» » » » Александр Свободин - ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА (История и современное состояние вопроса -1948г.)


Авторские права

Александр Свободин - ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА (История и современное состояние вопроса -1948г.)

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Свободин - ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА (История и современное состояние вопроса -1948г.)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Языкознание. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Свободин - ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА (История и современное состояние вопроса -1948г.)
Рейтинг:
Название:
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА (История и современное состояние вопроса -1948г.)
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА (История и современное состояние вопроса -1948г.)"

Описание и краткое содержание "ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА (История и современное состояние вопроса -1948г.)" читать бесплатно онлайн.



Проблема происхождения славян (славянского этногенеза), и, в частности, проблема происхождения восточных славян, предков великого русского народа, уже давно является одной из основных проблем русской исторической науки, а также историографии других славянских народов.

Настоящий реферат дает историографический обзор проблемы восточнославянского этногенеза, освещает постановку и разрешение этой проблемы советской наукой в конце 40-х годов прошлого века, выделяет основных специалистов и их позиции, а также рассматривает перспективы и направления дальнейших исследований.

В работе освещены проблемы встающие на пути исследователей этого вопроса, большая часть которых актуальна и сегодня. Работа написана с акцентом на политическую идеологию тех лет.






После Геродота о скифах много говорят греческие, римские и византийские писатели, сообщая целый ряд подробностей об их жизни и быте. Наряду со скифами в районе Дуная и на северо-восток от него упоминаются другие племена: геты, сарматы, языги, бастарды, даки, роксоланы, певцины, венеды. Большинство из них входил в собирательное понятие скифов, что сами скифы считали себя народом молодым и называли себя сколоты (скифами назвали их греки). Геродот выделяет сколотов из массы других скифских племен, как достигших более высокого уровня земледелия. Скифы-пахари и скифы-земледельцы, как показывают сами названия, занимались сельским хозяйством. Все данные о большой хлебной торговле скифов с греческими колониями, земледельческие орудия, разнообразие высеваемых злаков, говорит о том, что это была не молодая, только что возникшая, примитивная земледельческая культура, а древняя, уходящая своими корнями в земледельческую культуру автохтонного населения этой территории. Скифы-земледельцы употребляли плуг и возделывали пшеницу, просо, лук, чеснок, лен, коноплю. Скифские орудия изготовлялись из меди и бронзы, а позднее из железа. Столкновения скифов-земледельцев с кочевыми племенами, которые неизбежно начались после «первого крупного разделения труда», послужили политическим основанием для создания огромных скифских укрепленных городищ. Более сотни их откопано на пространстве от Днестра и Припяти до Северного Донца. Времена этих столкновений (VIII век до н. э. — II век до н. э.) вызвали консолидацию скифских земледельческих племен, образование новой языковой и культурной общности, т. е. новой этнической группы, нового этнического качества, в своем ядре уходящего к земледельцам Триполья, а своим дальнейшим развитием вливающегося мощной этнической струей в историческое восточное славянство. Но установив эту общую линию этногенеза, необходимо выяснить, как шли процессы взаимных скрещиваний отдельных этнических групп, какие из этих групп сыграли роль этнического ядра будущего славянства и какие оказались компонентами второго и третьего плана. Для этого, прежде всего необходимо точно выяснить древнейшее автохтонное ядро самих скифов.

Геродот приводит две легенды о происхождении скифов.[46] В первой из них говорится: «От Зевса и дочери реки Бориосфена (Днепра) родился первый человек Таргитай. У него было три сына: Липоксай, Арпоксай и Колоксай. Последний самый младший. При жизни этих сыновей с неба упали золотые дары: плуг, воловье ярмо, стрелы и чаша. Два старших брата, захотевшие дотронуться до этих даров, не смогли этого сделать, ибо дары были огненные. Младший же брат, Колоксай, свободно взял дары в руки и отнес в свой дом. Увидя в этом небесное предопределение, старшие братья передали царскую власть младшему. От этих трёх братьев произошли скифские племена. От старшего — архаты, от среднего — катиары и траспии, от младшего — царские скифы и паралаты. Общее их название — сколоты по имени царя».

