впрочем, как потом оказалось, большую часть присутствующих составляли члены семьи Закатаевых. Здесь были три старшие сестры Миши, учительницы, его старший брат, реалист-семиклассник Коля, и младшая сестренка, беловолосая толстушка, гимназистка Оленька. И сам Миша, белобрысый подросток с длинными руками и ногами, с угловатым лицом, широким носом и толстыми губами, был тут же. Были и посторонние — двое или трое из молодежи да один пожилой уже человек с длинными висячими усами и клочком седоватых волос под нижней губой. С виду он был похож на сельского учителя.