» » » » Элла Емельянова - Как наши предки шили одежду


Авторские права

Элла Емельянова - Как наши предки шили одежду

Здесь можно купить и скачать "Элла Емельянова - Как наши предки шили одежду" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая детская литература, издательство Мозаика-Синтез, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Элла Емельянова - Как наши предки шили одежду
Рейтинг:
Название:
Как наши предки шили одежду
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
9785867759049
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Как наши предки шили одежду"

Описание и краткое содержание "Как наши предки шили одежду" читать бесплатно онлайн.



Наглядно-дидактическое пособие «Как наши предки шили одежду» предназначено для групповых и индивидуальных занятий с детьми младшего возраста в образовательных учреждениях и дома. Пособие с успехом может быть использовано на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, для развития речи и мышления.






Э. Л. Емельянова

Как наши предки шили одежду

1. Как выращивали лен

Били меня, колотили,

Во все чины производили,

На престол царем посадили…

(Лен)

Лен — первый текстильный материал растительного происхождения, который стали использовать люди. Несколько тысяч лет назад шить одежду из льна научились жители Индии. Позднее лен стали выращивать в Ассирии и Вавилоне. Египтяне изготавливали льняную ткань удивительного качества — необычайно легкую, тонкую и прочную. Качество волокна определяют по длине нити, получаемой из 1 кг пряжи. На современных фабриках из 1 кг пряжи вырабатывается нить длиной 40 км. В Египте у лучших мастеров из 1 кг выходило 240 км пряжи, настолько тонкой была нить. Такая ткань ценилась на вес золота — на одну чашу клали золотые слитки, на другую — ткань. К сожалению, секрет египетских мастеров до сих пор не открыт.

На Руси лен разводили с незапамятных времен. Хлопок у нас не растет, а вот для выращивания льна условия благоприятные. Русское льняное волокно в старину называли в Европе «северным (русским) шелком».

В середине VI века русский лен получил мировую известность. Персидский писатель Эд-Дин сообщал, что льняные одежды из земли русской знают за Самаркандом, в Северной Индии, в Калькутте и Дели. Лен с охотой покупали немцы, англичане, голландцы и французы.

Однако вырастить хороший лен сложно — процесс получения льняной ткани крайне трудоемкий.

Сеяли лен в мае. К севу тщательно готовились, отбирали семена, следили за приметами, чтобы посеять лен именно в нужный день — тогда он будет хорошо расти. Особое внимание уделялось фазам Луны: если хотели вырастить долгий, волокнистый лен, его сеяли «на молодой месяц», а если «полный в зерне» — то в полнолуние. Лен, возделываемый ради тонкого волокна, сеяли густо; чтобы стебли росли близко друг к другу и мало разветвлялись, на каждом стебле появлялось лишь два или три цветка. В то время когда лен зацветал, стебли в нижней части должны были совсем подчиститься. Сеяли лен обычно мужчины, доверяли эту работу самым искусным сеятелям. Впереди шел уважаемый праведный человек, которому боги даровали «легкую руку»: чего ни коснется, все растет и цветет. Сеять старались утром или вечером, когда поле покрыто росой, в тихую теплую погоду, чтобы ветер не разносил семена по сторонам.

При благоприятных условиях (если не было заморозков и засухи) семена быстро прорастали — на 5–6-й день появлялись всходы. Летом труженики тщательно ухаживали за посевами, следили, чтобы лен не зарос сорняками, чтобы его не погубили вредители или болезни. Все работы важно было проводить вовремя, лен растет быстро — созревает за 11–14 недель: «Лен две недели цветет, четыре недели спеет, а на седьмую неделю семя летит».

По мере роста и созревания стебель льна бледнел, становился полупрозрачным; нижние листья довольно рано начинали вянуть и опадать. Убирали лен в три периода, в зависимости оттого, какую ткань хотели получить. Самое тонкое, мягкое, блестящее, легко отбеливаемое волокно делали из недозрелого льна, у которого пожелтела только нижняя часть стебля. Правда, такая ткань была непрочной. Более грубое, но и более прочное волокно получали из льна, стебли которого желтели до половины. Самая прочная ткань выходила из созревшего льна.

Лето на Руси короткое, собрать урожай важно было до наступления холодов. Подмороженное волокно приобретало красный цвет, что считалось недостатком.

Уборку льна старались начинать после небольшого дождя, когда земля размягчена и вырывать растения легче. Стебли вытаскивали с корнями и клали рядом «в кресты» — одну горсть на другую. Горсть — это ровно столько, сколько может захватить рука взрослой женщины. Из собранных растений выбирали сорные травы, выравнивали корневые концы, отряхивали землю.

2. Отделение волокон от стебля. Мочение льна

Подсохшие снопы увозили с поля в специально построенное для обмолота здание — гумно. В некоторых местностях (там, где теплее) коробочки с семенами прямо на поле отрывали руками либо обрубали топорами, срезали косой. Семенные коробочки обмолачивали колотушками, дубинками, цепами, вальками, лапами (изогнутыми тяжелыми и очень прочными палками, вырезанными из ствола дерева вместе с корнем). В дело шли все подходящие инструменты. В работе участвовали дети, молодежь, главное — нужно было сделать работу в короткие сроки. Полученные семена ссыпали в крепкие холщевые мешки и хранили в сусеках — специально отгороженных местах в зернохранилище или амбаре. Стебли, которые предназначались для изготовления ткани, связывали в снопы, при необходимости досушивали.