Анализируя эту легенду, А. Д. Удальцов замечает,[47] что первоначально имя царя должно было звучать, как Сколоксай. Это подтверждается распространением в Причерноморье корня скол (скил). Отсюда закономерно происхождение имени сколоты. Как видно легенда говорит о различном происхождении скифских племен. Это совершенно ясно, так как легенда объединяет их только традиционными легендарными прародителями. Во-вторых, территориально скифы связываются с Днепром (Борисфеном), следовательно, здесь был древний очаг скифов. Совершенно необязательно, чтобы все упоминаемые скифские племена образовались здесь, несомненно, что часть скифских кочевых племен азиатского происхождения. Мы никак не можем согласиться с академиком Державиным, который и всех кочевников считает автохтонными, выделившимися из общей массы приднепровских и приднестровских варваров.[48] Приведенная эллинизированная легенда могла возникнуть только тогда, когда передовые скифские племена в данном культурном очаге вступили в новый этап развития, связанный с использованием железа и растущим обменом с греками. Какие же племена по своему развитию шли впереди остальных? И это устанавливается также совершенно определенно. Геродот называет древнейшей «исконной» Скифией именно Западную Скифию, связанную с правобережным Поднепровьем. Главное же племя правобережного Поднепровъя паралаты, земледельцы-плужники. Это следует из самой легенды, хотя бы по потому, что сколоты-паралаты произошли непосредственно от царя, что придает легенде пропаралатский характер. Согласно другому варианту легенды о происхождении скифов, который Удальцов считает эллинским, скифы произошли на левом берегу Днепра от местной богини — наполовину девушки наполовину змеи и от известного греческого героя Геракла. Одновременно произошли племена гелонов, агатирсов и скифов. Наиболее могущественными из них были скифы. Но скифские племена Левобережья Геродот называет «земледельцами», но не плужниками. Эта легенда также подтверждает автохтонность скифов, но по всей вероятности, племена Левобережья употребляли еще мотыгу, а не плуг, и занимались кочевым скотоводством, тут же упоминается племя гелонов, известное и у других авторов. Это племя оседлое и земледельческое, по сведениям Геродота, под натиском саков, передвинувшееся на север, в район земли будинов. Все сказанное подтверждает, что геродотовы скифы были конгломератом многочисленных племен, находившихся на разных стадиях развития и не всегда родственных друг другу. Здесь были как автохтонные, так и пришлые племена, находившиеся в процессе интенсивных скрещиваний и аккультурации и испытывавшие сильнейшее влияние греческого Юга и Юго-запада. Как результат наших рассуждений отметим пока, что племя Днепровского Правобережья — паралаты выступает, как наиболее развитое автохтонное земледельческое племя.

В настоящее время еще нет возможности точно установить, откуда именно пришла часть кочевых скифских племен, и каково их происхождение. Взаимосвязи Кавказа и Ирана с Северным Причерноморьем выяснены Н. Я. Марром еще афетической и до афетической стадии. Но термин «скиф» (и все единство терминов: сак → сколот → скиф → сколовен + ы → славяне (несомненно местный, восходящий к дояфетической стадии. Следовательно, ядро скифов, одно из главных мест в котором занимают паралаты, — результат скрещиваний дояфетических и яфетических племен Причерноморья. Племенное название паралат анализируется А. Д. Удальцовым следующим образом.[49] Пар + ал + ат, где «пар» — основа, а «ал» и «ат» — суфиксы. Первый суффикс характеризует «происхождение», а второй (т — ат) множественное число. По аналогии с толкованием имени Колаксай — Сколаксай мы имеем в архетипе «спаралаты». Корень «спар», «спер», «спир» весьма распространен в восточноиранских языках и у фракийцев. Как бы ни относиться к толкованию суффиксов. Совершенно несомненно, что «пар» = «спар» есть первоначальный корень. Как сообщает член-корреспондент АН СССР М. С. Андреева‚ целый ряд названий плуга или сохи в различных горных диалектах Таджикистана варьируется с этим корнем (sipór, sîpîr, spur, ispor, ùspir, ispâr, sapera, isporn, sêpèrn, spundr) и в современном иранском языке лемех — supor.