Льняной стебель состоит из двух главных частей: деревянистого стволика и луба — слоя волокон, склеенных между собой и со стволиком особым клейким, «камедистым» веществом, которое растворяется в воде. Снаружи луб покрыт зеленой кожицей. Деревянистый стволик практической ценности не имеет, для изготовления тканей используются только волокна. Вес чистого волокна составляет всего лишь пятую часть веса стеблей.

Чтобы отделить волокно от древесины, камедистое вещество растворяли в воде. Сделать это можно было «росением» или «мочением». Отсюда два названия льняного волокна: «росенец», или «стланец», и «моченец». Там где позволяли погодные условия, после сбора льна стояли теплые дни, выпадала роса, предпочтение отдавали росению. Лен раскладывали — стелили (отсюда название — стлище) тонким слоем. Для стлища выбирали место ровное, освещаемое солнцем, защищенное от ветра. Желательно, чтобы неподалеку был водоем, тогда в случае засух стебли можно было дополнительно полить. Разостланный лен вылеживался в течение трех-четырех недель. Роса смачивала лен неравномерно, поэтому стебли периодически переворачивали. По мере созревания стебли льна приобретали серый цвет.

В некоторых районах лен мочили. Для этого выбирали водоемы со стоячей водой либо с медленным течением, при котором лен не заносился бы илом. Снопы на возах доставляли к водоему, опускали в воду, сверху прижимали гнетом — бревнами. От качества и свойств воды зависел цвет ткани, вода требовалась чистая и мягкая. Из льна, вымоченного в озерах, ткань получалась белой. Если лен мочили в реке, предугадать цвет ткани было сложно. Ткань могла приобрести желтоватый оттенок. В реках вымачивали подмороженный лен, чтобы скрыть красноту. Ткань, полученная из льна, который вымачивали в слишком холодной воде, могла приобрести синеватый оттенок. Важно было точно выдержать и время вымачивания. Если стебли передержать — ткань становилась менее прочной. Мочение продолжалось от 4–7 дней до нескольких недель. Крестьяне следили за процессом, делали пробы, высушивали лен и проверяли, хорошо ли отделяются древесные волокна («костица») от лубяных. При мочении лен становился скользким, от него исходил гнилостный запах. Прежде чем достать из воды, стебли тщательно выполаскивали, отжимали и только потом ставили сушиться. С развитием льноводческого хозяйства для мочения льна стали строить специальные помещения с печью и котлом для нагревания воды. В теплой воде (28 градусов) процесс мочения льна проходил быстрее — в течение двух суток, однако волокна, полученные таким способом, были менее качественными. Оптимальная температура, при которой получается сырье наилучшего качества, — 17–20 градусов.

3. Как лен сушили и мяли

После мочения лен сушили у печки в риге (специальный сарай), а если ее не было, то в бане. Для сушки устанавливали толстые жерди — колосники, а над ними закрепляли тонкие — разлуки. Снопы развязывали и ставили вертикально на колосники, верхушки опирались на тонкие жерди.

Чтобы просушить лен, хватало одной топки печи — ставили лен в полдень, а к утру, к первым петухам — он уже высыхал. И здесь тоже важно было соблюдать меру. Стоило немного лен пересушить, он становился ломким, ткань из него получить было невозможно и он годился разве что на паклю. Высушенный лен называли трестой.

Вот как описывала процесс сушки Н. А. Деревнина: «Сушили лен в бане, на повите, потом на полатях. Но самые нетерпеливые хозяйки несли его сразу в избу и сушили на широкой русской печи. Высушенный лен имеет неказистый вид: темный, сухой, ломкий, занозистый. И только сами мастерицы знают, как идет превращение невзрачного стебелька в белоснежную ткань».

На следующем этапе работы надо было отделить древесину от волокон. Для этого лен мяли в три приема с помощью различных приспособлений — мялок. Используя мялку, разламывали костицу (деревянистую оболочку стебля) и частично ее удаляли. Мять лен начинали осенью, когда были закончены все полевые работы и убран хлеб.

Мялка представляла собой брус с выдолбленными в нем пазами; один конец снабжен парой ножек, другим концом мялка устанавливалась на скамье или на обрубке бревна. Подвижная часть мялки — нож, или било, — соединялась с неподвижной частью шарниром, имела два ребра, входивших в пазы бруса. Пучок тресты клали поперек мялки и ударяли по ней ножом. Предельная производительность такой мялки была не более двух пудов волокна в сутки. Если льна было много, могли использовать мялку, с двойным билом: на его нижней поверхности делали не одно, а два ребра. В конце XIX века в помещичьих хозяйствах появились механические мялки — ручные и конные.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Как наши предки шили одежду"

Книги похожие на "Как наши предки шили одежду" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Элла Емельянова

Элла Емельянова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Элла Емельянова - Как наши предки шили одежду"

Отзывы читателей о книге "Как наши предки шили одежду", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.