Следовательно, паралаты — это «плужники», как и перевел их имя Геродот. Имя споры (спар + алаты) было известно Прокопию в VI веке н. э., а также многим другим. (Палы — Диодор, I век до н. э., спали — одно из придунайсих племен Плиния, I век до н. э., споры — Прокопий, VI век, спалы — Иордаи, VI век, поли — поляне киевские жили все на той же территории. Как указывал Марр, название — известнейшего киевского племени весьма наивно думать происходит от слава поле. Этот термин, и вообще название любого народа, уходит своей историей в глубины дояфетических времен. Как видим, высокая земледельческая культура паралатов и лингвистические и этнографические данные говорят за то, что именно они являлись автохтонным ядром скифов, преемниками земледельческой культуры Триполья. Главное скифское племя паралаты — одно из основных предков восточного славянства.

Но какие у насесть основания генетически увязывать скифов с позднейшими славянами? Оснований этих так много, что разве слепой, или окончательно предубежденный, что для науки одно и тоже, может их не заметить. Мы исходим из непоколебимой, предпосылки, что восточные славяне автохтонны. Наиболее многочисленными племенами нашего Юга на протяжении почти тысячи лет, начиная с VIII века до н. э., были скифские племена, вернее конгломерат скифских племен. Из этого массива мы уже выделили местных оседлых земледельцев, преемников Трипольской культуры. На этой же самой территории развивается впоследствии культура восточного славянства. Уж одно это обстоятельство заставляет пристально всматриваться в скифские древности. Один из крупнейших археологов профессор Б. Рыбаков указывает, что во-первых, основные элементы русской культуры, жизненные центры Киевской Руси, располагались в том же районе, в котором жили скифы-пахари (паралаты), а именно, по обоим берегам Днепра (Киев, Канев, Чернигов, Переяславль, Полтава). Оборонительная линия Киева от половецких разбойничьих набегов проходила как раз там, где существовали старые скифские валы, предохраняющие скифов-пахарей от нашествия кочевников. Археологи говорят нам, что скифские городища оставались заселенными непрерывно вплоть до киевских времен. Во-вторых, тип скифских курганов близок к русским курганам Х века, раскопанных в среднем Поднепровье.[50] И там и здесь — деревянные камеры — домовины, и там и здесь воины хоронятся в полном вооружении и насильно погребаются рабыни, и там и здесь — конь, баран, бык употребляются в качестве жертвенных животных. В-третьих, установлена связь современного русского народного искусства со скифским. (Например, мотивы северно-русских вышивок). Сюжеты изображений, представляющих переходные звенья обнаружены в Х — XIII веках. Сравнительное изучение языческих верований скифов и восточных славян явно обнаруживает сходные черты. Славянский идол Святовит весьма сходен со скифской каменной бабой. Конь, меч и турий рог — атрибуты славянского четырехликого божества имеют своих скифских предшественников. Турьи рога вообще распространенный элемент ритуальных сцен как скифов, так и славян (так же как сравнение с «буйтуром» в героической поэзии Киева). В киевских терракотовых изделиях явно звучат пережитки элино-скифских изделий. Глиняное изображение женщин, иногда со скифским головным убором на руках, восходит к античным традициям, которые могли быть переданы только через скифов. Одежда киевских смердов, весьма напоминает одежду скифов. (Национальный костюм — вообще большое поле для исследований. Некоторые этнографы находят в современно украинском национальном костюме отголоски еще скифских и даже трипольских времен). Даже сам внешний вид скифа, каким он представляется нам по изображениям на греческих вазах, так напоминает исторический, всем знакомый тип славянина. Известно так же, что академик Марр видел большой скифский пласт в русском языке.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА (История и современное состояние вопроса -1948г.)"

Книги похожие на "ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА (История и современное состояние вопроса -1948г.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Свободин

Александр Свободин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Свободин - ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА (История и современное состояние вопроса -1948г.)"

Отзывы читателей о книге "ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА (История и современное состояние вопроса -1948г.)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.